«Осень 2024»

Тема: Развития ребенка с ограниченными возможностями, средствами музыки и ритмических движений.

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и

ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и

гармоничной личности ребёнка. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки






Тема: Развития ребенка с ограниченными возможностями, средствами музыки и ритмических движений.








Учитель: Е.А. Долот

















«Дети — наше зеркало, они очень точно

копируют все наши движения и

мимику, поэтому будьте

выразительны, точны и чаще улыбайтесь!»


Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и

ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и

гармоничной личности ребёнка. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время элементы ритмики используются   в детских садах на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза. Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

задачи:

- развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;
- формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).

Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).
2)Танцы, пляски, хороводы

3)Музыкальные игры.

   Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька)..

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений дети передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, вальс сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего они получают представления о двигательных навыках, учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), изучают основные шаги, движения головы, рук, корпуса.

После того как дети усвоят упражнения ориентировочного характера, в занятие вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся, двигаться по-разному: под спортивный — бодро, под игрушечный — легко, шагом на носках, под военный — высоким шагом и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений и не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если детям предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. На занятиях можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки. Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи — с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса. Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели можно использовать упражнения с воздушными шарами.

При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее