Технологическая карта урока
Дата:. .2017 .03. 03
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок-нового материала
Тема урока С. Я. МАРШАК. ПЬЕСА-СКАЗКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
Цели урока: Обучающая. ознакомить с биографией известного детского писателя ХХ в. С. Я. Маршаке, дать представление о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа. | Здравствуйте, Садитесь! Я думал, чувствовал, я жил. И все что мог, постиг. И этим право заслужил На свой бессмертный миг. С. Я. Маршак | Приветствие, настрой на урок. | Проверка готовности к уроку. | Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания | Дети. Записывают основные факты из жизни пиателя. | В записываем главные события из жизни писателя в тетрадь. Зачитыаваем записанное. | Подготовить сообщение о С.Маршаке | Знание правил и умение их применять и приводить примеры. | Коммуникативные-. |
Изучение нового материала | Сообщение учащихся Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге. Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным. В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса. Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра. Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей. В течение жизни С. Я. Маршах очень ответственно относился к работе. В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году. Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения. Чтение статьи о С. Я. Маршаке (учебник, с. 90-91). Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. Традиционный и для народной, и для авторской сказки конфликт между добром и злом здесь проявляется наиболее ярко, он и определяет собой развитие действия. В композиции пьесы-сказки отчётливо выделяются те же элементы, что и в драматическом произведении вообще: экспозиция, завязка, кульминация и развязка, действие разделено на сценические эпизоды. Пьесе-сказке, так же, как и другим её видам, присуще сказочное двоемирие: действие переносится из обычной реальности в сказочную, а в кульминационный момент две реальности пересекаются. | В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них. Можно организовать «путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака. Драма от греч. — действие — произведение, предназначенное для постановки на сцене. В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п. Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Первое, с чем встречается читатель, это афиша — список действующих лиц (экспозиция), ремарки (фр. замечания) — пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины). Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений? Чем отличается пьеса от сказки? Что значит пьеса? Что значит сказка? Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время. IV. Распределение ролей и чтение I действия сказки. Вопрос и задание: — Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»? — Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль. | . I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя. II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака. III. Работа над понятием «драматическое произведение». | Применение полученных знаний. | Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала | Дети отвечают на вопросы. Анализ текста (падчерицу, мачеху, дочку). | V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок». Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д. Вопросы и задания: — Подберите определения, характеризующие королеву — Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная? — Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия. — Что можно сказать о знаниях королевы? | Анализ текста III. Изучение новой темы | Применение полученных знаний. | Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль | Выполняют задание для самопроверки (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.) (Королева, дочка, мачеха.) | Анализ 3-й картины. Вопросы: — Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь? — Объясните значение слова «мачеха». — Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно? Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки. В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет. А вот этот же эпизод в пьесе: Падчерица. Да какие же теперь подснежники — ведь зима! Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью! Падчерица. Не пойду! Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти? Падчерица. Да ведь не мне золото нужно! Вопросы: — В чем разница данных вариантов? Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы: — Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? — Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини? | IV. Подведение итогов урока. | Применение полученных знаний. | Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия | Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания! | Д/З выписать положительных и отрицательных героев и дать им характеристику. | | Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |