«Осень 2024»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: Разработка тематического направления выпускного сочинения

Презентация содержит методические рекомендации по подготовке к сочинению по тематическому направлению "Человек и общество".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Человек и общество Разработка тематического направления выпускного сочинения

Человек и общество

Разработка тематического направления выпускного сочинения

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.    Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон : с точки зрения их гармоничного взаимодействия , сложного противостояния или непримиримого конфликта .

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон : с точки зрения их гармоничного взаимодействия , сложного противостояния или непримиримого конфликта .

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.  

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 

  • В.Г. Белинский: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал»
Словарная работа ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО

Словарная работа

ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО

  • Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно- исторической деятельности, культуры
  • Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности
Кластер индивид общество человек социум личность люди индивидуальность толпа Светское общество (высший свет «Человек – это звучит гордо!» (Максим Горький) Общественное мнение

Кластер

индивид

общество

человек

социум

личность

люди

индивидуальность

толпа

Светское общество (высший свет

«Человек – это звучит гордо!» (Максим Горький)

Общественное мнение

Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения

  • Может ли человек влиять на ход истории?
  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Как общество влияет на человека?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Какого человека можно назвать героем своего времени?
Вопросы для обсуждения Всегда ли нужно отстаивать своё мнение? Что такое гуманизм (равноправие, социальная несправедливость, конформизм)? Как вы понимаете высказывание  Р. Эмерсона: «Люди, обладающие характером, − это совесть общества» ?

Вопросы для обсуждения

  • Всегда ли нужно отстаивать своё мнение?
  • Что такое гуманизм (равноправие, социальная несправедливость, конформизм)?
  • Как вы понимаете высказывание

Р. Эмерсона: «Люди, обладающие характером, − это совесть общества» ?

Ральф Уолдо Эмерсон - американский поэт, эссеист, лектор, философ, был одним из самых влиятельных интеллектуалов Америки, родился 25 мая 1803 года. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. Пока человек остается верен самому себе, все играет ему на руку — правительство, общество и даже солнце, луна и звезды. Любимцы общества те, кого называют душа-человек, — это люди, лишенные стеснительного эгоизма: где бы они ни оказались, они не испытывают неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.

Ральф Уолдо Эмерсон - американский поэт, эссеист, лектор, философ, был одним из самых влиятельных интеллектуалов Америки, родился 25 мая 1803 года.

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Пока человек остается верен самому себе, все играет ему на руку — правительство, общество и даже солнце, луна и звезды.

Любимцы общества те, кого называют душа-человек, — это люди, лишенные стеснительного эгоизма: где бы они ни оказались, они не испытывают неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» «А судьи кто?..» Чацкий – «лишний человек»

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

«А судьи кто?..»

Чацкий – «лишний человек»

Н.В.Гоголь. «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин Образ «маленького человека»

Н.В.Гоголь. «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Образ «маленького человека»

И.А.Гончаров. «Обломов» Пример социальной апатии

И.А.Гончаров. «Обломов»

Пример социальной апатии

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Деньги решают всё?

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Деньги решают всё?

А.П.Чехов. «Ионыч» Берегите в себе человека!

А.П.Чехов. «Ионыч»

Берегите в себе человека!

Горький. «На дне» «Не унижать человека жалостью!.. Уважать надо!»

Горький. «На дне»

«Не унижать человека жалостью!..

Уважать надо!»

М.А.Шолохов. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины

М.А.Шолохов. «Судьба человека»

Судьба человека и судьба Родины

Е.И.Замятин. «Мы»  Замятин утверждает, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление

Е.И.Замятин. «Мы»

Замятин утверждает, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление "я" в "мы", и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Е.И.Замятин. «Мы» В 1932-м Замятин сказал в интервью:

Е.И.Замятин. «Мы»

В 1932-м Замятин сказал в интервью: "Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно, этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства - все равно какого".

Р. Бредщбери. «451◦ по Фарингейту» Философская антиутопия Рэя Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества; это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес…

Р. Бредщбери. «451◦ по Фарингейту»

Философская антиутопия Рэя Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества; это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес…

О. Хаксли. «О дивный новый мир» Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует.

О. Хаксли. «О дивный новый мир»

Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует.

О. Хаксли. «О дивный новый мир»  Основная проблема заключается в том, что искусственное равенство, которое на поверку оказывается биологическим тоталитаризмом, и кастовое устройство социума не могут удовлетворить мыслящих людей. Поэтому некоторые альфы (Бернард, Гельмгольц) не в силах приспособиться к жизни, они чувствуют не единение, а одиночество, отчуждение от окружающих. Но без сознательных членов общества дивный новый мир не возможен, именно они отвечают за программирование и благополучие всех остальных, лишенных разума, свободы воли и индивидуальности. Такие люди либо воспринимают службу, как каторгу (как Мустафа Монд), либо отбывают на острова в состоянии мучительного разногласия с обществом.

О. Хаксли. «О дивный новый мир»

Основная проблема заключается в том, что искусственное равенство, которое на поверку оказывается биологическим тоталитаризмом, и кастовое устройство социума не могут удовлетворить мыслящих людей. Поэтому некоторые альфы (Бернард, Гельмгольц) не в силах приспособиться к жизни, они чувствуют не единение, а одиночество, отчуждение от окружающих. Но без сознательных членов общества дивный новый мир не возможен, именно они отвечают за программирование и благополучие всех остальных, лишенных разума, свободы воли и индивидуальности. Такие люди либо воспринимают службу, как каторгу (как Мустафа Монд), либо отбывают на острова в состоянии мучительного разногласия с обществом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее