«Осень 2024»

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях эстетического профиля

В работе рассматриваются главные задачи музыкального руководителя, вопросы активизации творческого процесса на занятиях, предлагается комплекс педагогического воздействия на учащихся с целью развития творческих способностей. Учитель предлагает свой опыт работы в этой сфере деятельности.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки


УО «Зельвенская государственная санаторная школа-интернат»












музыкальный руководитель

Струг И.Л.




Зельва







Главными задачами музыкального руководителя на современном занятии являются развитие творческих способностей учащихся, акти­визация творческого процесса на занятии, ибо творческий про­цесс тренирует память, мышление, активность, наблюдатель­ность, логику и интуицию. Все творчески усвоенное стано­вится прочным достоянием. Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и успешно, что они сами открывают что-то но­вое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Чтобы творческие проявления учащихся имели це­ленаправленный, активный и эмоциональный характер, можно пользоваться разнообразным комплек­сом педагогического воздействия, который выражается в:

  • отборе такого материала , который был бы основой формирования конкретных творческих навы­ков и в то же время отвечал дидактическим требованиям;

  • использовании приемов, методов и форм работы, способствующих созданию на занятиях атмосферы творче­ской активности, заинтересованности, непринужденности
    (игра, сказка и др.);

  • в разработке серий творческих заданий;

  • усложнении творческих заданий от занятия к занятию;

  • разнообразной музыкально-художественной имп­ровизации самого педагога.

Применение метода детского творчества не исклю­чает из занятия объяснения, рассказ, иллюстрацию и др.

Для музыкального занятия пси­хологической, технической, интеллектуальной и профес­сиональной подготовки недостаточно. Необходимо подготовиться еще и эмоционально.

Для муз. руководителя важен процесс подготовки к творчеству, в котором прослеживаются три направления:

  • обогащение жизненных и музыкальных впечатле­ний. Так, например, знание сказок, стихов, повадок живот­ных создает основу для проведения той или иной музы­кальной игры;

  • знакомство ребят со способами творческих действий (сравнение, дополнение, сочинение, исполнение);

  • овладение способами творческих действий.

У каждого творчески работающего учителя есть что-то свое, к чему он сам стремится, что ему самому близко. Таким близким, своим может быть движение, музыкально-ритмическая работа, пото­му что движение — это естественная потребность человека в выражении своих чувств, это неотъемлемая часть полноценного восприятия музыки детьми. Особенно нравятся младшим школьникам «пальчиковые игры». Ребята представляют, что их пальчики — это ножки волшебного человечка, который очень любит танцевать, летать, прыгать и т.д. (дети часто дают ему имя). Когда ребята повторно прослушивают музыкальный фрагмент, то сопровождают его танцем волшебного человечка. Такое задание вызывает много радости. Эту игру считают своеобразным тестом. Ведь в процессе ее можно определить индивидуальные способности ребенка, его склонности и развитость чувства ритма. Во время «пальчиковой I игры» педагог вместе с учениками придумывает свой танец, и в этой совместной работе рождается множе­ство вариантов, которые можно использовать на различ­ных этапах занятия.

На занятиях во время слушания музыки можно использовать метод «пластического инто­нирования» Вероники Коэн (так называемый метод зеркал). Школьникам предлагается игра «Будьте моим зеркалом». Дети смотрят на учителя, повторяют его жесты, обсуждают, какая музыка подхо­дит для того или иного жеста, затем делают вместе соответствующие движения под музыку. Тот, кто за­помнил жесты, повторяет их под музыку вместо учите­ля. Таким образом, в атмосфере сосредоточенного внимания дети повторяют несколько раз созданный пла­стический образ. По мере накопления учащимися пла­стических жестов они сами создают различные плас­тические образы на заданную музыку. Эти творческие задания могут выполняться классом, группой или па­рами. Они обогащают восприятие музыки детьми. Му­зыка, неоднократно повторяющаяся, становится более близкой и понятной.

Во время игры «Угадай личный темп ребенка» каждый ребенок ходит в своем темпе, педагог играет ритм или мелодию, соответствующую движениям только одного учащегося. Дети определяют, чей шаг сопровождал учитель. За время игры «Подходит ли музыка движениям» дети определяют соответствие движений и музыки. Один ученик .делает какие-либо жесты, движения, а учитель импровизирует на музыкальном инструменте. Музыка то соответствует характеру движения, то нет.

Кроме накопления ребятами различных жестов, про­исходит знакомство с разными способами звукоизвлечения на тех или иных музыкальных инструментах, кото­рыми учитель будет пользоваться, чтобы выразить свои идеи. Например, учитель попеременно играет на трех музыкальных инструментах. Дети, согласно условиям, дол­жны двигаться, например, вперед под звуки треугольника, назад — под барабан, в сторону — под бубен. Или они бегают вокруг пяти различных инструментов, разложен­ных в разных местах. По знаку каждый ученик останавли­вается рядом с тем инструментом, который ему больше импонирует, и закрывает глаза. У учителя такой же набор инструментов, он играет на одном из них. Ребенок, чей инструмент играет, должен повторить за педагогом тему или играет что-то свое.

После разучивания таких игр можно исполь­зовать на уроке прием импровизации. Муз руководитель демонстрирует детям какое-либо движение, а ученики должны выбрать инструмент, который подходит этому пластическому образу, и подобрать соответствующую мелодию. Ребенок должен уловить не только остановку, окончание жеста, но и изме­нения в характере образа.

При слушании музыки часто используют прием «мгновенной реакции». Выполняя задание — найти в какой-либо музыкальной пьесе постоянно повторяющую­ся интонацию, — ученики должны мгновенно реагировать на ее появление либо поднятием руки, либо каким-нибудь другим жестом. Этот прием заставляет быть внимательным, постоянно вслушиваться в музыку.

Метод «пластического интонирования» использует­ся и в вокальной работе. Привыч­ное разучивание песен по фразам заменяется их неоднократным прослушиванием, ведь песни запомина­ются лучше после многократного повторения. Чтобы по­будить ученика несколько раз с интересом прослушать одну и ту же песню, используют игру «Движение под пение учителя». Ребятам нужно угадать, что говорят жесты педагога, например, такие, как «подой­ди ко мне», «уходи», «попрыгай», «присядь», «кружись», и др. Далее педагог, напевая мелодию, приглашает на пер­вую фразу одного ученика подойти к нему и остано­виться, на другую фразу — другого ученика, на третью и четвертую — поочередно покружиться, присесть, под­прыгнуть и т.д. Дети с удовольствием играют, слушая мелодию, которая ненавязчиво запоминается. Можно предложить ребятам какими-либо движениями запол­нять паузы между фразами или передавать какой-либо предмет (к примеру, ленту, колокольчик} друг другу. Можно провести вокальную эстафету среди группы уче­ников. На первую фразу первый ученик выполняет ка­кие-либо движения, соответствующие характеру музы­ки. На паузе он останавливается. Другую фразу про­должает другой ученик своими жестами и движения­ми.

Развитие творческих способностей ребенка происхо­дит в различных видах деятельности. Практика показывает, что особую радость ребятам доставляют не только творче­ские задания, связанные с движением, но и активная твор­ческая исполнительская деятельность, развивающая чувство ритма, внимательность, собранность, раскрывающая творческий потенциал ребенка. Из-за нехватки звуковысотных инструментов можно использовать на уроках ритмические инструменты, а на начальном этапе — хлопки, щелканья пальцами, языком, шлепки, удары кулачков и др.

Сначала, познакомившись с простыми длительностя­ми и паузой, дети сочиняют ритмические аккомпанементы к песням, музыкальным фрагментам, которые они слушают. Например, учитель пишет на доске простую ритмическую фразу, которую ребята неоднократно повторяют вместе с учителем, за­тем самостоятельно. Когда учитель убедится, что ребята достаточно овладели этим ритмом, он «наслаивает» на ритм ребят ритмический аккомпанемент какого-нибудь стиля синтезатора. После учитель полностью играет музыкаль­ную фразу под ритмический аккомпанемент класса. На простейших ритмических интонациях ученики создают ритмические ансамбли в два-три голоса, ка­ноны.

Ритмические упражнения используются в играх. Напри­мер, в игре «Ритмическое эхо» звучит веселая подвижная музыка {к примеру, карело-финская полька). Учитель зада­ет ребятам завершенный ритмический рисунок, который они должны точно повторить. Роль основного голоса могут иг­рать дети. Игра в «Ритмическое эхо» может быть различной: это и «тембровое эхо» (использование различных звучащих жестов), и «динамическое эхо» (изменение динамики в зву­чащих жестах), и «темповое эхо» (ускорение или замедле­ние темпа).

Можно на уроке использовать прием, который называет «ритмический разговор». Учитель во вре­мя звучания музыки подходит к любому ученику, обращает­ся к нему ритмической фразой, на которую тот должен от­ветить. В этой игре ребятам не всегда удается сразу приду­мать свой вариант ритма. Они иногда повторяют показан­ный, иногда их ритм не соответствует музыке, но здесь ва­жен процесс, который активизирует внимание ученика, дает ему возможность самому придумать, сочинить, учит вслуши­ваться в музыку.

Постепенно от простых ритмических фраз, повторений за учителем можно переходить к работе с инстру­ментами. Несмотря на то, что инструментов не хватает, за урок успевает поиграть каждый ученик. На группу из четырех чело­век — один инструмент. У каждой группы свой ритмический рисунок. Инструмент передается следующему ученику во вре­мя паузы. После предварительного исполнения по партиям ребята приступают к общему исполнению в два-три голоса ритмического аккомпанемента, который может сопровождать и вокальное исполнение, и музыкальную пьесу.

Такая работа с творческими ритмическими задания­ми полезна как для младших, так и для старших школьни­ков независимо от их музыкальных и вокальных данных. Она позволяет ученику, не имеющему голосовых данных, проявить себя, не стесняясь сверстников. Педагогу же та­кая работа позволяет задействовать на занятии большое количество детей, дает возможность оценки большего числа учащихся. И хотя чувство ритма особенно трудно поддается развитию, систематические музыкально-ритмические упражнения, игры способствуют формированию умений и навыков для активной творческой деятельности в этой сфере.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее