Сценарий индивидуального урока по дисциплине «Дирижирование». Тема: Г. Свиридов. Романс из музыки к повести А. Пушкина «Метель». Роль ауфтакта в дирижировании, формирование навыков исполнения. Цель: 1) Обучающая – овладение разными видами показа ауфтакта в условиях меняющегося темпа, характера, фактуры, динамики. 2) Развивающая приобретение теоретических знаний и навыков их практического воплощения. инновационных Вид урока: комбинированный. Применение информационная, диалогическая, совместная мыследеятельность и т.д. Межпредметные связи: литература, МХК, история исполнительского искусства, музыкальная литература. Инструментарий урока: фортепиано, партитура, клавир, стол, стулья, пюпитр, дирижерская палочка, видеоаппаратура, DVD. технологий: педагогических Структура урока 1. Актуализация прежних знаний. Обучающая дирижирует произведение Г. Свиридова «Романс». Преподаватель анализирует уровень исполнения, отмечая положительные моменты и неточности. Совместно с обучающейся обсуждаются понятия и степень воплощения навыков, полученных на прошлом уроке. Произведение находится в стадии разбора музыкального текста, особое внимание обращается на музыкальную форму, художественнообразную сферу, технику дирижирования. Диалог преподавателя и обучающейся: Расскажите о характерных особенностях музыкального языка Георгия Свиридова? ( Яркий мелодизм, гармоническая свежесть). Назовите основные жанры в творчестве композитора? ( Оратория, кантата, хоровой концерт, вокальный цикл, романс). Какие произведения из прозы А. Пушкина Вы знаете? ( Капитанская дочка, Дубровский, Станционный смотритель, Русалка). Какие еще музыкальные части из музыки к «Метели» Вы можете назвать? ( Тройка, Весна, Осень, Пастораль, Военный марш, Венчание, Вальс). В основу каких музыкальных произведений положены поэтические тексты А.Пушкина? ( оперы П. Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; С. Рахманинова «Алеко»; А. Даргомыжского «Каменный гость»). Совместно с обучающейся анализируется музыкальная форма пьесы и составляется исполнительский план произведения с динамическим развитием. Форма «Романса» куплетновариационная, представляет собой Глинкинский тип вариаций на удержанную мелодию, т.е. при неизменной теме варьируется фактура сопровождения и оркестровка: Molto adagio Adagio Adagio, ma non troppo Pochissimo piu animato Con passione Adagio, ma non troppo вступление тема тема с вар 1 тема с вар 2 тема tutti тема f p p mp f pp 2. Формирование новых понятий и способы их воплощения. Преподаватель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Уроки профессора Мусина И.А.», раздел (Ауфтакты) с последующим обсуждением. Затем, по составленной нами схеме, разбирается каждый фрагмент партитуры, его музыкальнообразное содержание и способы передачи изложенного текста мануальными движениями. Непродолжительное вступление (4 такта), своими сочными, фактурными аккордами (ассоциируются с величавой картиной русской природы) предвосхищают появление основной темы «Романса». Дирижерский жест во вступлении достаточно большой по амплитуде – насыщенный и глубокий, как раз и должен подчеркнуть широту и дыхание вступления. Ауфтакт (полный) можно начинать с преддвижения, из точки появления звука не должно быть резкого отскока руки (несмотря на акцент), междольный ауфтакт ко второй доле (заполнение ) должен быть выполнен безукоризненно по времени, чтобы у оркестрантов сложилось точное представление о темпе. Последний аккорд вступления необходимо снять мягким ауфтактом точно в четвертую долю. Дать понятие звучащей паузы на фермате. Гитарный аккомпанемент перед вступлением темы требует особого ауфтакта по принципу басаккорд, (на «бас» более короткое по амплитуде движение, на «аккорд» длиннее). Чарующий лирический образ основной темы «Романса» (напоминает первую фразу старинного романса Н. Зубова «Не уходи, побудь со мною») начинается неполным ауфтактом, предельно выразительным (вокальным) жестом, на четвертой доле ( ) применяется чуть заметный задержанный ауфтакт, в дальнейшем развитии мелодии задержанный ауфтакт менее ярко выражен. Дать понятие активного и пассивного жеста. В данном примере коснемся темы противосложения. Показывается полным ауфтактом очень выразительным жестом со стремлением в первую долю не забывая о принципе активного и пассивного жеста в звучании (1,2,4 доли активные, 3 – менее выраженные). Нисходящее движение требует полного ауфтакта с заполнением отражения шестнадцатыми длительностями и точным снятием в четвертой доле. Animato в этой части достигается не только ускорением темпа, но и свободной агогикой (внутреннего ускорения и замедления в шестнадцатых – можно достичь приемом ускоряющим темп, а потом возвращающим его в первоначальный). Это, прежде всего ускоренный рефлекс руки после первой группы (после точки удара). Рука быстро покидает точку и с ускорением движется к следующей доле, тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления. Замедление темпа во второй группе достигается обратным приемом – рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается, удлиняется промежуток времени, в котором и происходит восстановление прежнего темпа. То есть действует известный принцип – сколько взял, столько и отдай! Кульминация пьесы (точка золотого сечения). Оркестровое tutti носит торжественный, благородный, праздничный характер, вместе с этим, оно пронизано страстной лирикой. Максимально большой насыщенный жест, активные ауфтакты во фразах как в теме, так и в партии противосложения, должны передать всю широту, эпичность этой, исключительно значимой по эмоциональному воздействию части. Заканчивается «Романс» спокойным звучанием главной темы с видоизмененным противосложением из Adagio ma non troppo I части. Чтобы создать контраст с tutti жест должен быть предельно лаконичным, ауфтакты чуть «уставшими», все движения и эмоции на убывание, на рр, буквально растворяясь в тишине. Окончание звучания показывается ауфтактом почти намеком, практически не снимая звук. 3.Формирование умений и навыков. Преподаватель на протяжении всего урока показывает различные виды ауфтактов на музыкальных отрывках из исполняемого произведения приведенных в предыдущем разделе. Отрабатывает с обучающейся технологию исполнения движений рук с обязательным внутренним и мышечным контролем. Формирует навыки выразительного исполнения ауфтактов и умением визуализации движения рук по времени, амплитуде, штриху и т.д. Предлагает различные виды упражнений, способствующих предельно точному освоению мануальной техники для каждого отдельного эпизода и всего произведения в целом. 4.Задание для самостоятельной работы: Добиться и продемонстрировать на следующем уроке ясный и грамотный показ разных видов ауфтактов на меняющийся темп, характер, динамику, фактуру. Посмотреть учебный фильм «Уроки профессора Мусина И.А.» 1 часть и определить какими методическими приемами педагог добивается осмысленного показа различных ауфтактов. Рекомендованная литература: Малько Н.А. Основы техники дирижирования. Композитор – Санкт Петербург, 2015. Мусин И.А. Техника дирижирования. www. Torrentino.me , 2016 Мусин.И.А. О воспитании дирижера: Очерки. www Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. booksee.org , 2015 www Дирижерский аппарат и его постановка. Казачков С.А. . forumklassika . ru ,2013 . studmed . ru , 2013 Учебный фильм: Уроки профессора И.А.Мусина. Искусство дирижирования, 1часть. Интернет ресурсы: www. youtube.com. http://www.partita.ru|others. http://famousmusicians.net/?page_id=249