Е.Б.Вахтангов разработал специальные педагогические приемы для возбуждения чувств, воспитывал у артиста вкус к удивлению перед свершающимися на его глазах событиями в тексте. Режиссер учил «воспринимать обстоятельства не как унылую данность, а как ошеломляющую действительность».
Эпизод первый.
Работа над театральной миниатюрой «Юный Пушкин читает стихи» началась. Моим артистам 11-12 лет. Хочу понять их восприятие поэта, их настрой . Прошу описать А.С.Пушкина. Получаю стандартный набор фраз :
«Он самый великий», «Он выдающийся», « Он наше все». Нет удивления, потрясения, нет чарующего мира поэзии. На пьедестале восседает поэт, великий и недоступный. И как учит Е.Б.Вахтангов « ..если нет повода для удивления, потрясения - извольте сами нафантазировать».
На следующем занятии мы погружаемся в ошеломляющую пушкинскую действительность. Звуки фортепиано…. Звучит пушкинский цикл Б.Бриттена. Михайловское, Царское Село, балы, мазурки, юнкера….. .
Читаем отрывки из воспоминаний лицейских друзей поэта. Чтение – это внутренняя работа, уяснение своего и чужого опыта, направление мысли.
Поэт предстает перед нами лучезарный , восторженный, открытый всем веяниям жизни. Удивлению ребят нет предела. Вот он срывает яблоки в царском саду и убегает от сторожа, а вот и первое объяснение в любви.
Что удивляет в поэте? Какой он разный. Скучный на математике и лучезарный на уроке словесности. А каким он предстал перед Г. Державиным. Чему мы можем поучиться у поэта?
В ответах детей материалы реальной жизни преображаются в фантастический мир. И в этом мире пушкинские герои живут в современном городе и им безмерно рады. « У Александра Сергеевича я бы хотела поучиться говорить красивые слова и еще больше пробудить в себе страсть к русской литературе, а еще больше – пробудить в себе воображение».
«Когда наступала ночь, поэт брал свечу и приходил к отцу в кабинет и читал книги. Рядом всегда был кот- ученый. Кот был умный, и если бы я его встретила , то забрала себе. Он бы помогал мне писать сочинения и сказки.»
«Передо мой прошла целая вереница волшебных героев : кот-ученый, леший. Русалка, дуб с цепью, избушка на курьих ножках. Черномор, богатыри. Русалка- красивая, нежная. загадочная. И если бы мы гуляли по нашему городу, то были бы первыми красавицами. Конечно странно, что она живет на дубе, а не в воде. Я бы помогла ей приспособиться к земле «.
Дети словно очнулись ото сна. В их воображении предстал поэт, близкий и родной по духу. Сказочные герои понимали их чаяния и проблемы. И читали они стихотворения, находя в них созвучия сегодняшнему дню.
Второй эпизод.
Мы приступили к театральной зарисовке »Дети блокадного Ленинграда»
Читали воспоминания детей блокадного Ленинграда, пытались дать оценки некоторым поступкам. А. Я .Закушняк писал: « Из детального знания обстановки должна родиться и симфония звуков, которые как бы должны пронизать описание.» При таком подходе на передний план выходит и сам автор, и сам читатель. Это уже совместное рассказывание, выявление не только авторской , но и чтецкой души.
Эмоциоально соперживая дети написали письма в далекий 1942 год .
Девочка София написала: «Я восхищаюсь вашим мужеством и героизмом .Я горжусь вами, Катенька ! Вы и все ленинградцы – победители. Я вас очень прошу- живите. Наша страна 9 мая 1945 года разгромит фашистов.» И в конце письма боль о Донбассе:
Донецкая земля протоптана врагом
И повторяется все снова
Но только уже не с дедом
Как когда-то в 41..
А со мной.
Ценность данной работы была в том, что дети привнесли свое видение трагедии блокадного Ленинграда. Вхождение в мир детей той далекой поры, переживание, «прочувствование» и размышление. Первые дни блокады. Массированные обстрелы и первые жертвы. Чтение этого отрывка вызвало бурю эмоций. Дети вспоминали обстрелы родного города и страх, который сковывал тело. Это было познание, отношение, оценка —основные элементы вахтанговской гражданской активности.
Они понимали весь трагизм ситуации, но перед их глазами вставало « все живое, ставшее стеной». Мы нашли воспоминания о трудовых буднях подростков. Это был героизм. Обессилевшие от голода, они выполняли трудодни взрослых мужчин. Дети пытались представить, что происходило с юными ленинградцами после работы. О чем они мечтали. Как и где встретили победу.
Чтение явилось своего рода поступком, который исполнитель будущей роли совершает вместе с авторами этих воспоминаний. Работая над собой, развивая свою читательскую культуру юные актеры познают и себя. Дети пытались понять и найти себя в блокадном Ленинграде. Смогли бы они выжить и выстоять. И эти размышления помогли создать образы и вызвать сопереживание у зрителей.