Учреждение образования «Зельвенская государственная санаторная школа-интернат»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развитие креативности учащихся через создание предметно-развивающей среды НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНое время»
Струг Иван Леонидович,
музыкальный руководитель
+375296017800
ivanstrug62@gmail.ru
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир
высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче.
Д..Д. Шостакович
Информационный блок
Вырастить из ребенка творческую личность, наверное, мечтает каждый родитель. А что же подразумевается под творчеством? Творческий ребёнок – это, прежде всего тот, у которого живое и развитое воображение, интуиция и фантазия, благодаря которым он может находить нестандартные решения и даже совершать открытия. Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка.
Мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.
Школа, в которой я работаю с 1987 года необычная. К нам приезжают дети со всей Гродненской области на оздоровление по медицинским показаниям на учебную четверть. Поэтому цель нашего учреждения образования, в первую очередь, поправить их здоровье, заменить им дом и родителей во время оздоровления.
Одним из видов досуговой деятельности являются музыкальные занятия. На начальном этапе пребывания в школе каждый ребёнок проходит адаптационный период, в процессе которого мною, как музыкальным руководителем, проводятся внеурочные мероприятия по развитию, выявлению музыкальных задатков и способностей каждого ребёнка. С целью выявления уровня музыкального дарования проводится анкетирование учащихся (приложение 1). В дальнейшем, юные артисты могут развивать свой творческий потенциал на музыкальных занятиях, которые проходят во второй половине дня и в шестой день недели, где каждый может проявить себя как личность со своими творческими интересами и музыкальными возможностями.
По моему мнению, стержнем каждого музыкального занятия должно стать свободное творческое проявление ребенка, организуемое специальными заданиями для развития креативности. Моя многолетняя практика показывает, что гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные детям, все творческие возможности растущего человека. Поэтому считаю тему опыта актуальной.
Цель опыта: развитие креативности учащихся через создание предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях во внеурочное время и шестой день недели в учреждении образования «Зельвенская государственная санаторная школа-интернат».
Задачи опыта:
развивать общую музыкальность учащихся через приобщение к активной практической деятельности на занятиях;
формировать установки на творческое и эмоциональное освоение музыки, средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни;
создать условия для развития творческого потенциала учащихся через активизацию познавательной деятельности;
способствовать развитию творческой самореализации, раскрытию способностей детей;
воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар.
Описание технологии опыта
Основным показателем творческого развития личности является креативность. Креативность в психологических исследованиях обозначает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям [6, с. 98][1].
Детям школьного возраста изначально присуща талантливость. Период обучения в школе считается важнейшим в приобщении ко всему прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство и есть то самое универсальное средство, которое формирует внутренний мир ребенка.
Основной целью обучения и воспитания является подготовка подрастающего поколения к будущему выбору своего жизненного пути. Творчество – тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Творческие задания на музыкальных занятиях способствуют всестороннему развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Под креативностью в музыкальном воспитании мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными знаниями, умениями и навыками в разных областях художественного творчества [1]. Я уверен, что музыкальное воспитание детей именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.
Исходя из опыта работы, прихожу к неоспоримому выводу, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности школьников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Среда, окружающая ребёнка в школе, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.
К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:
информационный, позволяющий развивать интеллект;
социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.
Рассматривая музыкальное воспитание можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников. Она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность воспитаннику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности – это и является ведущей идеей опыта. Я считаю, что музыкальные занятия, построенные на системе специальных творческих заданий, способствуют развитию креативности детей.
Описание сути опыта
Доминантой каждого музыкального занятия должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность, при этом немаловажно учитывать коммуникативные черты характера школьника общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
В санаторной школе-интернате дети могут проявить свои способности и таланты в независимости от уровня вокально-певческих навыков. Чтобы завлечь детей в сказочный мир искусства на начальном этапе я и позаботился о предметной среде, т.е. постарался создать благоприятную атмосферу в кабинете.
В нашем учреждении с 2010 года в рамках реализации совместного проекта ПРООН/ЕС «Устойчивое развитие на местном уровне» был создан кабинет музыкального просвещения, в котором открылась музейная экспозиция «Старые музыкальные инструменты». Каждую четверть, при заезде новых детей и реализации школьной программы «Адаптация», я провожу ознакомительную экскурсию для учащихся 4-9 классов, где рассказываю об истории создания кабинета музыкального просвещения и данной музыкальной экспозиции (приложение 2). На базе кабинета проходят уроки музыки, музыкальные занятия и внеклассные мероприятия.
Музыкальные занятия должны приносить учащимся радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, которые я применяю: задействую экспонаты кабинета музыкального просвещения и «переплетаю» их на занятиях. Проводя беседу-экскурс «История возникновения ВИА» дети узнают об ансамбле «Битлз», о В.Мулявине и ансамбле «Песняры» и воочию могут не только увидеть, но и стать участниками и исполнителями известных мировых хитов, аккомпанируя на ударной установке, электробарабанах и шумовых инструментах. В преддверии праздника Дня защитника Отечества (3 четверть), Дня Победы (4 четверть) учащиеся становятся слушателями и исполнителями песен времён Великой Отечественной войны. Из музейной экспозиции звучит пластинка с песней М. Блантера «Катюша» на патефоне 40-50-х годов прошлого века. Под аккомпанемент гармоника мы исполняем песни о Родине, о солдатах-защитниках, о красоте белорусского края.
Одним из приёмов развивающей среды являются распевания (чтобы привести связки в рабочее состояние). С этой целью я использую попевку «В нашем классе», которая помогает сплотить ребят, почувствовать себя единым целым коллективом. Песенка-попевка «Нотные бусинки» (музыка С.Сосмина слова В.Семернина) в формате караоке, помогает развить нотную грамотность. Особое внимание уделяется работе над дыханием, от которого зависят не только певческие навыки, но и здоровье детей. Используя мультимедийную презентацию песни «Маленький ёжик» (музыка А.Анта слова В.Москвина) ребята стараются подражать дыханию главного персонажа, делая вдох носом, выдох ртом, развивая дыхательную диафрагму и мышцы брюшного пресса, учатся дышать, не поднимая плеч. Одним из важнейших факторов в певческом искусстве является дикция. Ведь хорошо сказанное – наполовину спето. Для развития артикуляционного аппарата использую пословицы и поговорки «Барашеньки-крутороженьки», «У медведя во бору». В ходе работы мною создана серия оригинальных творческих заданий и игр, целостно развивающих креативный потенциал личности школьников: дидактическая игра «Музыкальная копилка слов», «Дыхательно-игровая гимнастика», караоке-разминка, интересные игры-распевки собственного сочинения и др. (приложение 3).
«Музыкальная копилка слов» служит для того, чтобы прослушав музыку, ученики могли в полной мере выразить словами свои чувства, эмоции, настроения. Данная игра используется для расширения лексического запаса и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей к проявлению творческого воображения.
Одним из факторов правильного развития ребёнка как исполнителя является выбор музыкального материала. Ведь от правильного подбора песни зависит конечный результат работы. Музыкальный материал стараюсь подбирать под характер и темперамент ребёнка, учитываю певческий диапазон, интересы и предпочтения каждого.
Для создания «маленьких звёзд» нужны не только вокальные данные, но и актёрское мастерство, что на современной сцене играет огромную роль. Не только спеть, но и с песни сделать шоу, скопировать манеру поведения, движения, имидж и перевоплощение в образ помогает проведение шоу-двойников «Я звезда». Данное мероприятие в школе проходит с огромным успехом. К его подготовке и проведению подключаются все педагоги и воспитатели учреждения. Подбор костюма, грим, работа над манерой исполнения того или иного певца, актёрское мастерство помогает создать образ музыкального произведения (песни). В результате совместного творчества получается целый клип. Такие мероприятия проводятся раз в четверть из-за сменности контингента учащихся в школе (приложение 4). Данный материал выкладывается на школьный сайт, с которым могут ознакомиться родители и все желающие.
Музыкальные игры и викторины, вечера караоке, музыкально-игровые дискотеки, игра «Угадай мелодию» и многие другие мероприятия помогают творчески развиваться каждому из учащихся.
Занятия, на которых дети активно занимаются вокальной деятельностью - эмоциональные и живые, наполненные огромным количеством позитива и энтузиазма. Здесь главное не упустить «тонкую ниточку» детской наивности и непосредственности, не дать зажаться или уйти в себя, а чтобы развитие ребёнка шло правильно, необходимо сформировать, и с ненавязчивым постоянством, отрабатывать у него основные вокально-хоровые навыки.
Результативность и эффективность опыта
На протяжении работы над данной темой опыта педагогической деятельности я убедился, что активность учащихся выросла в несколько раз. Значительно увеличилась мотивация школьников к творчеству, изобразительному искусству, театральному мастерству. В школе была сформирована вокальная группа «Санаторочка», открыт кружок сольного пения «Лира». Все участники принимают активное участие в музыкальной жизни школы, успешно выступают и защищают честь нашего учреждения образования на районном и областном уровне. Каждое участие в смотрах-конкурсах «Вясёлкавы карагод» даёт свои результаты: дети являются постоянными участниками, лауреатами и дипломантами областного заключительного смотра-конкурса (приложение 5). В 2016 году 14 апреля Андрианова Виктория, Сташевская Мария, Дубовик Вероника, победители отборочного тура будут защищать честь школы на XI республиканском фестивале художественного творчества «Вясёлкавы карагод» в г.Гродно.
Заключение
В результате внедрённого опыта педагогической деятельности я сделал следующий вывод:
создание предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях способствует активизации и раскрытию творческих начал личности, утверждению чувства уверенности в себе, что даёт возможность в дальнейшем развивать способность не стандартного мышления и применения креативности для реализации своей жизненной позиции.
Список использованной литературы
Зеленкова И. В. Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Санкт-Петербург, 2006
Музыкальное образование в школе/ под ред.Л.В.Школяр. – М.:ACADEMIA, 2001
Концепция учебного предмета «Музыка» //Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2009. №3
Рева, В.П. Восприятие музыки школьниками: В 2 ч.1 Ч.1.: Развитие муз. Восприятия у школьников: пособие для учителей / В.П.Рева. Минск: Беларусь, 2000
Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания школьников /М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова. М.,2001
Красильников, И.М., Компьютерные технологии в развитии музыкальной одаренности детей и юношества: всероссийская научно-практическая конференция, 18 апреля 2012 г. : сборник научных статей / Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т худож. образования" Российской акад. образования ; Москва: Экон-Информ, 2012
Пилкова, Е.М., Диагностирование музыкальных способностей ребёнка на раннем этапе обучения : на материале учебной работы с учащимися младших классов ДМШ, Москва, 2012
Гоптарев, В.Н., Технологии в музыкальном образовании : специфика, структура, классификации / В. Н. Гоптарев ; М-во культуры Российской Федерации, Казанская гос. консерватория (акад.) им. Н. Г. Жиганова, Казань: Казан.гос. консерватория (акад.) им. Н. Г. Жиганова, 2009
Потапов, Д.А., Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки, Москва, 2008
Цымбалюк Е.А., Музыкальное развитие школьника: опыт исследования: монография / Цымбалюк Е.А. ; Национальный институт образование, Минск : Бестпринт, 2007
Чавро, Т.В., Музыка в школе: креативный подход : методические рекомендации / Чавро Т.В. ; Могилевский государственный университет им.А.А.Кулешова, Могилев : МГУ им. А.А.Кулешова, 2008
Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати летАверин В.А. Осорина М.В. Слободчиков И.М. М.: Генезис 2010
Приложение 1
Анкета для выявления творческих задатков у ребенка
1. Как Вы думаете, что такое музыка?
2. Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?
3. Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?
4. Всем ли нужна музыка?
5. Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?
6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?
7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?
9. Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько лет?
10. Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?
11. О музыке, каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на музыкальных занятиях?
12. Для чего необходима классическая музыка? Что она даёт?
13. Считаете ли Вы необходимым на музыкальных занятиях разговаривать о современной музыке? Почему?
14. Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?
15. Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?
16. Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?
17. Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?
18. Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?
19. Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребёнка?
Творческие задания на музыкальных занятиях
Задание 1
Игра «Мое имя»
Сочини мелодию своего имени.
Каждый учащийся самостоятельно подбирает мелодию своего имени.
Задание 2
Игра «Композитор»
На данный педагогом небольшой текст песни, которую учащиеся не знают, придумать мелодию. После этого необходимо показать, как песня звучит непосредственно у композитора, и разучить ее.
Задание 3
Игра «Я сочиняю»
Передать интонацией разные чувства. Например грусть, радость. Можно придумать слова, петь со словами будет понятней учащимся.
Дождик вот пошел
Стало грустно за окном.
Солнце поднималось,
Всем нам улыбалось!
Задание 4
Игра «Угадай-ка!»
Детям показывают карточки с изображением
Марширующих солдатиков,
Поющей куклы
Танцующих пар
В дополнение можно взять - девочка, убаюкивающая куклу.
Одному из учащихся предлагают выбрать карточку и сочинить мелодию.
Дети определяют, какую карточку взял автор.
Карточки можно использовать и для угадывания классических произведений в рамках «песня», «марш», «танец» («колыбельная песня»).
Задание 5
Игра «Пантомима»
Дети слушают музыку, не зная произведения. После слушания педагог задает вопрос: - Кого изображает эта музыка?
- Кто может движениями изобразить героя, которого «рисует» музыка.
Все дети обдумывают прослушанное, желающий участник выходит и мимикой, жестами «показывает» героя музыкального произведения, а учащиеся отгадывают. Потом все обговаривают насколько образ был похож на музыкальный.
Задание 6
Игра «Хорошее настроение»
Детям раздаются по три карточки, цвета светофора - красная, желтая, зеленая.
Дети слушают музыкальное произведение, после прослушания педагог спрашивает, как изменилось настроение. Дети поднимают карточки
Зеленая - настроение хорошее, изменилось в лучшую сторону.
Желтая - настроение нейтральное, никак не изменилось.
Красная - настроение ухудшилось.
Учащиеся рассказывают, какие чувства они «пережили» слушая то или иное произведение. Из опыта можно сказать, «красная карточка» показана в основном в двух случаях - когда ребенок «не понимает» прослушанную музыку и соответственно когда музыка несет в себе напряжение, отрицательные эмоции.
Задание 7
Игра «Времена года»
Детям показывают картинки, на которых нарисовано четыре времени года- осень, зима, весна, лето. Звучит музыка. Детям необходимо угадать к какому времени года относится данная музыка (произведение).
«Музыкальная копилка слов»
«Музыкальная копилка слов» служит для того, чтобы прослушав музыку, ученики могли в полной мере выразить словами свои чувства, эмоции, настроения. Данная игра используется для расширения лексического запаса и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей к проявлению творческого воображения
«Дыхательно-игровая гимнастика»
Систематическое выполнение упражнений «Дыхательно-игровой гимнастики» обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, снимает усталость, несёт в себе гармонию и энергию, столь необходимую для поддержания творческих сил.
19