Тема: «После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг
Цели: помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; развить умение работать с текстом; воспитывать в учащихся понимание мысли Л.Н. Толстого о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
Оборудование: учебник, иллюстрации, музыка, портрет Л.Н.Толстого, песня Б.Окуджавы, эпиграф к уроку, лист самооценки.
Ход урока
…Для личного самосовершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди.
Л. Н. Толстой «После бала»
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Садитесь.
- Сегодня мы будем работать в группах.1 гр. – со сценой бала, 2 гр. - наказания. В конце урока увидим, какая группа была активнее и смогла достичь поставленной цели. Кроме этого каждый из вас получит «Лист самооценки», на котором вы будете записывать свои оценки за этапы работы и в конце урока увидите, какая у вас получилась оценка за урок. Удачи!
2. Постановка целей, задачи урока.
- Скажите, пожалуйста, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Анализ рассказа, попытаемся понять мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.)
- А как связана музыка с вашим домашним заданием? (читали произведение, отражает тему).
- Сегодня на уроке я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века.
- Скажите, какой должна быть музыка на балу? Подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д.)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
3.Осмысление.
- Итак, давайте посмотрим на экран. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
4.Открытие нового знания (работа в группах) .
- Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. (Каждой группе раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия).
- Слушаем рассказы групп. (В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу).
- Итак, мы сегодня с вами попытаемся представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе. Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите.
– Что называется РАССКАЗОМ?
- Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда — присутствие рассказчика.
В центре повествования одно важное событие из жизни героя.
- Какова жанровая особенность рассказа «После бала»? (Рассказ в рассказе).
- А кого мы называем ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ? (литературный герой- художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя.)
- Запишите определения в тетрадь.
- У нас сегодня есть ученик, который получил домашнее задание подготовить сообщение об истории создания рассказа. Послушаем его. (Выступление заранее подготовленного ученика)
- В каком году написан рассказ (в 1903).
- О каком времени пишет Толстой, расскажет нам ещё один заранее подготовленный ученик. (О 40-х годах19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным. Рассказ о наказании шпицрутенами).
- Скажи, пожалуйста, а есть ли связь между рассказом и Львом Толстым? (Толстой служил в армии и в дальнейшем не захотел свою жизнь связывать с армией. Он ненавидел войну).
-Какое значение имеет время написания рассказа? (Окунуться в прошлое, лучше понять идею рассказа).
- Почему Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»? (Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)
- Как вам кажется, потерял ли рассказ свою актуальность? (В какой-то мере.)
- Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причём командовал казнью отец его возлюбленной).
- Как начинается рассказ? (Внезапно. Но так же внезапно и заканчивается. Разговор ведётся о нравственных ценностях.)
- Прочитайте эпиграф нашего урока. В конце урока мы вернёмся к этим словам Л.Н.Толстого.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (Две.)
-Давайте прочитаем эти части. 1 гр. – Выразительное чтение эпизода бала у губернского предводителя (со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне..."); 2 гр. - Наказание солдата (со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека".)
- Что противопоставляется?( I – бал у губернского предводителя и II – сцена наказания.) Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов.
– Какой принцип использует Толстой для построения своего рассказа? (противопоставление, т.е. антитеза.)
– Что такое АНТИТЕЗА? Запишите определение в тетрадь. (Антитеза – это резкое противопоставление понятий, мыслей, образов). И СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, КАК С ПОМОЩЬЮ АНТИТЕЗЫ АВТОР РАССКРЫВАЕТ ИДЕЮ РАССКАЗА. Но для этого мы должны вспомнить, что же такое ИДЕЯ рассказа? ( Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены).
5. Исследование текста. Физкультминутка.
– Нам придется немножко подвигаться. Задание: найдите на этой части класса ключевые слова, описывающие бал, а на этой – слова, описывающие сцену наказания. Прикрепите их на доску. 1 гр. – бал. Прикрепить слева. 2 гр.- наказание – справа. Кто быстрее? Молодцы! Прочитаем, что у нас получилось.
№ | На балу | После бала |
1 | Бал, зала, буфет у предводителя | описание улицы |
2 | музыканты | солдаты |
3 | Варенька | музыка |
4 | полковник | полковник |
5 | Иван Васильевич | Иван Васильевич |
5. Работа с учебником.
- I группа найдёт в тексте эпитеты, какими обрисован праздник у предводителя:
бал чудесный,
зала прекрасная,
буфет великолепный,
музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.
Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."
Отец Вареньки - красивый...
Иван Васильевич - доволен, счастлив...
- II группа смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала.
В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания.
Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке.
Солдаты в черных мундирах.
Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска
- Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа. (Белый цвет в первой части – цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полковника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчёркивает чёрный и красный цвета. НА БЕЛОМ ВСЕГДА ЗАМЕТНЕЕ ЧЁРНОЕ).
- Какова роль детали – замшевой перчатки полковника - в рассказе? (Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идёт танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)
- С помощью какого приёма передаёт Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передаёт повторением одних и тех же слов: «…всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта и всё так же твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». Этот приём есть и в первой части: он передаёт ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал ещё и ещё», «ещё раз выбрал её, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «ещё» усиливается французским «encore».)
Вывод: - Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный приём для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя.) (Это состояние было пережито самим писателем!!!)
6. Актуализация знаний. Творческая групповая работа. (1 ученик читает в словаре понятие МИЛОСЕРДИЕ.)
- Сделайте сравнительную характеристику: 1гр. полковника, 2 – наказываемого. Каждый из вас получит индивидуальное задание, выполнив его, вы должны приклеить его в общую таблицу. Таким образом задание будет выполнено. (два ученика - внешнее описание, два ученика- походка, два ученика - лицо, два ученика – движения.) Начали!
- Прикрепите на доску то, что у вас получилось. Озвучим: 1 чел. – из 1гр., 1 – из 2-й.
Вывод: - С какой целью Л.Н. Толстой использует в рассказе контраст?
(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)
(Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.)
- Что кричал солдат? («Братцы, помилосердуйте».) От какого слова произошло это слово? Какого человека мы называем милосердным? Зачитайте определение в словаре.
(Милосердие - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Взывать к милосердию. Общество “М.”. Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия — женщина, ухаживающая за больными, ранеными).
-ПОЧЕМУ ОНИ НЕ МИЛОСЕРДСТВОВАЛИ?
- Чьими глазами мы видим всё происходящее в рассказе? (Ивана Васильевича.)
- Его глазами мы видим полковника на балу и утром во время наказания. Давайте постараемся выяснить. Может быть, полковник на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски. Так ли это? Выскажите свои мнения по следующим вопросам. 1гр. – найдите и зачитайте описание полковника на балу. А 2 гр. найдите описание полковника на плацу.
1 гр. читает. – На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? (В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определённого круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предложению Ив. Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.)
- Почему автор подчёркивает портретное сходство дочери и отца? («та же ласковая радостная улыбка»)
- Искренен ли он с ней и другими? (Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит её к влюблённому в неё молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата).
- Что ставит в тупик Ивана Васильевича? (искренность полковника)
2 гр. зачитывает – полковник на плацу.
- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу? (Полковник убеждён, что делать «надо всё по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «её услужливому молодому человеку…» А если придёт случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.).
- Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик.
- Почему Ив. Вас. не вмешался в происходящее? (Он не может представить, чтобы злое, дурное, отвратительное дело вершилось с такой лёгкостью и уверенностью без серьёзного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал». Герой растерялся, он был настолько ошеломлён, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло.)
- Прочитайте, что в это время думал И.В. («Мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)
- Почему полковник «поспешно отвернулся» от И.В.? (Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнаёт Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер, верил в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться.
Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)
- В чём корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем? (И.В. не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины И.Вас. так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.
Показано ложное представление о чести, долге, достоинстве.)
- Задание: 1гр.- работая вместе, найдите и зачитайте слова, которые характеризуют И.В. на балу и когда он пришёл домой. 2 гр. – слова, которые характеризуют И.В. на плацу.
Во время бала
5. От счастья не может заснуть.
4. Обнимал весь мир своей любовью.
3. Я был не я, а какое – то неземное существо.
2. Варенька затмила всех. Иван Васильевич любуется ею.
1. Бал: музыка, танцы. Пьян любовью.
После бала
1. Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка.
2. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника.
3. Полковник бьет по лицу солдата. “Мне было стыдно”.
4. Не может заснуть от увиденной картины.
- Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»? (Она и отец были парой. Она напоминала И.В. об отце, следовательно, о том эпизоде. Он думал, наверное, что и она такая, как отец.)
- Как вы считаете, прав ли И.В., посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом? (разные мнения)
- Как изменилась жизнь И.В. после случая с татарином? (Он отказался от карьеры.)
- Почему он сделал этот выбор? ( Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.)
- Какое отношение автора к рассказчику? Оно выражено прямой оценкой одного из слушателей. Зачитайте («Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились… Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»). (Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.)
- Что значит слово СОВЕСТЬ? Зачитайте определение в Толковом словаре Ожегова.(СОВЕСТЬ .Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью.)
- О ком из героев мы можем сказать, что у него есть совесть? (И.В.)
- Ребята, Толстой, работая над рассказом, переписывал его. Как вы думаете, почему Толстой изменил концовку рассказа?
- Давайте послушаем черновой вариант и окончательный. (Один ученик читает черновой вариант, а второй – окончательный.)
Черновой вариант | Окончательный вариант |
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». | «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился». |
(В окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире.)
- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?
- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
7. Творческая работа (по группам).
- Ребята, мы сегодня с вами говорили об АНТИТЕЗЕ? Чтобы закрепить наши знания, давайте составим СИНКВЕЙН.
1 гр. – Варенька (бал), (синоним – счастье); 2 гр. – полковник (наказание), (синоним – ужас).
8. Итог урока.
- Ребята, скажите, помогла ли нам сегодня АНТИТЕЗА понять идею рассказа?
- Какова же идея рассказа? (Идея этого рассказа – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.)
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока и прочитаем его ещё раз. Скажите, можем ли мы сказать, что эти слова отвечают на мой вопрос?
- Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни».
9. Тест (самооценка)
10. Рефлексия
- Заполните листы самооценки, которые лежат у вас на партах. Что получилось?
- Какие проблемы поднимает писатель в рассказе? (Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)
Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек. (Звучит песня Б. Окуджавы «Каждый выбирает для себя».)
- Что, на ваш взгляд, нам удалось на сегодняшнем уроке? (достичь цели).
-Смогли ли вы представить себе те порядки, которые царили в эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке?
- На ваших листах изобразите в виде смайлика ваше состояние на сегодняшнем уроке.
11. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение по теме «Нравственный выбор Ивана Васильевича».
- Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!