«Осень 2024»

Урок на тему: «Наташа Ростова на пути к счастью». Творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир»

Урок - исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» направлен на формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды. Организация учебной работы способствует совершенствованию коммуникативной компетенции. Содержание урока решает воспитательные задачи (нравственный аспект), направляет на размышления о смысле жизни, понимании счастья, ценности семьи, подлинной красоты человека.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир»

Урок на тему: «Наташа Ростова на пути к счастью»

(урок – исследование)

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить сведения о Наташе Ростовой, помочь понять, в чём смысл жизни Наташи, её счастье;

Развивающие:

- продолжить формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды;

- развивать умение наблюдать за языком произведения;

- работа по совершенствованию коммуникативной компетенции

Воспитательные:

- вызвать чувство восхищения героиней, её нравственными качествами

- вызвать интерес к творчеству и мировоззрению писателя

Оборудование урока: иллюстрации Шмаринова «Бал у Ростовых», «Наташа в Отрадном», «Наташа Ростова после смерти князя Андрея».

Ход урока.

I. Оргмомент: проверить присутствие учащихся на уроке по списочному составу, психологический настрой на конструктивную работу, воздействие на мотивацию учащихся с целью её повышения.

Объявление темы урока и эпиграфа.

Эпиграф. Чему она так рада?

О чём она думает?

И чем она счастлива?

II. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель. Узнаёте эти слова? (См. эпиграф). Кому они принадлежат? (Князь Андрей. Отрадное).

Преподаватель. Скажите, зачем нужен этот эпиграф? Обязателен ли он?

(Необязателен, но он уточняет идею, «украшает» тему).

Преподаватель. Запомните: в эпиграфе заключается или опровергается идея сочинения, поднимается важная проблема. Эпиграф – путеводная звезда, он не позволяет удалиться от темы.

Преподаватель. Давайте подумаем и ответим на вопросы: Каким был путь Наташи Ростовой к счастью? Достойна ли она его? И в чём источник обновляющей силы Наташи?

(Наташа шла к счастью нелёгким путём: через ошибки, потери и разочарования. Но она больше, чем кто – либо достойна быть счастливо).

Преподаватель. Вот тезис, который мы вместе должны будем доказать. Но для нужно ещё определить: а в чём же заключается счастье, по Наташиному разумению?

В каждом художественном произведении есть эпизоды, наиболее запавшие в душу читателей. Иногда они кажутся мелкими, мимолётными, незначительными…а вот запоминаются! Почему?

(Может быть потому, что высвечивают героя с какой – то необычной стороны, той, которая отличает его от других персонажей. Эти эпизоды заставляют переживать).

Преподаватель. Есть такие моменты в романе «Война и мир». Я предлагаю пойти вслед за автором.

III. Исследование проблемы: «Наташа Ростова на пути к счастью».

Преподаватель. Первое знакомство читателей с Наташей.

Мы на именинах в доме Ростовых.

А вот и сама Наташа. Как она появляется? Как выглядит? Как ведёт себя? (т. 1, часть 1, глава 8. Зачитать или вспомнить дословно).

(«…Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что – то короткою юбкою, и остановилась посредине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко».

«Чёрноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка».)

Преподаватель. Что высвечивает автор? Почему о живом человеке он говорит «живая»? Рядом с каким словом стоит это определение «некрасивая, но живая»? А что больше ценит сам Толстой в человеке: внешнюю красоту или живую душу? (Не раз он будет противопоставлять живую душу Наташи бесчувственности и холодности красавицы Элен. Не раз покажет сияющие глаза Наташи и однообразно застывшее одно и то же выражение глаз Элен: «не правда ли, я хороша?»)

Итак, Наташа живёт в семье, где её любят и понимают, и она любит и понимает всех. Что самое привлекательное в Наташе?

(Естественность. Смеётся там, где весело, скучает там, где скучно. Мать гордится тем, что знает каждое её слово, и не уверена, что в строгости держать детей лучше, чем баловать. Ведь старшую она держала в строгости. «Графиня мудрила с Верой», - говорит граф.)

Преподаватель. На глазах Наташи происходит примирение Сони и Николая. (т.1, гл.10). Как реагирует Наташа? Что она подумала? Кто вспомнит? (обращается к учащейся.) Вот вы - Наташа. И вы видите и слышите двух влюблённых.

( - Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, - говорил Николай, - я докажу тебе.

- Я не люблю, когда ты так говоришь.

- Ну не буду, ну прости, Соня! Он притянул её к себе и поцеловал.)

Преподаватель. Вы – Наташа. Что вы подумали? А Наташа подумала… - найдите по тексту.

( - «Ах, как хорошо!» И мы ощущаем это ощущение блаженства вместе с героиней. Радуется за дорогих ей людей каждая клеточка. Мир и гармония вокруг, как ей сейчас кажется, заключаются в поцелуе. И какие простые слова! Даже, простите, затёртые. Как часто вы произносите слово «хорошо», ничего не вкладывая в него; ни чувств, ни глубокого смысла. И оно кажется бесцветным, ничего не значащим, - так, отговорка.)

Преподаватель. Но это же слово звучит в душе Наташи совершенно иначе. В чём секрет?

(В самой Наташе. Всё, что она говорит, делает, думает, - предельно искренно. И если сказано или подумано «хорошо», то действительно хорошо.)

Преподаватель. В эпизоде с Борисом проявляется потребность Наташи в любви. Любить и быть любимой – вот счастье.

И вот молодые люди, две пары – Соня и Николай, Наташа и Борис – сидят в диванной. Толстой пишет: «Весело и трогательно было смотреть на этих влюблённых».

Но вот вошла Вера и «всё испортила», как скажет после ей Николай. А что скажет Наташа? И почему?

(«Ты этого никогда не поймёшь, потому что ты никогда не любила, твоё первое удовольствие – делать неприятности другим».)

Преподаватель. Значит, по – Наташиному, неприятности способен делать тот человек, кто не способен любить. Наташа не от большого ума это говорит. Просто она так чувствует.

На именины приезжает Марья Дмитриевна Ахросимова. Говорит она басом и всегда по – русски, всегда и всем прямо, то, что думает. Она мудра, всех видит насквозь. Но Наташа подходит к ней «без страха и весело». Почему?

(Нет ничего на душе Наташи, за что было бы страшно или неловко).

Преподаватель. Наташа чувствует искренность. Шалость Наташи за столом гости оценивают как «непостижимую смелость и ловкость этой девочки, смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной» (конец главы 16).

Есть один маленький эпизодик, на который я хочу обратить ваше внимание. Перед тем, как спеть квартетом, Наташа находит Соню на сундуке плачущей. Помните? (глава 17). Наташа утешает Соню ласковыми словами: «Голубчик мой,, душенька, ты не плачь!» Но Толстой здесь делает акцент не только на то, что говорит Наташа, но и на то, как она говорит. Он подчёркивает, что Наташа некрасива и делается ещё некрасивей, когда плачет. Но это не приходит ей в голову, она сопереживает искренне. Плачет, ещё «не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Опять этот излюбленный приём Толстого: не внешняя красота дорога человеку в человеке, а отзывчивая душа, способная сочувствовать и сопереживать.

Бал в доме Ростовых.

Танцуя с Пьером, Наташа «совершенно счастлива». Почему?

(Она танцевала с большим мужчиной, приехавшим из – за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним как большая.)

Преподаватель. Это естественная радость ребёнка – ощущать себя взрослым. Кому из нас она незнакома?

Граф и Марья Дмитриевна танцуют. «Смотрите на папа, - закричала на всю залу Наташа, совершенно забыв, что она танцует с большим». Наташа дёргала всех за рукава… и требовала, чтобы все смотрели на папеньку; рот Наташи открыт, глаза сияют восторгом, руки подняты в хлопке, но смотрит она не на папеньку.

Почему?

(Ей интересна реакция зрителей. Ей мало собственного восторга и счастья, нужно, чтобы и все это испытали.)

Преподаватель. Что мы узнали о Наташе на именинах? Проверим, не отклонились ли мы от нашей темы. Читаем эпиграф. Нет, всё по теме.

В Отрадном, в имении Ростовых.

Преподаватель. Следующая встреча с Наташей состоялась в Отрадном, в имении Ростовых. Мы увидели Наташу глазами Андрея Болконского (том 2, часть 3, глава 2). Вспомните: князь Андрей, невесёлый, озабоченный, подъезжал по аллее к отрадненскому дому Ростовых.

Справа из – за деревьев он услышал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других бежала Наташа. Какое впечатление она произвела на Андрея?

( Князю Андрею вдруг отчего – то стало больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело, а эта тоненькая и хорошенькая девушка и не хотела знать о его существовании. )

Преподаватель. Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он досадовал на графа, что задержал его у себя; и на себя за то, что остался. Но вот спустилась ночь, которая для него не в переносном, а в прямом смысле оказалась волшебной. Ибо именно эта ночь изменила весь ход его мыслей.

Учащиеся читают отрывок наизусть.

Преподаватель. Как по – новому высвечивается характер Наташи?

( Мы вместе с Наташей ощущаем полноту жизни, мы видим, какая это поэтическая натура ).

Преподаватель. А что чувствует князь Андрей?

( «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей, надежд…)

Преподаватель. Возвращаясь на следующий день из Отрадного, он испытывает «беспричинное весеннее чувство радости и обновления» и, встретившись с «преображённым дубом», решительно и бесповоротно понял6»Жизнь не кончена в 31 год».

Умение Наташи радоваться жизни заражало окружающих, «несло в себе животворящие силы».

Бал. Новая встреча с Наташей. (том 2, часть 3, глава 17).

Какими чувствами переполнена Наташа на своём первом балу?

(«Испуганная и счастливая девочка», - говорит Толстой.)

Преподаватель. Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

( «Он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». «Он любил встречать в совете то, что не имело в себе общественного отпечатка… Он любовался на радостный блеск её глаз». )

Преподаватель. А Наташа?

( «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя». )

Наташа у дядюшки в Михайловке.

Преподаватель. Новый эпизод. Наташа у дядюшки в Михайловке ( том 2, часть 4, глава ? ). Сюда она заехала с братьями после охоты.

Пляска в Михайловке. Какой мы видим здесь Наташу?

( Только здесь Наташа по – настоящему поняла и узнала своего дядюшку: его вкусы и пристрастия, увлечения – всё стало близким, родным. Потому, что всё это было русским, как будто отодвинутым от городской светской жизни, но всё это было своё, исконное. Наташа почувствовала это душой. )

Преподаватель. Анисья Фёдоровна - экономка. «Толстая, румяная красивая женщина…с двойным подбородком, румяными губами…с гостеприимной представительностью и приветливостью в глазах и в каждом движении», с лёгкой походкой, белыми, пухлыми, проворными руками.

То, что было ею приготовлено: травник, наливки, грибки, лепёшечки из чёрной муки, сотовый мёд, мёд варёный и шипучий. Яблоки, орехи, варенье на меду, ветчина и курица, только что зажаренная. «Всё это и пахло, и отзывалось, и имело вкус Анисьи Фёдоровны».

Разговоры об охоте, о жизни, о музыке, об игре на балалайке.

Всё это впитывала, наслаждаясь, Наташа. Она чутко улавливала родные русские звуки балалайки, затем гитары. Её восторг выражается в восклицаниях. Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая: что же это такое?

- Ну, ну, голубчик, дядюшка, - таким умоляющим голосом …Наташа, будто жизнь её зависела от этого».

Преподаватель. И далее – пляска Наташи. Помните пляску?

( Все боялись, что графинечка сделает что – то не то. Но она делала именно то самое…)

Преподаватель. Дядюшка крикнул ей вслед «Прощай, племянница, дорогая» не тем голосом, который знала прежде Наташа, а тем, которым пел он «Как со вечера пороша». (То есть Наташа стала ему дорога, как русская песня.)

А Николай думал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет ии не будет. Зачем ей выходить замуж?»

Наташе дана высочайшая оценка. Какая? «Дорогая племянница» и «друг». За что?

(Умение всё понять, принять, приобщиться к этому всему и быть счастливой.)

Преподаватель. Святки.

Разговор между Наташей и Николаем, о том, что бывает скучно и грустно. Тоску разогнала Наташа и задала тон святочного веселья.

«…И это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани». Русский праздник объединил дворовых и господ. Веселье было общим. Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, на обратном пути от Мелюковых, устроила так, что Соня и Николай в санях оказались радом. «Мне совестно быть одной счастливой», - говорит она Николаю.

Понимаете ли вы Наташу? Бывает ли так, что всё у вас хорошо, вы счастливы и довольны, но вот с вашим соседом случилась беда. Неужели ваше счастье не омрачится?

(Человек не может быть вполне счастлив, если рядом кто – то в беде).

Преподаватель. Этим и дорога нам Наташа Ростова. Она «делала счастье».

Но вот все эти радости позади. Война подошла к самому дому Ростовых.

Отъезд семьи из Москвы.

Чтение по ролям (том 3, часть 3, глава 16).

Вещи – всё, что осталось у хлебосольных, гостеприимных Ростовых, ныне разорённых. Понятно желание уложить на подводы как можно больше. Добрейший граф несколько подвод отдаёт под раненых, что находятся во дворе.

«Ведь это всё нажитое…» Но не для графа, бесхозяйственного, расточительного. И потом, гарфиня права: на подводах не просто вещи, а «детское состояние» - судьба Наташи, Веры, Сони. «На раненых есть правительство», - упрекает она мужа.

Ох уж это детское! Скольких возвышает оно, а скольких заставляет изменить лучшему в себе.

«Посмотри: вон, напротив, у Лопухиных, ещё третьего дня всё дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки», - звучит гневный голос матери. Значит, кто вывез «дочиста» - люди, а кто чем – то пожертвовал – дураки. Как всё – таки поразительно меняются ценности, когда под угрозой наши вещи. «Людьми» оказывается и Берг, который в суматохе ловко приобрёл шифоньерочку и надеется благополучно вывезти её. Формула та же: за всех отвечает правительство, в том числе и за него, а он только за себя и за своё. Неважно, чьей будет Москва, важно, чьей будет шифоньерочка.

Повинуясь доводам жены, граф велит «опять» грузить вещи. В эту нелёгкую для Ростовых минуту и раскрывается характер Наташи: такого детского, на котором кровь, ей не надо. Да и маменьке тоже.

«Мерзость и гадость» - то, что делают сейчас Ростовы. «Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!.. Они остаются!» - не говорит, а кричит Наташа, возмущаясь тем, что мама оказалась в числе тех, кому фарфор, хрусталь, ковры дороже людей. Неужели она не понимает, что в этом «они» могли оказаться Николенька, Петя - её сыновья? Чуть позже о раненом князе Андрее узнают все Ростовы, а сердцем, интуицией Наташа почувствует это уже сейчас. Если бы их подводы, до отказа гружёные вещами, встретились с осторожно движущейся коляской, в которой в беспамятстве лежал Болконский, как бы посмотрели Ростовы в глаза друг другу? Не просьба, не призыв, а предупреждение о несмываемо – позорном, чего вовеки не простит совесть, звучит в Наташином «нельзя». В нём мы слышим и голос самого автора, угадываем и его отношение к вещам.

Главный капитал Ростовых не в наживном. Не этим они жили. В этой семье царила атмосфера доброты, душевности. Потому и тянулись к ним многие. Друг к другу тянулись и сами Ростовы.

Оставить раненых и взять пожитки – а что же останется от семьи? Сможет ли Наташа, как прежде, обожать своего брата Петю, что – то прощать ограниченной Соне, называть маму «голубушка», чтить безмерно добрейшего отца? Пусть хорошенько подумает мама, что увозить на подводах? Каким богатством живёт человек? Не позволять иногда себе делать «как люди» - это остаться среди них человеком. «Яйца курицу учат», -сквозь слёзы говорит граф. Конечно, юная Наташа не могла так рассуждать. Но чувствами, эмоциями она высказала именно это.

Наконец, всё угомонилось в доме Ростовых, как это бывает перед дорогой. Подводы с ранеными одна за другой съехали со двора. Победило высокое, человеческое. И победило, благодаря Наташе.

Разлука с князем Андреем (том 2, часть 4, глава 13, конец).

Дорогая цена испытаний.

Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? «Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуку со своим женихом, теперь с каждым днём становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает её лучшее время, которое она употребила бы на любовь к нему, неотступно мучила её».

(Её подстегнул запрет женитьбы Николая на Соне. Видеть эту трагедию).

Преподаватель. «…Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно было теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно сердце».

Только ли Наташа виновата в измене князю Андрею? Пьер понимает Наташу. О ком это? «О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных.)

«Он добр, благороден и прекрасен», - думает об Анатоле Наташа. Красивые слова, придуманные Долоховым для Курагина в записке, которую получила Наташа, окончательно сбили её с толку. Обида на Болконских завершила зло. Наташа пишет княжне Марье.

Больше всех казнит себя сама Наташа. Как подействовало на Пьера свидание с Наташей? (том 2, конец).

Пьер едет домой. «Над грязными, полутёмными улицами, над чёрными крышами стояло тёмное звёздное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа..»

После смерти князя Андрея Наташа старалась уединиться.

Она вспоминала и переживала заново минуты, проведённые у изголовья раненого Андрея. Она винила себя за то, что говорила ему не то, отвечала на его вопросы не так. Отвечала, не думая. А если бы подумала, то сказала бы так: «Пускай бы он умирал, всё время умирал перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь». Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? (Смерть Пети, состояние матери, нуждающейся в её помощи, сближение с княжной Марьей, то есть забота о других, а не о себе).

Счастье. (эпилог, часть 1, главы 10 – 12, 16).

«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое».

В чём Наташа нашла своё счастье? Как вы относитесь к новой роли Наташи, к её пониманию счастья? Что дальше будет с Наташей?

IV. Итог урока.

Преподаватель. Мы проследили на сегодняшнем уроке путь Наташи Ростовой к счастью. Толстой заканчивает роман картиной семейного благополучия. Но если мы вспомним замысел автора, то поймём, что поразмышлять над дальнейшей судьбой героев – может быть, даже главная задача, которую он ставит перед читателями.

Ведь замысел – то был: рассказать о судьбе декабриста… Вот и подумайте дома.

V. Домашнее задание.

Можно написать сочинении – миниатюру, можно ответить устно. Словом, нужен ваш собственный ответ на вопрос: какое ещё счастье может выпасть на долю Наташи и её семьи?







8



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее