СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ: этот мир очарований, этот мир из серебра.
Форма: внеклассное мероприятие. Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете. Возраст: учащиеся старших классов. 11 класс. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя. Место проведения: кабинет литературы. Оборудование: музыкальная аппаратура, презентация, книжная выставка, календарь, оформленный школьниками, с портретами поэтов, фотографиями. Этапы подготовки и проведения: а) подготовительный этап - отбор участников для подготовки и проведения; - сбор участников и постановка перед ними задач; - распределение ролей, в том числе, отвечающего за аппаратуру и музыкальное сопровождение, за оформление мероприятия; - индивидуальная работа с участниками; - репетиции (по плану); - подготовка аудитории (объявления, работа с классными руководителями); - генеральная репетиция. б )проведение мероприятия - вступительное слово учителя. - основная часть; - заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим, краткое знакомство с выставкой литературы. в) заключительный этап: - оформление альбома; - обсуждение мероприятия. Советы: Количество ведущих и чтецов не регламентировано. Оптимальный вариант – два ведущих и три чтеца. Прекрасный эффект достигается, когда стихи читают почти все участники вечера. Это способствует созданию неформальной атмосферы и позволяет вовлечь школьников в процесс сотворчества. Библиотекарь и учитель могут принимать активное участие в проведении. Если есть возможность, столы из аудитории лучше убрать для создания концертной атмосферы. Литература: 1.Ахматова А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1993. 2.Бальмонт К.Д. Стихотворения. М.:Худож.лит.,1990. 3.Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971. 4.Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991. 5.Волошин М.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990. 6.Волошин М.А. Путник по Вселенным / Сост., вступ. ст., коммент. В.П. Купченко и З.Д. Давыдова.- М.: Сов. Россия, 1990. 7.Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991. 8.Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: Книга для учителя М.: Просвещение, 1991. 9.Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989. 10.Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 1990. 11.Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М. 12.Урбан А. Стихи-собеседники. Л.: Дет. литература, 1978. 13.Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1992.
^ СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия, симфоническая поэма ля бемоль мажор, соч.26 №7). На фоне постепенно затихающей музыки звучат слова ведущего.
ВЕДУЩИЙ 1: Конец 19 - начало 20 века - это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, Р. Фальк, А. Лентуллов, возникало множество творческих объединений художников. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как И. Стравинский, А. Скрябин, С. Рахманинов, Д. Шостакович.
ВЕДУЩИЙ 2: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии серебряного века". Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений хаоса от Вселенной. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их "пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем общества. Вспомним: "Пускай судьба лишь жалкая издевка, душа - кабак, а небо - рвань..." (Бурлюк)
ВЕДУЩИЙ 1: Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. Одни стремились к тонкому и изысканному описанию хрупких предметов и экзотических вещей, другие - к изощренному анализу причудливых переживаний, третьи - к иронизирующему описанию интимной, даже демонстративно-обыденной жизни. Общим, пожалуй, является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл, да подчеркнутое увлечение внешней формой стиха.
Перед нами длительная череда имен и трагических судеб. Александр Блок и Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Николай Гумилев, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин - всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно.
ВЕДУЩИЙ 2: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
М. Горький сказал о Блоке: "Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Путь А. Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл "О прекрасной даме", "Незнакомка".
ЧТЕЦ: В ресторане Никогда не забуду (он был или не был, Этот вечер): Пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре - фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: "И этот влюблен".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки... Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: "Лови!.." А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.
Звучит романс Фалика "Незнакомка" (Слова А. Блока)
ВЕДУЩИЙ: В своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение- это страница большой книги, тема которой - жизнь.
ЧТЕЦ: О, Весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя!
ВЕДУЩИЙ: По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений, по глубине проникновения в жизнь Блок - один из российских поэтов, которые составляют гордость и славу русской литературы. Великое богатство тем, проблем, настроений, переживаний воплощает он в своих стихах. Особый мотив его творчества - постижение истины, современности, человеческих отношений, души.
Звучит романс А. Вертинского "В голубой, далекой спаленке" (Слова А. Блока)
ВЕДУЩИЙ: А вот стихотворение совсем другого плана:
ЧТЕЦ: Будем как солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!
ВЕДУЩИЙ: Это стихотворение одного из основоположников символизма - Константина Бальмонта.
Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну". И действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, надежда, радость бытия звучат в его стихах.
Звучит романс С. Рахманинова "Островок" (Слова К. Бальмонта)
ЧТЕЦ: Сквозь сеть алмазную зазеленел восток. Вдаль по земле, таинственной и строгой, Лучатся тысячи тропинок и дорог. О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.
ВЕДУЩИЙ: Перед нами еще один поэт Масимилиан Волошин, который был не просто талантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.
Одной из главных черт его поэтического облика является неразрывность его лирического и личностного мира, полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и поведения. Виртуоз формы, ювелирно оттачивавший свои строфы, Волошин дал классические образцы сонетов. Это редкий мастер лирического пейзажа и стихотворного портрета.
ЧТЕЦ: Полдень. Травою жесткою, пахучей и седой Порос бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем и сланцем, и слюдой.
По стенам шифера, источенным водой, Побеги каперсов, иссохший ствол маслины, А выше за холмом лиловые вершины Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.
И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной, И запах душных трав, и камней отблеск ртутный, И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц
Мутят сознание. И зной дрожит от крика... И там - во впадинах зияющих глазниц Огромный взгляд растоптанного Лика.
ВЕДУЩИЙ: Максимилиан Волошин - поэт- интеллектуал, без творчества которого представление о поэзии начала ХХ века будет неполным.
Звучит песня Д. Тухманова "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет" (на слова М. Волошина)
^ ЧТЕЦ: НА ПАЛАТИНЕ Измучен огненной жарой, Я лег за камнем на горе, И солнце плыло надо мной, И небо стало в серебре.
Цветы склонялись с высоты На мрамор брошенной плиты, Дышали нежно, и была Плита горячая бела.
И ящер средь зеленых трав, Как странный и большой цветок, К лазури голову подняв, Смотрел и двинуться не мог.
Ах, если б умер я в тот миг, Я твердо знаю, я б проник К богам, в Элизиум святой, И пил бы нектар золотой. А рай оставил бы для тех, Кто помнит ночь и верит в грех, Кто тайно каждому стеблю Не говорит свое "люблю".
ВЕДУЩИЙ: Еще один художник перед нами - "поэт-рыцарь", "поэт-воин", представитель такого направления как акмеизм Николай Гумилев.
"...Ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести... Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмещает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга - он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте." Так сказал о Н. Гумилеве писатель Куприн.
Звучит романс А. Вертинского на слова Н. Гумилева в исполнении Б. Гребенщикова "Китайская акварель"
ВЕДУЩИЙ: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, одним из представителей которого являлся Игорь Северянин.
Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время Игорь Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его "поэзами".
ЧТЕЦ: Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
ВЕДУЩИЙ: На стихах Северянина лежит печать экстравагантности, написаны они в раскачивающихся, баюкающих ритмах, насыщены иностранными словами и словообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам Игорь Северянин оценивал себя очень высоко.
ЧТЕЦ: Рескрипт короля Отныне плащ мой фиолетов,. Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре.
Меня не любят корифеи - Им неудобен мой талант: Им изменили лесофеи И больше не плетут гирлянд.
Лишь мне восторг и поклоненье И славы пряный фимиам Моим - любовь и песнопенья!- Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен В себе, настолько убежден, Что всех прошу и каждой вере Отдам почтительный поклон.
В душе - порывистых приветов Неисчислимое число. Я избран королем поэтов - Да будет подданным светло!
Звучит романс А. Вертинского "В бразильской гавани" (Слова И. Северянина)
ВЕДУЩИЙ: Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов "серебряного века" есть талантливейшая поэтесса, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова. Она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.
Звучит песня Д. Тухманова "Смятение" (Слова А. Ахматовой)
ВЕДУЩИЙ: Несравненный психологизм, напряженные драматические чувства ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.
ЧТЕЦ: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
ВЕДУЩИЙ: В своих стихах Ахматова пишет о неустойчивой радости, о необходимости всех мук для жизни духа, познания мира, полета песни...
Звучит романсА. Вертинского "Сероглазый король" в исполнении Б. Гребенщикова (Слова А. Ахматовой)
ВЕДУЩИЙ: Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба. Марина Цветаева.
В ее поэзии - любая страница - это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают потоком гибким, постоянно меняющимся ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы.
ЧТЕЦ: Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.
Имя твое, - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим - сон глубок.
ВЕДУЩИЙ: В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.
Звучат песни А. Пугачевой "Мне нравится" (Слова М. Цветаевой) , А. Петрова "Под лаской плюшевого пледа"
ВЕДУЩИЙ: Поэзия "серебряного века" прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.
ЧТЕЦ: Я - голос Ваш, жар Вашего дыханья, Я - отраженье Вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья Ведь все равно я с вами до конца. ( "Многим" А. Ахматова)
ВЕДУЩИЙ: Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт "поэзии серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.
Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" (Слова М. Цветаевой)
Постепенно мелодия затихает, звучит заключительное слово учителя. |