Статья: «Личность учителя музыки и его приоритетные профессиональные качества».
Если урок музыки это единственная форма всеобщего музыкального образования в общеобразовательной школе, то профессия учитель музыки по своей специфике социальна, так как учитель музыки является связующим звеном (посредником) между музыкальным искусством и ребенком.
Учитель музыки, являясь проводником высокой духовной культуры, должен выступать как образец отношения к искусству, к миру, следовательно, большое значение имеет то, каким мировоззрением он обладает. Как показывает исследование Б.М. Целковникова, мировоззренческие убеждения учителя музыки характеризуются гуманистической, художественно-творческой направленностью, позволяющей учителю создавать и реализовывать духовно-личностную концепцию взаимодействия с музыкой, ребенком, конкретной музыкально-педагогической практикой; устанавливать с ними диалогические отношения в категориях высших человеческих ценностях. Социальные задачи:
поднять статус учителя музыки в обществе;
- осознать эффективность воздействия музыки на личность (на физиологическом, психологическом и психическом уровнях), в связи с различными проблемами.
Приоритетные профессиональные качества учителя музыки. Специфика учителя музыки в общеобразовательной школе предполагает единство музыкальной и педагогической сторон в его деятельности. Эффективной этой деятельности обеспечивается наличием у педагога таких личностных качеств как: музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностную профессиональную позицию.
Музыкальность помогает учителю музыки адекватно воспринимать новое искусстве, оценивать интересные но спорные произведения, помогает формировать свою собственную позицию в отношении того или иного музыкального явления, способствует развитию музыкального вкуса, а это является необходимым условием в процессе формирования музыкальной культуры учащихся.
Музыкальность учителя проявляется во всех видах его педагогической музыкальной деятельности, в интуитивной оценке музыкальности ребенка и учета перспективы его развития.
Музыкальность учителя музыки невозможно развивать вне связи с развитием всего духовного мира и, прежде всего вне связи с музыкой. Эта связь осуществляется в постоянном обогащении и углублении собственных музыкальных впечатлений, опыта и его выражения в музыкальном исполнительстве как эффективном пути познания музыкального искусства.
Эмпатийность. Как отмечает Э.Б. Абдуллин: «Развитие эмпатийности может происходить при общении с учащимися на принципах душевного, духовного «родства», видение каждого из них как формирующейся личности и осознания необходимости со-действия им в процессе музыкального образования.
Методы, способствующие развитию эмпатийности учителя музыки:
ассоциативный метод;
ролевое отождествление с образом музыкального произведения;
личностное, субъектное проживание им урока музыки.
Личностные качества педагога (по Ш.А. Амонашвили):
1 – быть добрыми и любить детей;
2 – уметь понимать детей;
3 – быть оптимистами;
4 – обязаны олицетворять человека будущего.
Профессиональное мышление и самосознание.
Профессиональное мышление это специфический сплав художественного и научного аспектов мышления, его музыкальной, психологической и педагогической сторон, взаимосвязи профессиональной направленности, стиля и операций процесса мышления. Оно включает в себя и музыкальное мышление, которое отличается интонационно-образной природой музыкально-мыслительных процессов и направленно на установление контакта школьников с музыкой. Психолого-педагогическое мышление является составляющей профессионального мышления и направлено на познание возрастных и индивидуальных психологических особенностей школьников, закономерностей и особенностей процесса общения педагога с учащимися, учащихся с музыкой; на проектирование, осуществление и анализ музыкально-образовательного процесса; на достижение художественности и целостности урока, на познание, оценку и внедрение в практику музыкально-педагогических новаций.
И музыкальное и психолого-педагогической мышление часто приобретает творческий характер, проявляясь в индивидуальном видении, понимание музыки и музыкально-педагогического процесса.
В развитии профессионального мышления педагога-музыканта важным является стремление на самоанализ педагогической деятельности и развитие профессионального самосознания, в основе которого лежит профессиональная рефлексия – способность отражать, анализировать, размышлять, оценивать процесс и результат своей собственной музыкально-педагогической деятельности.
Основой профессиональной рефлексии педагога-музыканта является диалектическое соотношение профессиональной деятельности и личности, рефлексивной позиции, направленной на поиск ее личностно-ценностного смысла. Проявляются рефлексивные процессы в деятельности педагога в попытках понять и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся, в процессе проектировании их деятельности, рефлексивного анализа и саморегуляции, стимулирования рефлексивной деятельности самих школьников.
Т.А. Колышева выделяет следующие аспекты рефлексивной деятельности педагога-музыканта:
интерес, возникший к музыкально-педагогической, творческой по характеру проблеме;
обнаружение, осмысление и оценка лежащих в ее основе противоречий;
поиск оснований и возможных вариантов ее решения при соотнесении содержания музыкально-педагогической задачи с собственным индивидуально-личностным и профессиональным опытом, а также с опытом других педагогов-музыкантов;
осуществление практических логико-конструктивных действий, обеспечивающих успешное решение музыкально-педагогической задачи;
обобщающая оценка педагогом-музыкантом всех предшествующих этапов рефлексивной деятельности, приводящая к ее обогащению, к выведению ее на «метауровень» и к слиянию с новым циклом ее осуществления.
Функциональное значение профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта в ее воздействии на личность педагога, результатом которой является не только совершенствование профессионального мастерства, но и осознания личностного смысла жизни, представления о своем внутреннем духовном мире.
Рост профессионального мастерства педагога-музыканта способствует развитию его музыкально-педагогической интуиции, которая выступает как акт непосредственного решения педагогом различных музыкально-педагогических задач, без их анализа.
Артистизм учителя музыки проявляется в способности «влучать» эмоционально-эстетическую, душевную энергию в учащихся с помощью создания особой установки на восприятие музыки, совместное проживания и переживание, яркое выразительное исполнение; насыщение всего урока эмоционально-образной стороной. Артистизм педагога, как считает Л.С. Майковская, влияет на его музыкально-творческую и педагогическую импровизацию. Он также интегрирует эмоционально-экспресивную, художественно-интеллектуальную, художественно-операциональную стороны художественно-коммуникативной деятельности. Это дает возможность придать общению с детьми эмоционально-возвышенный характер; помочь детям развивать в себе умение познавать искусство художественно-образным способом мышления, развивать эмоциональность.
В структуре артистизма Л.С. Майковская выделяет взаимосвязанные между собой такие компоненты как: психофизический, эмоционально-эстетический, художественно-логический.
Психофизический компонент составляет различные психические процессы (воображение, внимание, память и т.д.) и физические данные (голос, дикция, мимика, пантомимика).
Эмоционально-эстетический компонент артистизма связан с сенсорным опытом педагога и его экспрессивными сторонами. Откликаясь на эмоционально-художественный настрой музыки он перестраивает собственное внутреннее состояние и создает «партитуру» физических составляющих.
Художественно-логический компонент артистизма это способность учителя музыки логически выстраивать систему художественно-коммуникативных действий на уроке, анализируя и корректируя ее. Данный компонент включает в себя готовность учителя к «режиссированию» своего творческого самочувствия, психофизических состояний на протяжении художественно-педагогического общения.
Методами, способствующими развитию артистизма у будущего педагога-музыканта, являются:
Музыкально-коммуникативный тренинг, эмоционально-образный показ педагогом-музыкантом материала, моделирование музыкально-педагогических ситуаций, способствующих артистическому отклику учащихся, и т.д.
Урок музыки как урок искусства состоится при условии развития в педагоге-музыканте креативности, содержание которой находит свое во всех ее разновидностях: конструктивной, музыкально-исполнительской, коммуникативно-организаторской, исследовательской. Креативный характер деятельности учителя музыки структурируется в двух аспектах: по отношению к содержанию музыкального образования и по отношению к самому процессу музыкального образования. В настоящее время, выполняя заказ общества по развитию творческой личности, каждый педагог, а педагог-музыкант тем более, должен обладать креативностью.
Личностная профессиональная позиция педагога важнейшее качество, которым должен обладать педагог-музыкант. Механизмом становления профессиональной позиции педагога-музыканта по любому вопросу является рефлексия. Сконцентрировав внимание на каком-нибудь музыкально-педагогическом явление (задаче, принципе, методе и др.) учитель размышляет о нем путем сравнений, сопоставлений, анализа, обобщения и т.д. и, в конечном счете, приходит к определенному выводу-решению. Становлению личностной профессиональной позиции педагога-музыканта способствуют такие направления самостоятельной работы педагога:
изучение теоретико-методических положений педагогики, относящейся к области музыкального образования, анализ, сравнение и сопоставление разных взглядов и воззрений;
выбор наиболее близкой, созвучной собственному мировоззрению концепции и обоснование своего выбора;
разработка и апробация своих педагогических новшеств в практической работе с учащимися.
Процесс становления личностной профессиональной позиции педагога-музыканта идет от репродуктивного к концептуально-творческому и является важным и необходимым компонентом мастерства педагога-музыканта. Это дает возможность по-новому увидеть содержание и процесс музыкально образования, как в целом, так и в отдельных аспектах, наметить свой профессиональный рост, свое предназначение в музыкальном образовании как деятеля музыкальной культуры.