Совместная творческая деятельность педагога, концертмейстера, родителей и обучающихся в становлении юного вокалиста
Автор: Реутова О.В.
Концертмейстер МБУ ДО «Дворец пионеров
и школьников г. Курска»
Для воспитания будущего музыканта или любителя искусств, развития творческой индивидуальности ребёнка, необходима тщательно продуманная и организованная совместная творческая деятельность, в которой задействованы все участники образовательного процесса: педагог, концертмейстер, родители и ребенок. Важнейшая задача концертмейстера – учитывая вокальные данные, особенности каждого ребенка осуществить постановку музыкального произведения, совершенствовать технику творческой выразительности с учетом закономерностей развития современного музыкального искусства.
В студии эстрадного пения «Лель» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал».
Большое значение в реализации программы я уделяю подбору и адаптации музыкального материала для каждого учащегося. Критериями отбора репертуара для начинающего вокалиста становятся его индивидуально-личностные характеристики, его интересы, музыкальные данные, диапазон голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период обучения ребенку для прослушивания предлагаются произведения различной тематики: о детстве, о семье, о дружбе, о Родине, военно-патриотические и другие. Исполняется большое количество музыкальных произведений различной степени сложности. Как показывает опыт, от удачно выбранного репертуара зависит желание ребенка заниматься и результат его работы.
В репертуаре учащихся такие разноплановые произведения как песня «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» муз. А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца «Баллада о солдате» из кинофильма «В трудный час» муз. В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского; «Ты слышишь, море?» из кинофильма «Свистать всех наверх» муз. Л. Зацепина, слова М. Пляцковского и многие другие.
На начальном этапе обучения юные вокалисты не имеют представлений об основах правильного владения дыханием, звукообразованием, звуковедением, поэтому значительное внимание на занятиях уделяется пению как простых распевок, так и разнообразных упражнений на развитие дыхания, силы голоса, звука в разных диапазонах, а также в различных тональностях таких композиторов, как Ф. Абт, С. Павлюченко. Кроме того, для успешной работы над произведением я сочиняю, подбираю и исполняю разнообразное сопровождение многократно повторяемых упражнений, так как это развивает у детей гармонический слух, чувство стиля и жанра. Большую роль для учащихся играют многоголосные распевки. Дети начинают петь небольшие двухголосные построения с простой гармонической поддержкой.
Постепенно голоса варьируются, усложняется мелодический рисунок, ритм и, соответственно, усложняется гармонизация. В качестве музыкального материала на этом этапе работы, как правило, я использую элементы и фразы из разучиваемого репертуара, модулируя их по полутонам.
Основной задачей концертмейстера является также разучивание мелодической линии произведений, так как особенностью профессиональной эстрадной фонограммы является лишь «намек» на проведение мелодии в сопровождении сложного по фактуре аккомпанемента.
В моей работе крайне необходимы навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования. Под игрой по слуху понимается исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений, без помощи нот. Подбор имеет 2 формы: усвоение музыкального материала в первоначальной тональности, а затем в новой тональности, т.е. в виде транспонирования. Оно широко используется в вокальной практике, средство, позволяющее исполнять музыкальное произведение в удобной для певца тесситуре. Естественность, свобода, легкость, выразительность и красота звучания часто достигается посредством транспонирования.
Работа концертмейстера носит в значительной мере педагогический характер, поскольку она заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы разучивания с солистом нового репертуара. Эта педагогическая сторона работы требует от концертмейстера, помимо аккомпанирования, ряда специфических навыков и знаний в области психологии, педагогики и смежных исполнительских искусств.
Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса. Нередко некоторым детям требуются недели, а иногда даже месяцы для того, чтобы включиться в творческую работу коллектива. Это может быть связано со многими психологическими факторами. Здесь важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Следует выделить особую эмоциональную окрашенность, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние ребенка, предвидеть и обеспечить его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научится получать удовлетворение как от самого процесса обучения, так и от его результата.
Важной составляющей моей работы является и аранжировка музыкального произведения. Большое значение здесь имеет освоение фактур различных жанров. Основным показателем удачной аранжировки я считаю умение скомбинировать в одном произведении несколько формул одной фактуры, например, разнообразить куплеты, незаметно ввести в аккомпанемент элементы мелодии, что особенно важно в работе с маленькими вокалистами. Важно не только найти правильную гармонию, но и помочь вокалисту в освоении стилистики произведения и сохранить при этом тонкость ансамблевого исполнения.
Современное музыкальное образование характеризуется растущим интересом к информационным технологиям. Сейчас я работаю над использованием специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур. Одна из популярных компьютерных систем-программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизовать мелодию, упрощать музыкальное сопровождения, транспонировать произведение, что существенно, расширяет возможности в аккомпанировании.
Таким образом, особенности моей работы с вокалистами эстрадного направления заключаются в понимании специфики вокального эстрадного пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса. Принципиальным отличием от концертмейстерской работы с вокалистами академического направления, заключается в умении подбирать мелодию, импровизировать, гармонизовать её, обеспечить вокальное произведение необходимой фактурой, а иногда и стилизовать её в новом прочтении. Деятельность концертмейстера подчиняется стилю и методике работы руководителя коллектива и является опорной в работе над репертуаром.
Удачная вокальная аранжировка и хорошо сформированный певческий аппарат дает возможность полностью раскрыть творческий потенциал учащихся. Это подтверждается и их достижениями. С 2006 по 2016 год студии было присвоено звание образцовый детский коллектив, а в 2017 году присвоено звание «Образцовый детский коллектив Курской области». Учащиеся студии являются победителями и призерами программ центрального телевидения, таких как «Утренняя звезда», «На балу у Золушки», «50 на 50», «Детское Евровидение», «Новая волна», а также являются лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Коллектив востребован в городе Курске и Курской области на протяжении более 30 лет.
Список использованной литературы
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. / Е.И. Кубанцева. М.: Академия, 2015;
Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств / О.А. Нерушева // Молодой учёный. – 2014 - №7.