Тема: Штрихи к “портрету” русской поэзии Серебряного века.
Цели: раскрыть сложные духовные поиски поэтов Серебряного века,
определившие лицо русской культуры впервые десятилетия 20 века;
проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества
поэтов Серебряного века;
развивать умения театрального мастерства;
воспитывать чувство уважения к истории и культуре России.
Оборудование: сборники стихов поэтов Серебряного века, презентация “Живопись Серебряного века», видеофрагмент «Жизнь продолжается», музыкальный отрывок «Мне нравится…» (на стихотворение М. Цветаевой
в исполнении А.Пугачевой).
Эпиграф урока: Мы новые люди нового времени.
(Из манифестов футуристов)
Ход урока:
Организационный момент.
Я рада видеть вас,
Улыбку ваших добрых глаз.
Я знаю – каждый в классе гений,
Но без труда – урок не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Работа на уроке.
*Внутриполитическая обстановка, поиски новых средств в искусстве в России конца 19-начала 20 века.
На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку.В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Но жизнь продолжается. Внимание на экран.
(Просмотр видеосюжета «Политическая обстановка в России конца 19-начала 20 века»).
Россия пережила Октябрьскую революцию 1905 года, Февральскую революции 1917 г., русско-японскую войну 1904-1905 , Первую мировую войну 1914-1918 .
Несмотря на сложности в данный период времени произошли важные открытия в области естествознани: открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.
Очевидна была необходимость перемен во всех направлениях искусства. Переплелись в едином порыве живопись, музыка и литература.
В изобразительном искусстве воплотились идеи кубофутуризма, абстракционизма, примитивизма. В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем становится тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности, мироздания. Внимание на экран.
(Презентация “Живопись Серебряного века»).
* Слово учителя о поэзии Серебряного века.
Понятие «серебряный век» относится и к поэзии. Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов.
Для поэтов «серебряного века» творчество – «притворение двери в вечность».
Знаковым стихотворением является стихотворение «Творчество»
В. Брюсова.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
По лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Я приглашаю вас в литературный салон Зинаиды Гиппиус.
3.Литературный салон
1-й ведущий. Сегодня мы будем говорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века» - поэзии первых двух десятилетий нашего уходящего столетия.
Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
С тобой пришли чуме на сменуНеврастения, скука, сплин.
2-й ведущий. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.
1-й ведущий. Поэты образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм и эгофутуризм, имажинизм и т.д.
1-й и 2-й ведущие (поочередно). Поэты «Серебряного века» - это целые созвездия в русской национальной стихийной галактике:, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный, Константин Бальмонт – этот Паганини стиха и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов. Перечисление славных имен можно было бы продолжить.
1-й ведущий. Если поэзию «Серебряного века» представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем первую его страницу – предисловие.
К. Бальмонт:
Я – изысканность
русской медлительной речи,
Предо мною
другие поэты – предтечи.
Я впервые открыл
в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные,
нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей…
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я – изысканный стих.
И.Северянин: (выходя на сцену)
Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе – порывистость, приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов –
Да будет поданным светло.
К.Бальмонт: (встав с кресла, читает).
Да, я влюблен в свой стих державный,
В свой стих изысканно простой,
И льется он волною плавной
В пустыне чахлой и пустой.
Я облеку, как ночи – в ризы,
Свои загадки и грехи,
Мои волшебные капризы,
Мои ажурные стихи.
В.Маяковский: Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с парохода Современности.
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Крученых. Всем этим Куприным, Блокам, Черным, Буниным и прочим, и прочим нужна лишь дача на реке. Такую награду судьба дает портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.
1-й ведущий. Поэты «Серебряного века», яркие индивидуальности, много работали над формой стиха, добились небывалого художественного совершенства.
2-й ведущий. Бесспорно, звездой первой величины в этом созвездии был Александр Блок. Преклонение перед ним и его творчеством было всеобщим.
Трудно было представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него. Правда, печальным, обиженным и даже чуть-чуть презрительным голосом читал он свои стихи о любви.
1-й ведущий.
Влюбленность расцвела в устах
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
У женщин много раз.
К нему обращались со стихами З. Гиппиус, А. Ахматова, М. Цветаева, посвятившая ему 16 стихотворений (за пять лет). Вот первое из них – юношеское (от 15 апреля 1916 года).
М.Цветаева: (вставая)
Имя твое – птица в руке.
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный леденец во рту.
Имя твое – ах, нельзя!
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных глаз.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок
Предстало нам – всей площади широкой! –
Святое сердце Александра Блока.
А. Ахматова:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над мохнатым сизым дымом,
Как хозяин молчаливый,
Ясно смотрит на меня.
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Ирина Одоевцева:
Я не люблю звонков по телефону,
когда за ними разговора нет.
«Кто говорит? Я слушаю!»
В ответ
молчание и гул, подобный стону.
Кто позвонил и испугался вдруг,
кто замолчал за комнатной стеною?
«Далекий мой,
желанный,
верный друг,
не ты ли смолк? Нет, говори со мною!
Одною скорбью мы разлучены,
одной безмолвной связаны печалью,
и все-таки средь этой тишины
поговорим… нельзя, чтоб мы молчали!»
Тэффи: (Надежда Александровна Лохвицкая)
Ну, что же душа? Что ты спишь, как сурок?
Пора исполнять вдохновенья урок.
Бери свои силы, бери свои рядна,
Натягивай страсти на старые кросна –
Гляди, как летает челнок Ариадны…
Как древний герой, выполняя заданье,
Из сада мы вынесем яблоки ночи
И вышьем, и выткем свои мирозданья…
1-й ведущий. «А в это время возникают как из воздуха миллионные состояния, строятся банки, мюзик-холлы, великолепные рестораны, где люди оглушают себя музыкой, отражением зеркал, светом, шампанским, полуобнаженными женщинами».
И.Северянин:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных,
В остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс.
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки!
Из Нью-Йорка на Марс!
Голос из зала от «футуристов»:
Какая пошлость! Томная сливочная «тянучка».
З. Гиппиус: Не обращайте внимания на этих творцов «Пощечины общественному вкусу». Лучше послушаем стихи Осипа Мандельштама.
О. Мандельштам:
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
З. Гиппиус: Что касается музыки, то где же она, если не в поэзии Николая Гумилева? Прочтите нам своего «Жирафа».
Н. Гумилев:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
А.Ахматова:
Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли…
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Н. Гумилев:
Нежный друг мой, беспощадный враг,
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звезды и цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла?
И тому, кто мог с тобою быть,
На земле уж нечего любить!
А.Ахматова:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый.
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Садится. Исполняется романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Аплодисменты. Входит ученик, читающий стихи С. Есенина.
З.Гиппиус: Позвольте вам представить скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина и попросим его почитать свои стихи.
С.Есенин:
Гей ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной,
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
В. Маяковский: Почему вы таскаетесь по салонам, Есенин?
С.Есенин: Глядишь, понравлюсь, и в люди выведут.
А. Блок:
Ты как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Внешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погруженная в сказочный сон.
З.Гиппиус: Гармония звуков только в поэзии. В окружающем нас мире только дисгармония.
Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем – неведомо куда.
И ноша жизни, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей…
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без рокота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
В.Маяковский:
Пока вы выкипячиваете,
рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев
какое-то варево,
Улица корчится
безъязыкая,
Ей нечем кричать
и разговаривать.
Выньте, гулящие,
руки из брюк,
Берите камень,
нож или бомбу,
А если у которых нету рук –
Пришел чтоб
и бился лбом бы.
Ведущий. Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны.
«Смело мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрем
В борьбе за это».
(ученики рассказывают о гибели поэтов)
З.Гиппиус: Умерла вдали от Родины. Зинаида Гиппиус.
Н.Гумилев: Расстрелян. Николай Гумилев.
И.Северянин и К.Бальмонт: Умерли на чужбине. Игорь Северянин. Константин Бальмонт.
М.Цветаева: Повесилась. Марина Цветаева.
А.Блок: Умер от нервного истощения. Александр Блок.
А.Ахматова: Муж расстрелян, сын узник ГУЛАГа, сама подверглась после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград». Анна Ахматова.
О.Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа. Осип Мандельштам.
С.Есенин: Умер при загадочных обстоятельствах Сергей Есенин.
В.Маяковский: Застрелился Владимир Маяковский.
1-й ведущий. Все их творчество проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине.
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
2-й ведущий.
Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
4. Работа с критическим материалом.
Учитель: Заслуги поэзии Серебряного века, несмотря на мнения литературных критиков, значимые: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, привлечения читателя к сотрудничеству. Обратимся к некоторым из них.
Поэт и философ Д.С. Мережковский писал: «Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе взглядов на жизнь. Религиозные чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
А.Волынский: «Всё живёт в искусстве мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни. Поэзия Серебряного века оформит брожение наших душ и умов, рассеет туманы и откроет перед нами перспективы новых исканий».
М. Горький: «Новый век – воистину будет веком духовного обновления. Победит красота, справедливость, победят лучшие стремления человека».
С.Городецкий писал: «Творчество поэтов Серебряного века волнует, увлекает, очаровывает… В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств поэт достигает небывалой высоты…»
5.Закрепление изученного.
*Какие мотивы преобладают в стихотворениях поэтов Серебряного века? (ответы учащихся)
Работа с эпиграфом.
*Соответствует эпиграф содержанию нашего урока? Аргументируйте свой ответ.
*Работа с учебником стр.102, вопрос 4 (работа в парах.)
* В чем заключается, на ваш взгляд, новаторство поэзии Серебряного века? (слова-понятия; прикрепляются к доске).
С – словоновшество; В – величие;
Е – единство Е – единственность (я самый лучший);
(лирический герой + автор); К – конфликт духовного и пошлого.
Р – реальность событий;
Е – естественность поведения лирических героев;
Б – безнадежная любовь;
Р – разговорный стиль;
Я – «Я» и проблема одиночества;
Н – напряженность тональности;
Ы
Й
6.Рефлексия.
- Произведения, какого поэта вы бы посоветовали прочитать? Какой возрастной группе читателей?
7.Домашнее задание: * написать отзыв на одно из стихотворений, прозвучавших на уроке;
* подготовить устное сообщение «Жизненный и творческий путь
В. Маяковского».
Подведение итогов урока.
Информация об авторе:
Башак Наталья Геннадьевна
Государственное учреждение образование «Липовская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы первой квалифицированной категории
247749 Гомельская область Калинковичский район аг.Липов ул.50 лет БСС д.9
НВ1716915 выдан Калинковичским РОВД 41009780Н07РВ3 ул.50 лет БССР д.9
21