Л.Н. Толстой. Биография, личность писателя, «Севастопольские рассказы»
Цель:
Познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; этапами творческого пути; Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
Развивать умение работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Метод: лекция в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащихся с элементами беседы, анализом художественного произведения
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, медиапроектор, презентация, тексты произведения, репродукции картин Айвазовского
1. Вступительное слово учителя:
В этом году исполнилось бы 184 года со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.
Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.
1. Индивидуальное сообщения учащихся с использованием презентации.
Слайд 1–5.
Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.
“Радостный период детства”
Слайды 6–7.
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
Казанский университет
Слайд 8
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
“Война и свобода”
Слайд 9–12.
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".
В кругу литераторов и за границей
Слайд 13
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.
Народная школа
Слайд 14–15
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
“Война и мир” (1863–39)
Слайд 16–18
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
“Анна Каренина” (1973–77)
Слайд 19
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е годы)
Слайды 20–23
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98), драме "Живой труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере.
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
“Воскресение” (1989–99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.
Уход и смерть
Слайд 24–25.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Обобщение учителя:
Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли.
- А теперь мы обратимся к «Севастопольским рассказам», но, прежде, чем мы начнем работать с текстом произведения, давайте еще раз вспомним, как же Л.Толстой оказался в Крыму, в Севастополе?
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
- Что вы знаете из уроков истории о Крымской войне 1853-1856 годов, которую еще называют войной «Восточной»? (историческая справка – опережающее задание учащегося)
Историческая справка 1 – опережающее задание учащихся
В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И.Тютчев:
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые,-
Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Историческая справка 2 опережающее задание
Среди героев этой войны были известные русские флотоводцы – Павел Степанович Нахимов Владимир Иванович Истомин и Корнилов Владимир Александрович
П.С.Нахимов - российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, человек-легенда. Закончил Морской кадетский корпус, полностью посвятил себя морскому делу, не имел семьи. Он был командиром Севастопольского порта, временным военным губернатором города. Совершил 3-х летнее кругосветное плавание, участвовал в Русско-турецкой войне. В 29 лет был командиром фрегата “Паллада”.
В 1855 году смертельно ранен на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен в усыпальнице Морского собора в Севастополе, рядом с Корниловым и Истоминым.
В 1944 году утверждены медаль Нахимова и орден Нахимова 1 и 2 степени.
В день его похорон враг не стрелял. Были даже приспущены флаги английской армии в знак уважения к великому флотоводцу.
Владимир Иванович Истомин – русский контр-адмирал, руководил обороной Севастополя, погиб в бою
Корнилов Владимир – командующий Черноморским флотом. Руководил подготовкой обороны Севастополя с суши. Убит при первой же бомбардировке города
Вывод: война закончилась поражением России и показала экономическую и военную отсталость крепостной России
- Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Биографическая справка (индивидуальное сообщение учащегося)
С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию. Он прибывает в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Но Николай I издание журнала не разрешил. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Под сильным впечатлением от увиденного он пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?» - и войска кричали: «Умрём, ваше превосходство!» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат. Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время». Полтора месяца Толстой провёл на четвёртом бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, несуетливый, но упорный»,- таким был Толстой, по свидетельству очевидцев.
В июле 1855г. Толстой награждён орденом святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».
Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь
Иван Константинович Айвазовский – русский живописец-маренист, в своих романтических полотнах изображал море, мужество людей, борющихся со стихией и морские сражения
Вывод: Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.
Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.
В одном из рассказов мы читаем:
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
«Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий. А как это проявилось в манере повествования? (Автор прямо обращается к читателю, приглашая следовать за собой: «вы подходите», «вы выбираете», «вы входите». Повествование ведётся таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий).тсюда - проявилось в манере повествования? (автор ведёт читателя за собой от пристани на набережную, но упорныйемяами. обстре
Работа в группах по содержанию «Севастопольских рассказов» (анализ по вопросам)
Работа первой группы по рассказу «Севастополь в декабре месяце»
Как Л.Н. Толстой создаёт неприукрашенный облик военных будней?
По каким местам проводит нас автор? как он описывает эти места?
Какое значение имеет образ наблюдателя? Повествователя?
Какими показаны защитники Севастополя? Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?
Каковы художественные особенности этого рассказа?
Справка документалистов:
Н.И.Пирогов - основатель военно-полевой хирургии и отечественного общества Красного Креста. В октябре 1854 года прославленный хирург приезжает в осаждённый Севастополь.
Из 349 огненных дней героической обороны учёный 282 дня провёл в Крыму. Оперировал с утра до вечера. Не хватало и врачей, и перевязочных материалов, и коек.
Впервые в мире Н.И.Пирогов осуществил сортировку раненых и больных в зависимости от характера и места ранения, применил использование гипсовой повязки на поле боя.
Не меньшим вкладом является применение им эфирного наркоза в военно-полевой хирургии. Привлёк на театр военных действий сестёр милосердия, составил для них Инструкцию.
Выводы.
Итак, Всё просто и обыденно. Суета города, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
В первом рассказе «Севастополь в декабре» мы видим простых защитников города, во втором, «Севастополь в мае», перед нами предстают офицеры. Давайте вглядимся в них: о чём мечтают, думают, как живут и как ведут себя в критической ситуации.
Работа первой группы по рассказу «Севастополь в мае»
- перечислите героев рассказа.
- о чём мечтает штабс-капитан Михайлов? Во всём ли осуждает автор своего героя?
- каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно» за себя?
- как характеризует автор адъютанта Калугина? Ради чего он рискует?
- заслуживает внимания и ротмистр Проскухин. Какие мысли его занимают?
- о чём вспомнил Проскухин в минуту смерти?
- анализ эпизода из 9 главы, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей».
- вспомните, как менялось поведение капитана, оказавшегося на войне.
Не все офицеры подобны Михайлову, Гальцину, Калугину. Есть и те, кто близок к солдатам. Вот такова разнородная офицерская масса. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов и офицеров.
- на чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?
Авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»
Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе»
Володя | Михаил |
1. Страх (гл. 7,8,10) |
бывшим товарищем (гл.15) |
2. На мортирную батарею (гл. 20,21) | 2. Встреча с ротой (гл.16,17) |
3. Исполнение обязанностей (гл.23) | 3. Штурм (гл.25) |
4. Штурм (гл.26) | 4. Смерть |
5. Смерть |
|
описание солдат;
описание места битвы;
рассуждения о природе подвига;
описание батареи;
рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых;
поведение людей;
страницы описания штурма;
Историческая справка:
Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:
Авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.
Итоговые вопросы:
Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)
Выводы. Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым.
Война показана здесь не в виде красивого зрелища
«с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами,
а в её настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти»
Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.
По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
Рефлексия
Самым интересным на уроке для меня было…
Для меня оказалось трудным и сложным…
О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»?
Домашнее задание: Читать роман «Война и мир», подобрать материал для характеристики семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных