«Зима 2025»

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Работа посвящена анализу проблемы формирования толерантного сознания в условиях школы.Проблема терпимого отношения к людям иной национальности,культуры религии,образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе


Аннотация

Работа посвящена анализу проблемы формирования толерантного сознания в условиях школы. Проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии, образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной.

Целью данной работы является распространение опыта толерантного воспитания школьников.

Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;

Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Формирование традиций классного коллектива.

Область примененения: уроки, внеурочная деятельность

Формы и методы реализации: дискуссии, изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий, игры, экскурсии, классные часы, тренинги.

Возраст обучающихся:12-18 лет







В каждый момент нашей жизни

мы должны стараться отыскивать

не то, что отделяет от других людей,

а то, что у нас с ними общего.
Д. Рескин



В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания.

В современной социокультурной ситуации школа является местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, так как именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

Проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии, образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной. В конце 20 века произошла переориентация в семейном воспитании от коллективизма к индивидуализму, поэтому среди подростков возникла взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Средства массовой информации тоже не уделяли должного внимания коммуникативности и толерантности в обществе.

Наша маленькая многонациональная республика отличается от всех республик постсоветского пространства толерантностью и дружбой всех национальностей. Нам необходимо это сохранить для следующих поколений. Поэтому перед школой стоит задача активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Цель воспитания - ознакомить детей с культурными традициями  других народов, постараться воспитать благожелательное отношение, уважение к людям других национальностей, их культуре и традициям.

Толерантность - залог мира на Земле. Будущее зависит от каждого из нас, от наших взглядов и убеждений. Судьба человечества – в руках человека.

Термин «толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. Данный вопрос привлекал внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Д. Мильтон, Ш. Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, Л.Н. Толстой. ,В.В. Соловьев рассматривают толерантность в своих трудах [1].

В «Философском энциклопедическом словаре» 1994 года толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции» [2].

В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Она понимается как способность выносить стрессовые нагрузки, как переносимость организмом лекарств и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Такой точки зрения придерживаются такие исследователи как: С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина. Г.У. Солдатова подчеркивает «это не просто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание.» [3]. В содержании понятия «толерантность» А.Г. Асмолов выделяет три основных аспекта: «один связывает данное понятие с устойчивостью, выносливостью, другой – с терпимостью, третий – с допуском, допустимостью, допустимым отклонением»[.5]. На мой взгляд, есть и четвертый аспект, который связан с воспитанием, воспитанностью и который не менее важен.

В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Первая статья Декларации принципов толерантности гласит: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». [4]

Таким образом, толерантность — есть активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. Все вышеуказанные моральные качества наилучшим образом характеризуют человека высокоразвитой внутренней культуры. Но ведь никто не рождается духовно богатым. Каждый представитель нового поколения людей лишь постепенно приобретает нравственный образ в процессах воспитания и образования, активными участниками которых являются семья, общеобразовательные учреждения, социум, церковь, разнообразные институты социализации. Важнейшая воспитательная цель сегодня — это гуманизация подрастающего поколения, приобщение его не только к национальным, но и к мировым духовно-нравственным ценностям. Учащиеся не свободны от иллюзий: они считают свою точку зрения, личностные нормы поведения и представления единственно верными и нормативными. Разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, нравов и обычаев является основой жизнеспособности развития ученического микроклимата. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. «Педагогическая толерантность, в свою очередь, это — признания разнообразия воспитанников, проявление конструктивного отношения к этому многообразию» [http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/147/7193/]

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества и толерантность — это те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе».[7]Молодое поколение воспитывается жизненными реалиями, поэтому воспитание на основе вечных истинных ценностей не только педагогическая проблема, это проблема всего общества.

Особую актуальность приобретает проблема толерантности в условиях многонационального школьного коллектива. В школе, как и во всём Приднестровье не возникает конфликтов на национальной почве, не смотря на то, что учатся дети 13 национальностей. Но, проблема есть, она состоит в том, что дети мало знают культуру, традиции своих предков, а также культуру и традиции других народов . Живя рядом, представители разных народов мало, что знают об обычаях и традициях друг друга. Так как основы толерантного отношения к национальным и культурным традициям и обычаям народов закладываются в детском возрасте, то в современных условиях важным является сохранение национальных культур, развитие межнациональных связей в рамках школы, города, республики. Необходимость этой работы обусловлена тем, что в нашей школе обучаются дети не только нашего города , но и ученики из города Резина. В моём классе, училась Недух Светлана, которая прибыла к нам из г.Резина. Перед новогодними праздниками стала рассказывать одноклассниками, какие у них в городе есть обычаи в новогодний вечер, на что некоторые ученики ответили, что это скучно, а другие стали смеяться. Отсюда и возникла идея создания школьного этнографического музея совместно с учениками. Класс разделился на четыре группа. Первая группа оформляла уголок русской культуры, вторая группа –украинский уголок , третья группа –молдавский уголок и четвертая группа стала экскурсоводами . Цель создания мини-музея «Национальные традиции сохраним» не только в изучении и сохранении культурных ценностей и народов Приднестровья, но и в воспитании коллективизма, умения работать в команде, оказывая помощь друг другу. Функционирование музея способствует формированию знаний традиций, обычаев, нравов русского, украинского и молдавского народа у всех учащихся школы. Музей оформлен в виде комнаты , в нем присутствуют предметы старинной мебели и утвари: лавки, ухваты, чугунки, деревянные ложки. Это дает возможность погружаться в мир истории и искусства. В музее хранятся русские народные костюмы, деревянные прялки, глиняная посуда. Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты) и женского рукоделия (деревянные прялки, веретёна, швейка). Собрана коллекция из металла: серпы, замки, петли, гири, безмены, утюги. Имеется в наличие и коллекция русских самоваров. На некоторых из них сохранилось клеймо завода-изготовителя и медали выставок. Приложение1

Эта работа дала положительный результат, не только в том , что в школе создан этнографический музей, но самое главное ,что ученики узнали культуру, быт, традиции разных народов С уважением стали к ним относится и пропагандировать эту работу в других классах .

Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это помогает детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа. Каждый , кто побывал в нашем музее, учится уважать старину и опыт предков, учится гордиться славой своей Родины и родного края, постигает характер Приднестровского человека, его трудолюбие и талант. Это были выпускники 2014 года, многие из них поступили учиться в Россию, и они продолжают нести свою любовь к родному Приднестровью, организуя разные конкурсы, где показывают культуру и обычаи нашего края. Приложение2

Вся эта работа помогает на практике формировать принципы толерантных установок:

-равноправие (независимо от пола, национальности, религии); - взаимоуважение друг к другу;

-изучение, сохранение и развитие культуры и традиций русского украинского, молдавского и других народов населяющих Приднестровье;

-проведение и участие в событиях общественного характера;

-сотрудничество и солидарность.

Планируемые результаты:

1.Наличие заинтересованности у всех участников образовательного процесса в реализации поставленных задач.

2.Развитие толерантного сознания участников образовательного процесса путем:

-углубления знаний об обычаях, традициях и нравах народов проживающих на территории Приднестровья;

-овладения навыками социального взаимодействия и толерантного общения;

-осознания каждым учеником и их родителями важности изучения; культурного наследия народов Приднестровья для воспитания патриотизма, развития и обогащения его культуры;

3.Повышение мастерства педагогов по формированию толерантных качеств личности школьников и проведений учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

4.Успешная социализация подростков, их способность проявлять качества толерантной личности и применения в практической жизни полученных знаний в области культуры, традиций народов Приднестровья для участия в развитии гражданского общества и повышения гражданской активности.

Особую роль по воспитание толерантности играет учебно-воспитательный процесс. Для меня на протяжении многих лет привлекательными были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. В соответствии с возрастными особенностями детей ,использую проектную деятельность. Например, на уроках молдавского языка и литературы в ученики 9 класса создали интересный проект по теме «Пушкин в Молдове». Первая группа представила краткую историческую справку о Пушкине в Молдавии, вторая группа рассказала о дружбе между ним и молдавскими писателями, третья группа создала презентацию об А.С.Пушкине в г.Бендеры ,где доказала, что поэт посвятил нашему городу Бендеры свои бессмертные строки в эпилоге поэмы «Полтава» и в стихотворении «Приезд».В этом же классе по теме «А.Донич» применила исследовательскую технологию, где ученики, исследуя творчество А Донича, доказывают, что написать басни его вдохновляли басни Ла Фонтена и И.А. Крылова. В 1840 и 1842 г. были изданы две книги "Басни" как с его собственными произведениями, так и с переводами. Исследуя литературу по биографии А.Донича, они уделили особое внимание месту рождения  А.Донича, ребята узнали, что с 1976 г. в усадьбе семьи Донич действует музей, где собраны экспонаты, отражающие жизнь и деятельность баснописца. Дом расположен в центре небольшого парка, а рядом находится маленькая церковь семьи Донич. Самостоятельная исследовательская работа в корне изменила отношение к баснописцу, они полюбили его басни, но и дала возможность развивать исследовательские, коммуникативные навыки учеников.

В пятом классе наибольший результат даёт применение игровых технологий. Примером может быть урок : «Новогодние традиции и обычаи нашего края». На этом уроке дети, одетые в национальные костюмы, посевали ,колядовали. Это был целый спектакль, сопровождаемый звоном колокольчиков ,свистом кнута и рычанием «бугая».(Приложение 3)

Такие уроки не только развивают лексические навыки ,но и расширяют уровень знания о традициях и обычаев ,воспитывают любовь к родному краю.

Особой любовью в нашей школе пользуется праздник «Мэрцишор».На уроках мы изучаем легенды и готовим представления для всей школы, так как наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели были использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между учениками. Например, в этом году было организованно театрализованное представление, в котором учащиеся разных классов поздравили педагогический коллектив с первым днем весны.(Приложение4) Также был организован конкурс на изготовление самого оригинального мэрцишора, конкурс подделок, газет на ту же тему.( Приложение5)

В 2014 году мы организовали мини-концерты на переменах на всех этажах школы.Особенно нашим ученикам понравилась игра на дудке и нае .В этот день артистами стали более 200 учащихся разных классов .

Именно  деятельность,  основанная  на  методе  воспитывающей  ситуации,  сможет  помочь   школьникам проявить  свое  личностное  отношение  к  широкому  кругу  людей,  событий,  фактов.  Ребенок  поставлен  перед  необходимостью  сделать  нравственный  выбор,  в  том  числе  и  в  вопросах  отношения  к  природе  родного  края,  заинтересованности  историческим  прошлым  своей  семьи,  малой  родины,  Отечества,  личного  участия  в  общественно  значимых  делах  класса,  школы. В  этом  случае  внеурочная  деятельность  приобретает  форму  социальной  практики.  Главная  цель  социальной  практики  в  рамках  гражданско-патриотического  воспитания  в   школе  –  понимание  культурных  традиций  своего  народа  и  культурное  воспитание,  развитие  толерантности  в  отношении  окружающих  людей,  изучение  традиций  своей  семьи  и  формирование  исторической  памяти,  а  также  раскрытие  личностных  качеств  школьника. В этом играют большую роль экскурсии. Мы начали с изучением достопримечательностей нашего района: побывали в с.Строенцы и с. Рашков. Знакомились не только с достопримечательностями данных сёл, но и общались с местными жителями, которые рассказывали об истории села, о своих традициях и обычаях. (Приложение №6) Развитие любви к культуре народов, живущих на территории Приднестровья, также выполняется через изучение песен, колядок. Ученики исполняют русские, украинские и молдавские песни на всех концертах в школе и в городском Дворце культуры. (Приложение №7)

Классный руководитель особо чувствует обстановку в классе. Для того, чтобы она была всегда благоприятной, учитывая возрастные особенности своих учеников, запланированы коллективные дела, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Очень важно эту работу проводить в пятом классе, поскольку необходимо узнавать их и сплотить коллектив с самого начала. Необходимо помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим. Для этого проводятся множество классных часов и внеклассных мероприятий.

Так как в этом году снова классное руководство в пятом классе . Очень хочется, чтобы они были такими же толерантными и дружными, как и выпускники 2014 года. Для этого провела вместе с психологом школы диагностику по определению типа темперамента учащихся. По результатам диагностики психолог Ротарь С.А. дала рекомендации по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента. (Приложение8)

Школа – это целый мир, полный радости, эмоций и чувств. Она объединяет людей желанием учиться и познавать что-то новое. Для детей нет ничего удивительнее, чем овладеть чем-то совершенно небывалым.

Нам безумно повезло с профессией! Мы постоянно общаемся с учениками, которые такие разные и особенные, но в тоже время нас объединяет любовь, дружба. Все педагоги стараются довести до каждого ребёнка, чтобы они стремились изменить себя в лучшую сторону, не только познать что-то новое, но и понять главное в жизни – дружить и делать людям добро. Каждый должен жить в мире с миром и собой. Лев Николаевич Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».  

Закончить свою работу хочется словами известного драматурга Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Мы разные, но мы вместе! Учителя и дети! Только совместная деятельность может нас сплотить, и мы, учителя, сможем воспитать поколение толерантных, высоконравственных людей, патриотов своей страны.


Литература

1.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 1995.

2.Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. – 576 с.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4.Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). // Статья 1.

5.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000

6. интернет ресурс -http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/147/7193/

7. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2007.-№6.-С.8-16.

8. Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 103-105.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Зима 2025»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее