Тема урока: «Проектирование орнамента».
Цели урока:
Образовательная:
отработка навыков работы с графическим редактором;
повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;
научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
закрепить навыки работы с командой Отразить/Повернуть;
познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
наличие межпредметных связей;
Развивающая:
развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Задачи урока:
продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
Расширение знаний об орнаменте и его видах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, карточки с вопросами, карточки с орнаментом.
Формы: коллективная, индивидуальная
Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК
Этапы урока:
Организационный материал.
Постановка цели урока.
Разминка
Актуализация знаний:
фронтальный опрос
работа с раздаточным материалом
Изучение нового материала:
Орнамент
Физкультминутка
Практическая работа за компьютером
Постановка домашнего задания.
Подведение итогов урока.
что нового сегодня узнали?
оценки за урок.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.
– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Я вам ответить на вопросы кроссворда.
Актуализация знаний:
Кроссворд.
| 8 |
|
|
|
| ||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
Кисть, ластик, эллипс, прямоугольник – это …?
Изображение, создаваемое в графическом редакторе.
Инструмент для закрашивания замкнутой области рисунка.
Специальным образом выделенная часть рисунка.
Элемент окна Paint, содержащий пункты Файл, Правка, Вид…
Необходим для рисования линий.
Набор цветов.
Рисунок, состоящий из повторяющихся элементов.
III.Мотивация:
Как-то я услышала небольшой спор. Одна девочка нарисовала на компьютере в графическом редакторе несколько ромашек, а мальчик, посмотрев на её рисунок, засмеялся:
– Зачем тебе столько ромашек? Вот у меня – совсем другое дело! Я научился рисовать машину. А что, твои цветочки? Какая от них польза?
На это девочка ответила:
– Мне кажется, что от такого рисунка тоже польза бывает!
Не могу не согласиться с ней! Ведь у неё получился самый настоящий орнамент! Так называют особые повторяющиеся узоры, которые известны в искусстве разных народов с самой глубокой древности.
Тема урока: Рисование орнаментов.
- Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит» Что она обозначает?
- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодиться.
- А вы бы хотели сегодня сами спроектировать орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?
- Создать проект орнамента на компьютере.
IV. Разминка.
1. Задание: Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ВИКЛААТУРА
ШЫМЬ
ТОРНИМО
СТКИДОЖЙ
НЕРСКА
Определите, какое слово в группе лишнее.
2. Задание: Художник рисовал снеговика, и время от времени фотографировал его, чтобы сделать учебный фотоальбом. Расположив фотографии в правильной последовательности, вы прочтёте по буквам, которыми они подписаны, название одного из пунктов меню приложения Windows-Paint. Охарактеризуйте данный пункт меню.
3. Фронтальный опрос.
Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно руки поднимайте.
Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)
Какие инструменты мы не назвали?
V. Работа с раздаточным материалом.
Работа на карточках.
1) Графическим редактором называется программа, предназначенная для ... a) Редактирования вида и начертания шрифта b) Создания графического образа текста c) Работы с графическим изображением 2) Программа Paint запускается следующим образом: a) Пуск – Все программы – Стандартные – Paint b) Пуск – Все программы – Paint c) Все программы – Пуск - Стандартные – Paint 3) Для создания нового файла в Paint необходимо: a) Файл – Создать b) Файл – Открыть c) Рисунок – Очистить
4) При заливке фигуры другие области зальются в случае, a) Когда контур фигуры непрерывен b) Когда контур фигуры имеет разрыв c) Когда контур фигуры имеет два последовательных разрыва на одной прямой
5) Определить, что получится в результате выполнения следующих действий (сделать рисунок):
А теперь проведем взаимоконтроль. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим правильность выполнения теста. За правильный ответ на вопрос даем один балл, иначе – 0 баллов. VI. Изучение нового материала (Слайд презентации) – Ребята, напомните пожалуйста тему нашего урока. - Проектирование орнамента. - Правильно. А что же такое орнамент? |
Слово «орнамент» происходит от латинского ornare – украшать.
Орнаменты, пожалуй, самые древние украшения! Однажды люди подметили, что если самый простой рисунок, к примеру, любой геометрический элемент, повторять несколько раз в ряд, то получается очень красиво. И стали украшать такими рисунками посуду, книги, жилища и одежду.
Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нами как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение.
На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так.
Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия.
Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
Волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в землю; круг представлял собой солярный (солнечный) знак; крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование одних и тех же изображений.
- Любой ли узор можно назвать орнаментом?
- Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
Сейчас мы с вами рассмотрим виды казахских орнаментов.
Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Они широко применяются при украшении юрты, одеяла, бесiк (колыбель), ювелирных изделий, охотничих и других подручных средств.
Выделяют четыре группы орнамента
1.флористическая (растительный мир): «жапырак» - листья, «YШ жапырак» -трилистник, «шиыршык» - бутон, «гул» - цветок;
зооморфическая (живописный мир): «мүйiз» - рог, «космуйiз - парные рога, «кынырмуйiз» - кривые рога, «сыныкмуйiз» - сломанные рога, «табан» - след, «еркеш» - горб, «казмойын» - гусиные шейки и т.д.;
геометрическая: «суйiр» - ромб, «ирек» - свобода, «шаршы» - квадрат и т.д..
космогоническая: дөңгелек-круг, төртқұлақ-крестовина, шұғыла-луч солнца, шимай-спираль, бітпес-нескончаемый и т.д.
Каждый из них несет в себе определенный смысл.
Сегодняшние народные умельцы и мастера исходя из новых потребностей продолжают развивать и совершенствовать народное искусство, принося свежие мысли и изюминку, обогащая его новым содержанием. Старые мастера ещё помнят древнюю символику, вкладываемую в название некоторых орнаментов.
Кошкар муйиз (бараньи рога) обозначают материальное благополучие скотовода.
Одежда украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня) сшита для дальной дороги.
Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).
Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет – символ истины, радости, счастья.
VII. Проблемно – поисковая работа. (Создание орнамента).
– Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с орнаментом.
- Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?
- Часть, кусочек чего-либо
- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент- отрывок, часть или обломок чего-либо.
Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения
- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:
1 - выдели объект
2 - выполни над ним действие.
- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?
– Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.
Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.
VII. Компьютерный практикум (создание орнамента). Несложно орнаменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздочки ярко горят.
А также листочки и линии можно,
И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья!
Придумать орнаменты вовсе несложно,
И лишь без фантазии в этом деле нельзя!
Через 10 минут физкультминутка.
VIII. Постановка домашнего задания.
Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.
IX. Подведение итогов урока.
Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!
Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.