Чудеса немых искусств.
Так называлась выставка, открытая в Третьяковской галерее в 1999году. Посвящёна она была 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина и должна была раскрыть мир поэта, его жизнь, личную и общественную, в кругу тех художников, с которыми Пушкин общался и которые были ему духовно близки.
Я хочу пригласить вас на выставку в мою галерею, которая станет моим посвящением памяти великого русского поэта, потому что, по его словам, «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Пушкин – единственный в России поэт, чьё имя дало название одному из периодов русской культуры. Первая треть 19 века вошла в историю как «пушкинская эпоха», а искусство этого времени – как «искусство пушкинской поры». Необычность искусства пушкинского времени выразилась во взаимном притяжении и взаимном влиянии Пушкина и других живописцев, рисовальщиков, скульпторов, гравёров – его современников, в очень органичном единстве их художественного мироощущения, этических и эстетических идеалов. Почти со всеми, кого я сегодня представлю, поэт был лично знаком, многие были его друзьями, любимцами его Музы. Общение с О.А.Кипренским и К.П.Брюлловым, А.О.Орловским и Ф.П.Толстым было ему столь же необходимо, как общество Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, И.А.Крылова, В.А.Жуковского. Художественные произведения Пушкин называл «чудеса немых искусств».
1.Крупнейшего мастера портрета, художника-романтика Ореста Адамовича Кипренского лицеист Пушкин впервые увидел в 1813 году в Царском селе. Ему посвящена моя первая экспозиция. Кипренский рисовал пушкинского однокашника Сашу Бакунина и двух девушек, которым юный поэт посвящал свои первые стихотворные признания, - Екатерину Бакунину и Наталью Кочубей.
Итак, я счастлив был, итак,
я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья.
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!»
А с 1817 года обществом окончившего лицей Пушкина стал тот же литературный и художественный круг, к которому принадлежал Кипренский. Они оказались близкими по духу людьми. Кипренский создал ряд портретов современников: Е.П.Растопчиной (1809), Д.Н.Хвостовой(1814), С.С.Уварова и В.А.Жуковского (1815) и других. К 1827 году Пушкин – автор южных поэм, нескольких глав «Евгения Онегина, «Бориса Годунова», стихотворения «Пророк» - уже воспринимался современниками как явление национальной культуры.
Кипренский, создавший большую портретную галерею лиц пушкинского окружения, понимал, «что есть Пушкин», и это понимание претворилось в знаменитом портрете. Художник написал его по просьбе лицейского друга Пушкина, Антона Дельвига летом 1827 года, когда поэт вернулся в Петербург из михайловской ссылки. Александр Сергеевич был грустен, он только что отослал своим друзьям – участникам восстания на Сенатской площади – «Послание в Сибирь». Художнику хотелось увидеть улыбку на дорогом лице – он шутил, вспоминал забавные случаи, и Пушкин благодарно улыбнулся, но печаль не оставляла его. А уже первого сентября того же года публика увидела портрет на осенней выставке в Академии художеств.
Кипренский запечатлел в портрете не Пушкина в жизни, а Пушкина – гениального поэта. Этот портрет Кипренский собирался показать в Европе, где знали и любили стихи А.С.Пушкина. Главное в портрете – ярко сияющие глаза, отражающие состояние души поэта: он «звуков и смятенья полн»; муза с лирой и фон, чуть высветленный вокруг головы, напоминающий лавровый венок, которым в Древней Греции возвеличивали поэтов.
Пушкин очень любил этот портрет. После кончины Дельвига в 1831 году он выкупил портрет у его вдовы. Долгие годы портрет находился в семье поэта и только в 1916 году был приобретён у его внука Григория Александровича Пушкина в Третьяковскую галерею. Знаменательно стихотворение «Кипренскому» - поэтическая благодарность Пушкина:
Себя как в зеркале я вижу.
Но это зеркало мне льстит…
2. Из михайловской ссылки Пушкин был вызван царём в Москву. Здесь в конце 1826 – первые месяцы 1827 года его портрет исполнил крупнейший московский портретист Василий Андреевич Тропинин... О его создании ходило много легенд, но достоверные сведения содержатся в письме приятеля поэта, С.А.Соболевского, историку М.П.Погодину от 1868 года: "Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его с разными фарсами". Пушкин ходил на сеансы к художнику в дом Писарева на Ленивке.
Два портрета, написанные с разницей в несколько месяцев, - да разных Пушкина. На тропининском портрете – домашний Александр Сергеевич, «Пушкин в жизни», и тем, быть может, особенно привлекательный для нас.
С.А.Соболевский оставил портрет в доме А.П.Елагиной на время отъезда за границу в 1828-1833 годах, откуда он был украден, и найден князем М.А.Оболенским уже в 1850-е годы в московском магазине старинных вещей. Когда новый владелец попросил Тропинина «подправить» портрет, художник ответил: «Нет! На это моя рука не подымется! Это будет святотатством. Это писано здесь с самого Пушкина… я могу только почистить».
Здесь я хочу представить вам две копии, сделанные с портрета работы В.А.Тропинина: А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу; И.Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Сейчас находится в Праге.
3. В 1817 году в салоне президента Академии художеств А.Н.Оленина Пушкин познакомился с Фёдором Петровичем Толстым и Александром Осиповичем Орловским. Поэту нравился романтический характер и темпераментный стиль рисунков Орловского. Во второй песне «Руслана и Людмилы» Пушкин дал ему точную характеристику:
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»
Эту «набросочную» манеру он оценил не случайно: таковы были его собственные рисунки. Портретные рисунки Пушкина – особое явление в русской художественной культуре: это не столько наброски поэта, сколько именно художника, рисовальщика. И они могут рассматриваться в истории русского рисунка наряду с произведениями Орловского и Кипренского. (Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу; Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.)
Знакомство Пушкина с Орловским продолжилось по возвращении поэта из ссылки. В 1828 году Пушкин часто посещал мастерскую художника в Мраморном дворце.
4. В 1824-1826 годы, находясь в Михайловском, Пушкин, описывая в «Евгении Онегине» альбомы светских дам, с восхищением вспоминал акварели Ф.П.Толстого:
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…
Акварели и рисунки Толстого, гипсовые медальоны, посвящённые военным событиям 1812-1814 годов, исполненные по его моделям, украшали гостиные, будуары, кабинеты и в обеих столицах, и в провинции. В 1830-годы дом Толстого в Петербурге являлся одним из центров художественной жизни, и Пушкин бывал там постоянно. Толстой был близок ему как человек большой культуры и как человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.
5. Николай Иванович Уткин был выдающимся мастером гравированного портрета на меди, создателем целой галереи образов современников. Дельвиг не случайно заказал ему гравюру с портрета работы художника Кипренского для своего альманаха «Северные цветы»: только Уткин был достоин гравировать его. Уткинский портрет нравился самому поэту, его близким и друзьям, он был приложен ко второму изданию «Руслана и Людмилы». В 1838 году Уткин сделал ещё одну гравюру с портрета Кипренского. На сей раз из стали. Уткин вспоминал о его последней встрече с Пушкиным и просьбе поэта сделать его портрет: «Пушкин как будто желал, чтобы черты его подольше сохранились сталью»… как будто предчувствовал, что это будет последняя дружеская услуга знаменитого гравёра. Художник исполнил желание Пушкина.
6. К лучшим изображениям Пушкина среди его небольшой прижизненной галереи принадлежит гравированный на стали портрет работы английского художника Томаса Райта, выполненный по его собственному рисунку. Райт приезжал в Россию дважды. Пушкин, интересовавшийся английской культурой, не мог не обратить внимания на творчество работавших в Петербурге британских художников. Рисовал Пушкина Райт – в последний месяц жизни поэта. Этому художнику принадлежит также серия карандашных портретов самых близких Пушкину людей – его жены и детей. Детские изображения в наши дни находятся во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге.
А замечательный портрет Н.Н.Гончаровой и по настоящее время хранится в семье потомков Пушкина.
7. На одной из художественных выставок судьба подарила встречу с Пушкиным будущему знаменитому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Этот талантливый художник станет автором серии картин на тему: «Пушкин и море». Самая знаменитая из них – «Прощание Пушкина с морем» - была написана Айвазовским совместно с И.Е.Репиным. В ней образ моря предстаёт как символ свободы, которую жаждет душа поэта…
Прощай свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
«К морю», 1824.
8. Выдающемуся мастеру акварельного портрета того времени Петру Фёдоровичу Соколову принадлежит изображение Пушкина, созданное в 1836 году. Современники по-разному оценивали этот портрет. Сергей Львович, отец поэта, утверждал, что это «единственный настоящий Пушкин». Восхитительны женские образы, созданные этим художником, в них воплощён образ женщины – мечты Пушкина-поэта и Пушкина-человека, безупречное, грациозное. Воздушное, чистое существо. Среди большой галереи лиц, запечатлённых в карандашных и акварельных портретах пушкинской поры, созданных О.А.Кипренским, П.Ф.Соколовым, К.П.Брюлловым, - широкий круг светских знакомых поэта и множество близких ему людей.
Какой задумчивый в них гений.
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
В них скромных граций торжество;
Так созерцает божество.
«Её глаза», 1828
А Александр Павлович Брюллов исполнил для Пушкина известный портрет Натальи Николаевны Гончаровой в год их женитьбы. Он удивительно созвучен образу, созданному поэтом в стихотворении «Мадонна» - «чистейшей прелести чистейший образец».
9. Неповторимое своеобразие архитектурных пейзажей двух столиц – питало творческое воображение Пушкина. Древний кремль, золотые купола храмов на живописных холмах и берегах московских рек, дома и дворцы. С лицейских лет Пушкин жил среди классических ансамблей Петербурга и его окрестностей – Павловска, Царского Села, Петергофа. В Эрмитаже, в Академии художеств он видел залы с коллекциями античной скульптуры, питавшие его интерес к древней истории. Впечатление от скульптуры «Девушка с разбитым кувшином» работы Павла Петровича Соколова, украшавшей Царскосельский парк, отозвалось поэтическим эхом через двадцать лет в Болдине:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.
«Царскосельская статуя», 1830.
«Пушкинские» Петербург и Москва ярко воплотились в литографии у С.Ф Галактионова, А.Е.Мартынова, К.П.Беггрова. Их образы слились с образами мест, рождённых бессмертными стихами А.Пушкина.
10. В 1837, в год смерти поэта, пушкинский знакомый, живописец Григорий Григорьевич Чернецов, завершил большую картину «Парад на Царицыном лугу». На ней в качестве зрителей парада художник поместил более двухсот портретных изображений современников. Особенно много на картине деятелей искусства – известных писателей, артистов, музыкантов, художников. Здесь на фоне Летнего сада - И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич и среди них А.С.Пушкин. Основой для фигуры Пушкина послужил карандашный рисунок, сделанный Г.Чернецовым с натуры, в рост,15 апреля 1832 года.
Известно, что с младшим братом художника – пейзажистом Никанором Чернецовым - поэта сближали воспоминания о путешествиях по Кавказу и Крыму, которые оставили яркий след в творчестве поэта и были источником вдохновения для художника.
Братья художники воспользовались ещё раз сохранившимся у них рисунком, когда Жуковский заказал им картину в память о погибшем друге. «Пушкин в Бахчисарайском дворце, а точнее и более символично – «Пушкин у «Фонтана слёз».
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
«Бахчисарайский фонтан», 182101823
Картина эта положила начало посмертной «изобразительной Пушкиниане».
11. Мы с вами в последнем зале моей выставки. Портреты Пушкина писали и многие художники, которые не были лично знакомы с великим человеком, или им не довелось жить в великое пушкинское время. Я нашла такие работы и посвятила им данную экспозицию. На этих изображениях Пушкин очень разный, истории их интересны и не похожи друг на друга, но все эти работы объединяет одно – желание показать бесконечное обаяние личности поэта и неиссякаемый интерес к его биографии. Художник Ю.В.Иванов. Саша Пушкин, лицеист.
Б.М.Кустодиев. «Портрет А.С.Пушкина», 1815г. Бумага,итальянский карандаш.
Художник В.А. Серов. Пушкин на прогулке. 1899;
Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, 1911.
В.И. Шухаев. "Портрет Пушкина". 1960г. Бумага, пастель;
Карандашный рисунок неизвестного художника.
Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен. (Щербаков Борис Валентинович Народный художник РСФСР. Член-Корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии, полученной за картину «Заседание президиума Академии наук СССР» (1951-1953). Работы Бориса Щербакова находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, многих музеях бывшего СССР, а также в Белом доме и конгрессе США).
Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой;
Художник Н.Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). 1875 г.
Портрет работы Петрова-Водкина.
Д.Н.Кардовский. Пушкин среди декабристов в Каменке. 1834г.
Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.
И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло.
Особо хочу остановиться на портрете И.Л.Линёва (1837г. Холст, масло), который до некоторых пор считали последним прижизненным изображением А.С.Пушкина. Это загадочный портрет. И вот почему. По мнению некоторых исследователей, он наиболее реалистически передает внешность и состояние Пушкина в последние годы жизни. Об истории создания портрета не сохранилось ни документальных данных, ни свидетельств современников. Поступивший в музей портрет Пушкина был реставрирован и дублирован (авторский холст наклеен на новое основание). Навели справки — чьей кисти он мог принадлежать. По начальным буквам „И. Л.“ и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И. Л. Линева». Признав, что о портрете по-прежнему ничего не известно, кроме того, что сообщил о нем исследователь Либрович, эксперт Зильберштейн сделал попытку доказать, что портрет написан с натуры. Факт создания портрета Зильберштейн связал с двумя нерасшифрованными записками В. А. Жуковского к Пушкину, условно датируемыми началом 1836 г. В них Жуковский приглашает Пушкина к себе для позирования художнику.
«... завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти».
«Жестокий реализм портрета, — пишет Зильберштейн, — естественно не понравился Пушкину и, очевидно, не пришелся по душе Жуковскому. Этим и можно объяснить тот факт, что портрет скоро оказался забытым и на целых 50 лет пропал из поля зрения».
Искусствовед Э.Ф.Голлербах высказал некоторое сомнение в том, что портрет прижизненный: «... трудно предположить, что появление нового портрета Пушкина в последние годы его жизни осталось незамеченным его современниками».
Ссылаясь на «мертвенность облика Пушкина», «некоторую окоченелость лица, не уменьшающую, однако, впечатления сходства», Голлербах высказывает предположение, что Линев мог сделать портрет с рисунка Ф. А. Бруни «Пушкин в гробу» или собственной подобной зарисовки, которую затем «превратил в портрет живого Пушкина». По данным экспертизы, портрет написан на ранее использованном под другую живопись холсте. Этот момент также вызывает сомнение в создании портрета с натуры. Вряд ли художник, писавший заказной портрет прославленного поэта, использовал бы старый, уже употребленный холст. Наконец, странно выглядит и сама подпись автора портрета. Не просто монограмма (И. Л.), но вместо букв фамилии проставлены точки. Подобные подписи не встречаются у художников.
Итак, те факты, которыми располагают исследователи сегодня, дают все основания для того, чтобы исключить этот портрет из числа прижизненных и отказаться от авторства Линева. Нет ни одного реального довода, который позволил бы рассматривать портрет в одном ряду с работами Тропинина и Кипренского.
Это портрет явно посмертный, выполненный в конце 1830-х или начале 1840-х гг. художником-монограммистом «И. Л.» скорее всего по какому-то литографированному портрету, появившемуся после смерти Пушкина. Оригинал значительно изменен, не сразу узнается. Возможно, портрет был скомбинирован с нескольких изображений Пушкина.
12. «Все художники, удостоенные пушкинского слова, или стиха, или даже «графического отклика, - крупнейшие мастера, чьи имена олицетворяют художественную культуру пушкинской эпохи – золотого века истории изящных искусств. Пушкин художников любил, ни разу не уколол их острой эпиграммой, охотно ходил по мастерским, одаривал их своими стихами. Тяга к изящным искусствам жила в поэте всю жизнь. Создатели «немых искусств» платили и продолжают платить ему признательностью. «Изобразительная Пушкиниана» была начата ещё при жизни Пушкина, и с тех пор, вот уже два века, образ поэта. Его судьба и творчество остаются для художников неиссякаемым источником вдохновения (Л.И.Певзнер).
9