Сценарий литературно-музыкальной композиции: «Маяковский нового времени»
Цели:
Образовательные: - познакомить с этапами жизни и творчества, с особенностями поэтического стиля и тематикой поэзии Р.И. Рождественского; - помочь учащимся представить личность и творческую судьбу Р. Рождественского;
Развивающие: - развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы; - развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
Воспитательные: - развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; - развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения; - воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
СЛАЙД 1
Выступающие размещаются на сцене, имитируя расположение поэтов на литературных вечерах в Политехническом музее в 60-е годы ХХ века: стол, за которым располагаются участники-поэты. В середине сцены располагается стойка микрофона, где стоит Рождественский. Выступающий (поэт Рождественский, одет в рубашку и свитер).
Эй, родившиеся в трёхтысячном удивительные умы! Археологи ваши отыщут, где мы жили, что строили мы. Археологи ваши осмотрят всё до мелочи, всё подряд. Снимут ржавчину. Ретушь смоют. Сладковатый лак растворят. Пыль сметут движением нежным… И откроются до конца очень древние, окаменевшие, наши песенные сердца. Те, которые отгорели на бессмертных кострах правоты, разорвавшиеся от болезней, не стерпевшие клеветы, натрудившиеся, двужильные, задохнувшиеся в скоростях…
Я хочу рассказать, как жили мы. Я пишу вам письмо, хотя между нами пути неблизкие, в человеческий рост — бурьян. И к тому же тетрадные листики — слишком временный материал. Ну и ладно! Пусть! Я согласен. Мир мой тление опроверг. Миллионы моих сограждан пишут письма в тридцатый век! Пишут доменными громадами (по две тысячи тонн в строке!). Пишут письма люди, наматывая на планету витки ракет! Пишут тяжестью ледокола там, где не было ни строки. Пишут письма, беря за горло океанский размах реки! Пишут очень сурово и медленно, силе собственной удивясь… Обязательно, непременно эти письма дойдут до вас!
СЛАЙД 2
Первый ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы предлагаем вам литературное путешествие в середину ХХ века. Вы ощутите ритм эпохи, поймете, что интересовало людей, живущих в этот период времени, во что они верили, какие свершения принадлежат им. Если сегодня кому-нибудь рассказать, что поэты Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина во второй половине ХХ века были ничуть не менее, а даже более популярны, чем эстрадные певцы, нас просто засмеют. Но ведь было именно так! Было время, когда люди, осаждали Политехнический музей, спорткомплекс Лужники, центральный дом литераторов ради встречи с ними.
СЛАЙД 3
Второй ведущий: Роберт Иванович Рождественский – один из известнейших поэтов второй половины ХХ века – откроет нам свои «строфы века» и поможет ощутить «нерв» эпохи. Перед вами только что прозвучало стихотворение «Письмо в XXX век» Роберта Ивановича Рождественского, в котором мы ощутили эмоциональный накал и вызов миру. Недаром этого поэта называли «Маяковским нового времени». Без Рождественского немыслима молодая поэзия 50-60-х годов ХХ века. Среди своих современников - Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского – он казался нескладным и простым. Он даже не был похож на поэта: всегда стеснялся сказать много, заикался.
Выступающий (поэт Рождественский): Я родился — нескладным и длинным — в одну из душных ночей. Грибные июньские ливни звенели, как связки ключей. Приоткрыли огромный мир они, зайчиками прошлись по стене... «Ребенок удивительно смирный...» — врач сказал обо мне. ...А соседка достала карты, и они сообщили, что буду я ни слишком богатым, но очень спокойным зато. Слава жизни! Большое спасибо ей за то, что мяла меня! Наделила мечтой богатой, опалила ветром сквозным, не поверила бабьим картам, а поверила ливням грибным!
СЛАЙД 4
Александрова М.В.: Каждый поэт – отражение своей эпохи. Время создает поэзию. Рождественскому досталось время подъема, время движения, время свободы после долгого периода страха. «Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжелой зимы», - писал его современник, Евтушенко. Это время нового коммунистического строительства, которое рождало искренних, открытых людей, верящих в светлое завтра, по-настоящему любящих родину. Таким был Рождественский.
СЛАЙД 5
Второй ведущий: Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края.
Родился я в селе Косиха Дождливым летом. На Алтае. А за селом синело поле и пахло ливнем переспелым... Нет! Я родился много позже. Потом. В июне. В сорок первом. И жесткий голос Левитана был колыбельною моею.
Меня война в себя впитала. Я — сын ее. Я полон ею...
Мать будущего поэта Вера Павловна была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта — Станислав Никодимович Петкевич — потомок ссыльных поляков. Мальчик запомнил об отце немного, потому что в 1937 году родители разошлись. В 1939 году отец поэта воевал с финнами, в 1941-м добровольцем ушел на фронт и там вскоре погиб. Роберт был ребенком и не успел его хорошенько узнать. Он всю жизнь очень был расстроен тем, что, когда отец уходил на фронт, он не нашел ничего лучше, чем сказать что-то вроде: "Без победы не возвращайся". Мать поэта была призвана в армию полевым хирургом в первые же дни войны. Девятилетний Роберт остался на попечении бабушки, которая вскоре умерла. Мать Роберта хотела оформить его как сына полка, но однополчанин отговорил ее от этого рискованного шага. И вместо фронта Роберт остался в Москве в Даниловском детском доме. Первое стихотворение Роберт написал в 1942 году, в начале войны, когда родители ушли на фронт. Потрясённый всем происходящим, он сочинил стихи, которые увидел учитель. Стихи были опубликованы в газете.
С винтовкой мой папа уходит в поход. Желаю, любимый, побед! И мама зеленую сумку берет, Уходит с сестрой в лазарет. Я тоже имею и ловкость, и силу, Чтоб в бой на фашистов идти. Но мне: "Подожди, – говорит Ворошилов, – Учись, закаляйся, расти". Хотя мне сегодня десятый лишь год, Стрелять научусь я как надо. И пусть только Сталин мне скажет: "В поход!" - Фашистам не будет пощады!
СЛАЙД 6
Первый ведущий: Из автобиографии поэта: «Для нас, пацанов, война была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку». «Пламя войны, — вспоминал позднее поэт, — навсегда осталось в наших глазах. В наших стихах. Даже – в самых новых, самых сегодняшних».
На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая. И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую... И однажды — прекрасным утром — постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький. Сапоги ему выдали маленькие. Каску выдали маленькую и маленькую — по размерам — шинель. ...А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!
СЛАЙД 7
Звучит песня «Мгновения» (во время слов Александровой М.В.).
Александрова М.В.: А сейчас мне хочется вспомнить фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», который стал одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Главный герой Исаев-Штирлиц существовал в пространстве раздумий, тоски по Родине, одиночества. Человеческое в его личности не менее важно, чем профессиональное.
СЛАЙД 8
Первый ведущий: Со временем память о военном детстве всё чаще приходит в стихи Роберта Рождественского. Довольно быстро поэт находит свою интонацию, и его стихи обретают и пронзительность, и достоверность, и, если хотите, трогательность. Намного позже, в 1961 году, будучи уже зрелым поэтом, Роберт Рождественский пишет поэму «Реквием», которая сразу получила широкую известность. Уже одним только этим произведением поэт увековечил себя в памяти потомков. Из воспоминаний поэта: «Одна из поэм «Реквием» – особенно дорога мне. Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это – шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть. Примерно такое же положение в каждой советской семье. Дело не в количестве. Потому что нет таких весов, на которых можно было бы взвесить горе матерей. Взвесить и определить, — чьё тяжелее. Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них».
Звучит поэма «Реквием».
СЛАЙД 9
Второй ведущий: Сквозь всё его творчество проходит мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-долга. Памяти-предостережения. В статье «Почему мы пишем о войне» Роберт Иванович написал об этом так: «Память, память. Никуда от неё не денешься. Не скроешься, не уедешь. Пласты в ней, как годовые кольца внутри дерева: все близки, все рядом, все около сердца. До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и тогда он с готовностью затрепещет, ответит шемяще, отзовётся, будет звучать долго-долго…»
Демонстрация слайда презентации ” За того парня”
СЛАЙД 10
Первый ведущий: После Победы летом сорок пятого приехали родители (мама к тому времени вышла замуж во второй раз за офицера). Роберт был усыновлен отчимом. Так у него появился отец, которого он сразу полюбил, и новая фамилия – Рождественский. Семье часто приходилось переезжать с места на место. Сначала это был Кёнигсберг, потом Каунас, затем Таганрог, Вена, Петрозаводск. Заканчивать школьное обучение Роберту пришлось в Ленинграде. Самое сложное, для поэта, было менять школы, а значит, товарищей, компании. Нелегко было этому застенчивому, с дефектом речи парню, знакомиться с новыми товарищами, быть вечным новичком. В 1950 году в журнале «На рубеже» в Петрозаводске появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. Он мечтал о Московском Литературном институте. И в 1951 году его мечта осуществилась — он первокурсник Литинститута. Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров, коридорных дискуссий, дружеских застолий. Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился. Здесь в 1953 году, Роберт встретил свою первую и единственную любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему было 21 год, а Алле 20. С Аллой Роберт Рождественский прожил в счастливом браке 41 год, жена стала музой поэта. В этом счастливом браке у Роберта и Аллы родились две дочери. Одна из них - Екатерина Робертовна, стала переводчиком, журналистом и известным фотографом. Другая - Ксения Робертовна журналистом.
Мы совпали с тобой, совпали в день, запомнившийся навсегда. Как слова совпадают с губами. С пересохшим горлом — вода. Мы совпали, как птицы с небом. Как земля с долгожданным снегом совпадает в начале зимы, так с тобою совпали мы. Мы совпали, еще не зная ничего о зле и добре. И навечно совпало с нами это время в календаре.
________________________
Все начинается с любви... Твердят: "Вначале было слово..." А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!.. Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка -- все начинается с любви. Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть -- родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг -- все начинается с любви... Весна шепнет тебе: "Живи..." И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви!
СЛАЙД 11
Второй ведущий: Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувств, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта – всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.
Звучит песня «Ноктюрн».
Первый ведущий: Путь к любимой для поэта - это всегда непростой путь, это поиск смысла жизни.
СЛАЙД 12
Звучит песня «Эхо любви».
Первый ведущий: Как проникновенно говорил он в своих стихах о любви, как умел сказать что-то важное незатертыми, неожиданными словами.
СЛАЙД 13
Звучит песня «Позвони мне, позвони».
Первый ведущий: Лирика Рождественского быстро обрела общественный резонанс. Размышляя над природой этого успеха, Константин Симонов писал: «Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах у читателя, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков». Поэзия Рождественского - это стремление бесстрашно выразить свои мысли, чувства, поделиться скорбями и радостями, недоумениями и утверждениями.
СЛАЙД 14
Звучит песня «Где-то далеко».
Второй ведущий: Высшее проявление любви – это любовь к Родине. Как сказочный богатырь, упав на землю, набирается от нее сил, так и состоявшийся в жизни человек не отделяет себя от Родины. Высшим счастьем для Роберта Рождественского было величие его страны.
СЛАЙД 15
Звучит песня «Я, ты, он, она, Вместе – целая страна»
Первый ведущий: Для Роберта Рождественского не было никакой другой родины, кроме России. Он был её сыном, её поэтом, её Гражданином. Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом.
СЛАЙД 16
Звучит песня «Даль великая, даль бескрайняя»
Второй ведущий: Поэзия Роберта Рождественского учит вере в добро и его «незыблемую» правоту; учит чувствовать личную ответственность за всё происходящее вокруг, делом доказывать своё право называться Человеком. В его стихах – горячий протест против равнодушия, мещанства, приспособленчества, эмоционального безразличия, против обмана, неверности и слепой покорности. И обо всём – страстно, сильно, но просто и понятно каждому молодому сердцу.
СЛАЙД 17
Звучит песня «Там за облаками».
Позняк О.А.: Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Роберт всегда казался чуть серьезнее своих супермодных коллег, больше тяготел к классике, был основательнее. Когда мы изучаем биографию поэта или писателя, всегда особенно интересуемся истоком творчества. Как рождается поэт? Это тайна, но определить ступени, по которым человек движется к творчеству, можно. Главные ступени Рождественского – талант, откровенность перед читателем и, как у Маяковского, ощущение пульса эпохи. Только в 60-е поэты могли собирать стадионы, выходить на эстраду. Поэзия была необходима как воздух. Рождественский был всегда глубоко современен, в его стихах – пульс времени: это и борьба за мир, и освоение космоса.
СЛАЙД 18
Звучит песня «Притяжение земли».
Позняк О.А.: Популярность огромная: книги расхватывались, творческие вечера при полных залах. В 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта. Он входил в «великолепную пятерку»: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава. Стихи Роберта Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века. Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.
СЛАЙД 19
Мы пришли в этот мир, чтоб смеяться и плакать, видеть смерть и, в открытое море бросаясь, песни петь, целовать неприступных красавиц! Мы пришли быть, где необходимо и трудно... От земли города поднимаются круто. Век суров. Почерневшие реки дымятся. Свет костров лег на жесткие щеки румянцем... Как всегда, полночь смотрит немыми глазами. Поезда отправляются по расписанью. Мы ложимся спать. Кров родительский сдержанно хвалим. Но опять уезжаем, летим, отплываем? Двадцать раз за окном зори алое знамя подымут... Знаю я: мы однажды уйдем к тем, которые срам не имут. Ничего не сказав. Не успев попрощаться... Что с того? Все равно: это - слышишь ты? - счастье. Сеять хлеб на равнинах, ветрами продутых... Жить взахлеб! Это здорово кто-то придумал!
Первый ведущий: Творчество Рождественского в хорошем смысле «пестрое». Тут и героические баллады, и шутливые зарисовки, и любовная лирика, и едкая сатира, и «Реквием», и философские стихи о смысле жизни, и беглые заграничные зарисовки, и даже своеобразная научная фантастика, и публицистика, и песни. При всей этой разбросанности, пестроте жанров и разнообразии поисков, Рождественскому удается сохранить свою цельность, свое лицо. Во всем, что он делает, это один из самых последовательных, самых верных себе и своим убеждениям поэтов.
Второй ведущий: А сколько грандиозных песен он написал! «Погоня» из «Неуловимых» (видеофрагмент) и «Позвони мне, позвони» из «Карнавала», «Эхо любви» и «Свадьба», «Огромное небо». Это песни на все времена, классика советской песни. В них не просто тексты, здесь высокая поэзия, искренние чувства, проникновенные интонации. Именно это, наверное, делает эти произведения интересными и современному читателю и слушателю. Ведь любого человека интересуют вечные темы: смысл жизни, любовь, непонимание отцов и детей. Рождественский их разрабатывает удивительно просто и в то же время глубоко.
СЛАЙД 20
Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг – один и враг - один... Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей - жила… Человеку надо мало: после грома - тишину. Голубой клочок тумана. Жизнь - одну. И смерть - одну. Утром свежую газету - с Человечеством родство. И всего одну планету: Землю! Только и всего. И - межзвездную дорогу да мечту о скоростях. Это, в сущности,- немного. Это, в общем-то,- пустяк. Невеликая награда. Невысокий пьедестал. Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал.
СЛАЙД 21
Звучит песня «Город детства».
Первый ведущий: В конце 1980-х годов Рождественский стал часто падать в обмороки… Поначалу врачи думали проблемы в сосудах. Позже у поэта обнаружили опухоль. Он перенёс две операции. Это помогло продлить ему жизнь на целых пять лет. Рождественский знал, что времени у него осталось в обрез. И он стал писать совершенно по-другому. Уединившись в Переделкине, поэт создал лучшую свою лирику, которая впоследствии и составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние стихи Роберта Рождественского»…
СЛАЙД 22
Тихо летят паутинные нити. Солнце горит на оконном стекле… Что-то я делал не так? Извините: жил я впервые на этой Земле. Я ее только теперь ощущаю. К ней припадаю. И ею клянусь. И по-другому прожить обещаю, если вернусь… Но ведь я не вернусь.
Второй ведущий: Утром 19 августа 1994 года Рождественскому вновь стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи – врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу Склифосовского. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года. Есть поэты, которых забывают ещё при жизни. Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество. Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода. Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский. Его стихи замечательны тем, что каждый может найти в них то, что его волнует, что близко и понятно, что созвучно его душе. Тысячи и тысячи строчек Рождественского читают, поют, цитируют наизусть. Это был настоящий поэт, нужный своим читателям. Он помогал и помогает нам оставаться людьми.
СЛАЙД 23
Звучит песня «Спасибо жизнь».
11