МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республиканский лицей-интернат Дуванского района
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Тема: Развитие творческих способностей на уроках музыки
Гайсина Миляуша Васиховна
Учитель музыки ГБОУ Республиканский лицей-интернат
Дуванского района
Месягутово 2011 г.
Общие сведения о педагоге
Гайсина Миляуша Васиховна
Образование: Уфимский педагогический колледж №2, 27.06.2003 г., специальность Музыкальное образование. Квалификация учитель музыки; музыкальный руководитель
Учитель музыки ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района
Стаж педагогической работы – по специальности 10 лет; в данной должности 10 лет; в данном учреждении 10 лет
Сведения о повышении квалификации:
1) БИРО 23.09. 2002-28.09.2002
Темы: 1) Содержание федерального и регионального компонентов в программе Музыка.
2) Виды музыкальной деятельности на уроках и внеклассных занятиях.
2) ГАОУ ДПО Институт развития образования РБ по программе «Теория и практика музыкального образования в условиях введения ФГОС нового поколения» с 08.11.2011 г. по 17.11.2011 г.
6. Квалификационная категория: вторая до 12.03.2012 г.
7. Квалификационная категория на которую претендует педагог: первая.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..…4-6
1. Аналитическая часть
1.1. Совместная работа учителя и ученика по развитию творческих способностей на уроках музыки…………………………………………..…..7
2. Проектная часть
Слушание музыки…………………………………………………8-12
Если человек поет, слушает-он уже живет, любит, чувствует……13
Импровизация..……………………………………………………14-16
Пластическое интонирование…………..………………………..16-18
Инструментальное музицирование…………………..………….19-20
Заключение……………………………………………………………………..21
Литература ……………………………………………..………………………22
Приложения
Введение
Урок иль Музыка? Урок или Искусство?
Что главное здесь – знанья иль душа?
Чтоб развивать эмоции и чувства,
В союзе с музыкой иду я не спеша.
Ребенок в мир искусства входит.
Пройти он должен путь творца:
Создать известные шедевры с нуля,
С начала до конца.
Поразмышлять и осознать,
Прожить, пропеть и воссоздать.
Все это в сумме, как ведется,
Уроком Музыки зовется.
Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей, художественно-творческого и духовно-нравственного развития личности школьника.
Условия становления опыта: Опыт формировался трех лет педагогической деятельности.
Причина обращения к проблеме: Анализируя проблемы музыкального образования в школе, я выделила ряд проблем, которые связаны с обучением музыке:
- снижение интереса к классической музыке;
- повышение интереса к массовой культуре, которая не отвечает образовательным целям обучения;
- низкий уровень восприятия произведений искусства;
- неудовлетворенность творческими способностями учащихся.
Все эти вопросы побудили меня заняться исследованием приемов и методов, которые бы были направлены на развитие творческого потенциала личности. На уроках музыки в общеобразовательной школе, важно говорить о творческих способностях школьника, которое способствует обогащению духовного мира, формирует эмоциональную сферу, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
На основе этой идеи мной была поставлена цель - создать условия для развития личностно-творческого потенциала ученика. Для достижения этой цели были выдвинуты ряд задач:
- воспитание эмоциональной культуры, фантазии, воображения учащихся.
- применение различных методов обучения по развитию творческих способностей.
- импровизация.
- развивать музыкально эстетический вкус и потребность в общении с шедеврами музыкального искусства.
- побудить к музыкальному самообразованию и самовоспитанию.
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроке музыки состоит в том, что акцент ставиться на личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Изучая в своей практике немало программ, таких авторов как Д.Б. Кабалевкого, Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной в которых обращают внимание на развитие творческого начала, я пришла к выводу, что за один час в неделю, когда в классе больше двадцати учащихся невозможно сформировать в каждом из них творческую активность.
Передо мною был поставлен вопрос: Как же можно решить эту проблему?
Для решения этой проблемы, я считаю, необходимым выполнения следующих условий:
создание на уроке доброжелательной обстановки, которая бы помогла добиться положительных результатов в развитие творческих способностей и положительного настроя на творчество;
использование музыкальной терапии, которая заключается в прослушивании музыки, индивидуальное или групповое музицирование;
хоровое пение, которое включает в себя исполнение разных по характеру песен, инструментальных отрывков, отдельных звуков способствующих снятию внутреннего напряжения;
музыкально – ритмические упражнения, в которой можно инсценировать русские и башкирские народные песни, исполнение которых сопровождаются характерными движениями, мимикой, звучанием народных инструментов.
1. Аналитическая часть
1.1. Совместная работа учителя и ученика по развитию творческих способностей на уроках музыки
В современном мире учеников не всегда устраивает пассивная роль на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому мною используются нестандартные формы уроков: урок-дискуссия, урок-состязание, урок-музыкальная викторина, урок-кроссворд, а также различные творческие задания, направленные на развитие мышления, целостного восприятия музыкального произведения. Все это обогащает и разнообразит урок и гарантирует высокий результат.
Вот уже несколько лет я работаю по программе МУЗЫКА для 1-8-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / авт.-сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. Творчески подходя к программе, я не разрушаю ее тематическое построение. Отдельные темы, мои вопросы и комментарии, ответы учащихся – все подчиняется основной теме. Много внимания я уделяю видам деятельности, которые развивают творческие способности. На своих уроках на ряду со слушанием, вокально-хоровым исполнением я обращаю внимание на пластическое интонирование, импровизацию, инструментальному музицированию.
2. Проектная часть
2.1. Слушание музыки
Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
И хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу – дружеским теплом…
В этих словах Ю.Визбора заключён и методический смысл: воспитывать музыкой, пробуждая в человеке всё самое человечное, доброе, вечное.
Замечательный советский композитор Д.Б. Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Задача учителя состоит в том, что уже на первом уроке первого класса должен быть установлен закон. Когда в классе звучит музыка, никто из ребят не должен поднимать руку! Урок музыки – это урок искусства, на уроке ребята должны привыкнуть воспринимать музыку в полной тишине. Можно использовать такой прием: «На земле живут две сестры музыка и тишина. Музыка не приходит пока не наступит тишина».
На каждом уроке слушания нужна новизна, неожиданность, интригующая ситуация, проблема актуальная и доступная конкретному классу. Чтобы развивать творческие способности во время слушания музыки я использую следующие приемы:
1) прослушать музыкальное произведение и записать свое мнение. Вот несколько высказываний учеников старших классов:
– об Аппассионате Л.В. Бетховена: «Эта музыка поднимает во мне хорошие чувства», «Я хочу много знать, быть интересным, нужным людям», «Мне кажется это волны в огромном море, а сними борются люди и не сдаются».
- о Лунной сонате Л. Бетховена. «Красивая, необыкновенная музыка, я готова слушать ее каждый день», «Мне кажется это произведение о несчастной любви Бетховена».
2) в младших классах использую задания в которых дети сами становятся художниками и свои впечатления от музыки передают в рисунках. Примером могут послужить произведения «Утро в лесу», «Вечер» В.Сальманова; «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев из балета Щелкунчик» П.И. Чайковского; «Конница» А.Хачатуряна; «Наездники» С.Низамутдинова; «Утро Урала» Х.Ахметова; «Карнавал животных» К.Сен-Санса и т.д.
3) в 5-х, 7-х классах использую задание «Творческая мастерская»: класс делится на три группы – художники, поэты, танцоры. Предлагается произведение для слушания, например: «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» К.Дебюсси; «Красавица и чудовище» из сюиты «Матушка-гусыня» М.Ровеля; сюита «Пер Гюнт» Э.Григ; З.Исмагилов опера «Салават Юлаев»; С.Прокофьев опера «Война и мир»; М.Ахметов балет «Северные Амуры» и т.д. И в том и другом случае нужно воспроизвести художественный образ услышанного произведения, согласно своему виду деятельности. Этот прием помогает развивать механизм творческого процесса; осознание, постановку проблемы, нахождение принципов решения, объективизацию художественного произведения.
4) «Литературно-музыкальная палитра». Это задание формирует способность к преодолению образной фиксированности. Рекомендуется использовать в течение всех лет обучения музыке.
Прослушать музыкальное произведение в двухчастной форме (радостная и грустная).
Учащимся предлагается перечислить слова (оттенки) к понятию грусть и радость.
Напротив каждого слова (оттенка) нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы литературному образному значению.
5) Словесное рисование (например, как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство стиля, красочное и многогранное постижение художественного образа.
6) Иллюстрирование музыкального произведения (перевод музыки на язык другого вида искусств)
После прослушивания и анализа музыки «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов. В младших классах использую произведение «Утро» Э.Грига, в старших классах «Утро Урала» и «Ночной Урал» Х.Ахметова.
- Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.
1. «Нежный свет». Музыка тихая.
Один инструмент - один цвет: мягкий, тёплый, не яркий, нежный.
2. «Пробуждение». Музыка становится громче, больше инструментов, больше тембров – цвета более яркие.
3. «Восход солнца». Музыка громкая, играет целый оркестр. Краски яркие, насыщенные.
4. «Утренняя песнь». Музыка становится тише. Краски становятся мягче.
7) Приём «синквейна» (в переводе с французского «пять строк»)
1 строка – заголовок.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.
5 строка – вывод, одним словом или фразой.
Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.
Например:
1. Утро
2. Раннее, солнечное, летнее.
3. Начинается, встаёт, расцветает, сияет.
4. Радость, нежность, теплота.
5.Природа просыпается. Красота!
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства. Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность. Помогают сохранять здоровье.
8) Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9) «Какую линию выбрать»?
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Для выполнения этих упражнений использую произведения Х.Заимова «Песня девушки», Д.Кобалевского «Марш», «Танец».
10) При изучении нотной грамоты в младших классах я использую ребусы, а в старших классах обычно применяю кроссворды. Ребусы и кроссворды на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребусы и кроссворды способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других, важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений и мелодий. Через активизацию механизмов непроизвольного усвоения знаний удается «организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учеником и тогда, когда он работает с этим материалом, а не только его запоминает».
Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети свои впечатления от прослушанной музыки передают в рисунках, стихах, рассказах. Именно так происходит процесс творчества.
2.2. «Если человек поет, слушает-он уже живет, любит, чувствует»
В.Медушевский
Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании хочется обратить внимание на такое, как выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение, внутреннее слышание интонации данной песни. Дети “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.
Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все школьники должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Такие возможности не может обеспечить только песенное музицирование, так как в младших классах есть немалое число детей с “удовлетворительными” и даже с “неудовлетворительными” вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса, и для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Решить эту проблему помогает вокальная импровизация.
2.3. Импровизация
Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Это одно из самых любимых занятий младших школьников, не только тех, кто хорошо поет, но и слабо интонирующих, недостаточно владеющих своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подрожать в пении другим, что чаще бывает нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее не ровно и продемонстрировать свое не умение. Пробудить интерес к пению легче в вокальной импровизации. Импровизированное песенное творчество детей не возникает само по себе, она опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально- слуховыми представлениями и на воображение ребенка; способность создавать нечто новое на основе имеющего музыкально- слухового опыта.
Школьники с интересом играют в музыкальные игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.
Речевые игры – наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки.
Средством развития творческой деятельности школьников являются, например, такие задания:
1) Сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Можно также предложить сочинить колыбельную, плясовую, марш, придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.
2) Продуктивны творческие игры, например, "Эхо", когда один ученик напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить ученикам закончить знакомую им мелодию небольшой фразой.
3) Также помогают в работе над вокальной импровизацией мини-рассказы.
В течение первого года обучения проводится игра "Музыкальная сказка", которую начинают на втором или третьем занятии. Она помогает научить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать певческие интонации, расширить диапазон.
4) музыкальные приветствия «Добрый день», «Здравствуйте ребята» вводят детей в нужный настрой. Можно детям преподнести готовый текст приветствия, на которую сами учащиеся смогут сочинить музыку.
5) «вопрос- ответ» другой тип задания на вокальную импровизацию-музыкальный диалог, музыкальная беседа между учителем и учеником, на те вопросы, которые он будет петь ребятам нужно давать музыкальные ответы (придумывать и петь)
6) сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив. Можно представить себя композиторами и придумать какая мелодия может вырасти из этой интонации, как она должна звучать.
7) В качестве домашнего задания задается сочинительство простейших песенок, частушек. При выполнении домашнего задания используется помощь родных и близких, в творческий процесс активно включается вся семья.
Интересно, что импровизация и сочинительство звучит и получается лучше и смелее у школьника без особой музыкальной подготовки. Наверное, это можно объяснить тем, что у них сильнее инициатива сочинительства, над ними не довлеет «груз правил». Творческое отношение к искусству, поэзии и музыки усиливает инициативу школьников в познании, формировании навыков самообразовании. Музыка стихов, как и музыка звуков, захватывает детей. И главный рычаг, который спокойно переворачивает пласты подсознательных инстинктов в пользу человеческого становления,- это желание самому сотворить прекрасное
2.4. пластическое интонирование
Я слушал музыку, следя за дирижером.
Вокруг него сидели музыканты — у каждого
особый инструмент
(Сто тысяч звуков, миллион оттенков!).
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Поводом для пластических интонирований могут быть множество произведений, учителю же необходимо с позиции методики определить
-какой образ по своему эмоциональному настрою уместен для пластического воплощения на данном уроке.
-как точно и кратко сформировать задание для учащегося по поводу сочинения пластической импровизации.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Так, во втором классе ребята, прослушав фрагмент из «Утра» Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка.
Творческое воображение развивается так же в процессе моделирования образа танцевальной музыки. Примерами таких произведений служат башкирские народные танцы «Бишбармак», Башкирская плясовая «Аниса-плясунья», «Вальс-шутка» Д.Шостакович, «Арагонская охота» М.Глинки.
В старших классах это могут быть более сложные музыкальные произведения в которых учащиеся применяют дирижерский жест.
Например: «Симфония №40» В.А. Моцарта, «симфония №5» Л.Бетховена, «симфония №3» Р.Зиганова, «Симфония №7» Д.Б.Кабалевского, Увертюра из оперы «Салават Юлаев» и.т.д.
На уроках музыки мы часто используем пластические этюды. Изображаем картину моря, вступление к опере Р.Корсакого «Садко» покачиванием корпуса. А в симфонической сюите «Шехерезада» движениями рук показываем мелодию.
Простейшая и любимая школьниками форма музыкального движения-это зарядка. Она проводится во всех классах, так как развивает координацию и двигательные навыки. На музыкальной зарядке можно познакомить с большим количеством произведений, которые формируют музыкально- слуховые ощущения стилей композиторов, национальных особенностей народной музыки.
Приведу несколько примеров творческих заданий направленные на пластическое интонирование:
1) С.Рахманинов «Итальянская полька»
Основные жесты:
1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)
2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх – «салют из росинок»)
3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук – крылья)
4. нападение – удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).
2) Путешествие. Море.
Сегодня путешествие морское. О море издавна слагались легенды и стихи. Вот послушайте, как описывает его М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении «Парус» (зачитать стихотворение). Пусть ваша рука превратиться в кораблик с белыми парусами! Будьте осторожны: море не всегда тихое и спокойное...
1. К.Дебюсси «Море»
2. Н.А.Римский – Корсаков «Корабль Синдбада» из симф.сюиты «Шехерезада».
Результат подобных включений в урок даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка становится ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.
2.5. Инструментальное музицирование.
Инструментальное музицирование это процесс восприятия музыки через игру на доступных ученику музыкальных инструментов. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить; ученик действует так, как подсказывает ему его музыкальная интуиция. У детей развиваются музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Огромное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углублённому освоению музыкального материала на уроке. В школах Польши, Германии, Англии, теперь и в Эстонии в программу уроков музыки введено музицирование, учащиеся исполняют на инструментах различные ритмические и мелодические мелодии песен и пьес. Для того чтобы полноценно развиваться, необходимо ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Ну а какие возможности в школе для музицирования детей? Да практически ни каких. И для решения этой проблемы начался поиск. Наиболее оптимальным вариантом инструментальной деятельности наших учащихся оказался очень мелодичный инструмент металлофон, и барабан.
На уроках музыки в младших классах я использую следующие творческие задания, в которых применяется игра на музыкальных инструментах.
Вход или выход из класса под маршевую музыку, в который один или несколько учащихся играют на барабане.
Озвучивание русских и башкирских плясовых на ложках и кубызе.
Известные примеры это р.н.п. «светит месяц». Б.н.п. «Бишбармак».Б.н.п. «Гульназира» Р.Щедрин «Озорные частушки» и т.д.
Задания на передачу смена темпа, динамики, регистра. Я использую такие произведения как Т.Каримов «Проводы», Р.Хасанов «Утренний дождь». Ветер», Ф.Читгян «Кукушка и дятел» и т.д.
В старших классах 7-8 дети берут в руки такие инструменты как гитара и курай, кубыз. Под аккомпанемент этих инструментов звучат известные песни, не только композиторов, но и также сочинения. В дальнейшем все свои полученные навыки учащиеся демонстрируют на концертах в школе, не проходят не одного мероприятия, в котором бы не звучали наши национальные музыкальные инструменты как курай и кубыз.
В дальнейшем дети будут комбинировать усвоенные мелодии в новых сочетаниях, создавая свои мелодии и импровизации. Детское творчество на уроках музыки, конечно, представляет собой познавательно – поисковую музыкальную практику, но творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не изученное им в мире музыки. Успехов всем детям в их музыкальном творчестве!
Заключение.
В заключение хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении творческой личности школьника, обогащение его духовного мира способствует самопознанию себя. Применение различных творческих заданий на уроках музыки способствуют развитию художественно- творческого начала. Музыкальных способностей учащихся. Результатом творческой работы служат участие в концертах, фестивалях, не только районных, но и республиканских.
В завершении хочется вспомнить слова крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость.
Список литературы:
Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя М.: Ассоциация педагогов – музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. 1990.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990.
Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль,2007.
Д.Кабалевский “Музыка в 4-7 классах” Москва, “Просвещение”, 1986Искусство в школе №2 1994, Москва, “Искусство в школе”. “Искусство в школе №4 1995, Москва, “Искусство в школе”. “Искусство в школе №6 1995, Москва, “Искусство в школе”.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.
Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 10.
Н.Г.Ямалетдинова. Р.Х.Хусаинова Программа «Музыка» Уфа 2007.
22