«Развитие креативных способностей учащихся на уроках английского языка»
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности. Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создав определенные условия и мотивировав к выполнению определенных заданий. Подразделяя все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические и индивидуально- психологические, исследователи считают мотивацию обучения важнейшим среди общепсихологических факторов.
В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив и частные мотивы. Частные мотивы - мотивы, возникающие во время самой учебной деятельности и, по мнению исследователей, обладающие наивысшей степенью педагогической активности. Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно, оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные реакции в устойчивую склонность.
Существуют множество педагогических приемов и методов, ставящих целью усилить мотивацию изучения иностранного языка. У любого педагога найдется немало примеров того, как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как раскрыть способности учащихся. Очень часто авторы различных УМК предлагают такие задания, и учитель, оценив возможности учеников, может предложить выполнить такую работу или придумать, переработать что-то другое – самое главное, чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса формировался устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях.
Современная наука трактует педагогические задачи в развитии творческих способностей очень широко (развитие интеллектуальных качеств, нравственных, эстетических качеств, развитие научного мировоззрения, развитие коммуникативных способностей и пр.) и их решение остается недостаточно разработанным. Нет единой теории творчества и развития творческих способностей. В понятие творческие способности разными исследователями вкладывается различный смысл. Как основные компоненты творческих способностей чаще всего называются гибкость ума (Т.В. Косма, E.H. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, А.З. Редько); устойчивость ума (Т.В. Егорова, А.Я. Пономарев, И.С. Якиманская); глубина ума (Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов); самостоятельность (A.A. Смирнов, Д.Б. Богоявленская).
Несмотря на существующую в теории ориентацию на развитие творческого потенциала личности, современная общеобразовательная школа готовит хороших специалистов лишь для репродуктивной деятельности. В рамках традиционной системы обучения, как показывает опыт преподавательской деятельности, преобладает метод обучения на основе шаблонных действий, формального усвоения не всегда полного и необходимого объема научной информации. Формированием специальных творческих способностей (музыкальных, литературных, актерских и др.) занимаются в основном учреждения дополнительного образования, а на сегодняшний день наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся, нигде, помимо школы, не обучающихся. В реальной практике обучения в общеобразовательной школе отсутствуют методики развития интуиции, воображения, фантазии, что отрицательно сказывается на развитии способности к творчеству школьников.
Консерватизм и репродуктивность школьного образования формирует у учащихся соответствующие виды деятельности. Например, по данным социологов 68% старшеклассников предпочитают пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15% учеников - активно-творческие виды деятельности .
По полученным экспериментальным данным 75% школьников владеют умениями действовать в знакомой ситуации, то есть действуют только по образцу или делают выбор способов деятельности из известных методом проб и ошибок. Учащиеся, владеющие умениями действовать в незнакомой ситуации, составляют в школах 25%.
Так, многие педагоги считают, что вначале надо сформировать глубокие и прочные знания, а уж затем решать творческие задачи, хотя возможности для творчества учащихся можно найти на любом этапе учебно-воспитательного процесса. По результатам проведенного нами опроса, выбирая характеристики «идеального ученика», 90% учителей называют такие качества, как «послушный», «дисциплинированный», «выполняющий указания учителя». Только 10% учителей называли такие качества, как «находчивый», «своеобразный», «отстаивает свое мнение». Соответственно, в школе не поощряются самостоятельность и творчество. Учителя ориентируются на усредненного ученика, не способного на оригинальное решение проблем. Более того, известно, что до шести лет до 40% детей потенциально талантливы, однако обучение, построенное на основе традиционной дидактики, резко снижает их творческий потенциал. Творчество и активная самоорганизация не являются характерными для большинства выпускников общеобразовательных школ. Инертность мышления проявляется во всех областях деятельности школьников и приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий. Все это свидетельствует о наличии противоречия между возрастающими потребностями общества в творчески мыслящих специалистах и отсутствием должных педагогических условий для развития творческих способностей школьников в реальной практике обучения и воспитания.
Анализ теоретических психолого-педагогических исследований показывает, что в настоящее время выдвинут ряд интересных и продуктивных идей по проблеме развития творческих способностей школьников, сделаны серьезные шаги в освоении этой темы. Существует достаточно обширный методический и теоретический базис для дальнейших исследований. Однако отсутствие специальных исследований, обобщающих отдельные теоретические и практические выводы, затрудняет полноценное решение проблемы.
Инновационный опыт обучения
Концепция изменений предполагает создание на уроках английского языка творчески-развивающей образовательной среды за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания, за счет насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных и интерактивных форм обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения интерактивных методов обучения английскому языку работы учителю необходимо создать базу такого материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной типологии уроков: по сферам и ситуациям общения, по степени сложности и т.д., включить в область дидактического обеспечения уроков информационные технологии.
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов (докладов, презентаций, видеороликов, комиксов).
Виды уроков:Урок-проект. Урок-экскурсия.Урок-спектакль.Урок-праздник.Урок-интервью.Урок-мюзикл.Интегрированный урок
Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Мы считаем что, главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка средствами письменной речи
Как, известно обучение иностранному языку предполагает отработку как устной, так и письменной речи. Письмо определяется как « дополнительно к звуковой речи средство обучения при помощи знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстоянии, для сохранения ее произведений во времени». В этом определении отражены две стороны письма: письмо как продуктивный вид деятельности (фиксировать речь для передачи) и письмо как результат этой деятельности (т.е. тексты, предназначенные для чтения другими). Ученики должны овладеть письмом как видом речевой деятельности, позволяющим пользоваться им как средством передачи сообщений в различных речевых формах (описании, повествовании, рассуждении), используя при этом как можно лучше и полнее богатство изучаемого иностранного языка). Письменная фиксация оказывает положительное влияние на устную речь, на ее правильность, логичность, связанность и темп, так как при этом подключаются разные виды памяти(зрительная, моторная). Чем шире будет использоваться письмо, тем лучше учащиеся будут усваивать иностранный язык, « порождать» иностранные высказывания, овладеть и слышит, что он произносит, даже если это молча, про себя. Сочинения, проводимые в системе, - не только средство контроля. Они носят также обучающий характер, развивают творческие способности учащихся и являются эффективным приемом обучения английскому языку, так как обеспечивают участие зрительной и моторной памяти учеников, затрагивают эмоциональную среду, стимулируют активность. Необходимо при обучении иностранному языку - увлечь. Развитие изобретательских и творческих способностей учащихся многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Выводы
Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество