«Осень 2024»

Рабочие листы к урокам по творчеству ф.м. достоевского

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ К УРОКАМ ПО ТВОРЧЕСТВУ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки











РАБОЧИЕ ЛИСТЫ К УРОКАМ ПО ТВОРЧЕСТВУ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО









Автор:

преподаватель русского языка и литературы

Жданова Оксана Валерьевна


























ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ







УРОК 1

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ.

  1. Послушай лекцию учителя и дополни материал тезисного плана


  1. Происхождение рода Достоевского.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомство Достоевского с народным творчеством.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Увлечение романами писательницы 18 века Анны Радклиф.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личная драма кроткой жизни матери Ф.М. Достоевского Марии Федоровны (постоянные подозрения мужа)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Учеба Достоевского в петербуржском Инженерном училище (1843г).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Арест революционного кружка Петрашевцев, в котором участвовал Достоевский.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Достоевский в Омском остроге (1850г).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Литературная деятельность Достоевского. Повесть «Бедные люди» (1845г). Повесть означала движение Руссой литературы вперед. Белинский и Добролюбов об этой повести.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Деятельность Достоевского после каторги «Записки из Мертвого дома» (1861г).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изображение мира хищников и карьеристов в романе «Идиот» (1868г).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Роман «Братья Карамазовы» (1878-1880гг) – вершина литературного творчества Достоевского. Философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии в романе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Последние годы Достоевский посвятил созданию “Дневника писателя”, своеобразного отчета о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть “Братьев Карамазовых” и издавать “Дневник писателя”, в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



УРОК 2

РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ЖАНР. КОМПОЗИЦИЯ.


I. Поговорим о заглавии

- Роман имеет шесть частей, при этом описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию. Как можно объяснить такое построение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание"._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? _______________________________________________________________________________

- Чего не хватает? _____________________________________________________________________

- Как можно искупить свою вину?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основной конфликт романа

Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Жанр романа.

- Познакомьтесь с существующими разновидностями романа. Какой из жанров можно соотнести с романом «Преступление и наказание»?


    • Философский

    • Нравственно-психологический

    • Исторический

    • Полемический

    • Фантастический

    • Социальный детективный

    • Политический

    • Приключенческий

    • Роман-трагедия

    • Роман-исповедь

    • Сатирический

    • Биографический

    • Семейный

    • Автобиографический

    • Идеологический

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Композиционные элементы.

Перед вами список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.

  • Портрет

  • Пейзаж

  • Описание местности

  • Авторская характеристика

  • Лирическое отступление

  • Диалог

  • Внутренний монолог

  • Повествование (история жизни, поступки)

V. Важный вопрос

Почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Домашнее задание.

Восстановите по тексту "экспозицию романа" (события жизни Р.Раскольникова до преступления: детство, учеба в университете, дружба, любовь, помощь окружающим, работа над статьей в газету и т.п.)



УРОК 3

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

Это важно!

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумрак белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен: Город пышный, город бедный,/ Дух неволи, стройный вид,/ Свод небес зелёно-бледный,/ Сказка, холод и гранит…

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского.


  1. Пейзажи (ч. 1 гл.1, ч. 2 гл. 2, 6, ч. 4 гл. 5,6)


- Проанализируйте первый пейзаж. В чём, на ваш взгляд, его символическое значение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Выпишите цитаты, описывающие летний Петербург.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Отношение Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, в этом мире.


  1. Сцены уличной жизни (ч. 1 гл.1, ч. 2 гл.2, 6, ч. 5 гл.5)


- Опишите внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на улицах Петербурга. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.






  1. Интерьеры (ч. 1 гл. 2,3, ч. 2 гл.7, ч. 4 гл. 3,4)


- Найдите описание комнаты Раскольникова. Может ли такое помещение оказать какое-то влияние на мировоззрение героя?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Прочитайте описание комнаты Мармеладовых. Что особенно потрясает в этом интерьере?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Что есть общего между обликом комнат и судьбами живших в них людей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова : «Когда некуда больше пойти»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это тёмные, сырые «гробы».


  1. Сделаем выводы


С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, людских мук, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают героев жить в каморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Всё вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

УРОК 4

УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку

хоть куда-нибудь можно было пойти.

Ф.М. Достоевский


  1. Образ Мармеладова

- Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему «маленького человека»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Подготовьте рассказ о судьбе Семёна Мармеладова. Отметьте «узловые» точки его судьбы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В чем причина падения Мармеладова?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В чём трагедия судьбы Мармеладова?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Образ Катерины Ивановны

- Что мы узнаем о прошлом героини?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В каком эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Каким образом Катерина Ивановна пытается защитить своё человеческое достоинство?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Вспомним последние слова умирающей Катерины Ивановны: «Довольно! Пора! Прощай, горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! – крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку». Для чего Достоевский использует такое сравнение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»

      Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.

  1. Семья Родиона Раскольникова

- Как описывает Достоевский жизнь матери и сестры Раскольникова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

  1. Судьбы детей в романе

- Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

УРОК 5

ОБРАЗ РАСКОЛЬНИКОВА. ЕГО ТЕОРИЯ.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин


  1. Анализ образа Раскольникова

Подготовьте рассказ о Раскольникове, опираясь на план, данный в приложении к уроку (пункты 1,2,3,8 основной части)


  1. Преступление Раскольникова

  1. Причины преступления

  Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:

  • взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

  • идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

  • судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

  1. Внутренние:

  • состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

  • характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

2. Суть теории Раскольникова

  • деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих», способных к подчинению и послушанию, и «право имеющих», особенных людей, которые могут «разрешить себе кровь по совести», дабы осчастливить человечество и изменить отжившие безобразно-уродливые стороны жизни;

  • гордыня, желание испытать себя: кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет»

Подумайте!

Согласны ли вы с мнением критика Ю. Карякина: «Теория «двух разрядов» - даже не обоснование преступления. Она сама уже и есть преступление»? Аргументируйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Анализ сцены убийства

- Расскажите, как теоретически был продуман героем его «практический шаг»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Проанализируйте поведение Раскольникова во время преступления. Докажите, что натура Раскольникова противится совер­шаемому.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему Достоевский так настаивает на том, что происшедшее с Раскольниковым похоже на сон?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Согласны ли вы с мнением Ю. Карякина: «Раскольников не случайно убил Лизавету, он лишь случайно не убил Соню»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сделаем выводы

Наблюдая русскую жизнь, размышляя над историей, Раскольников решил, что исторический прогресс совершается за счёт чьих-то страданий, что всё человечество можно разделить на две категории. Есть «твари дрожащие», а есть «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории», Ликург, Магомет, Наполеон, не останавливаются перед жертвами, кровью ради осуществления своих идей.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, Наполеоном? Раскольников мечтает одновременно о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа). Он берёт на себя право определять границы добра и зла, тем самым бросая вызов основам христианской веры.

Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе – впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у неё деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.


  1. Домашнее задание

Подготовьтесь к разговору о наказании Раскольникова: перечитайте следующие эпизоды:

- в полицейской конторе ( ч.2, гл.1);

- знакомство с Порфирием Петровичем (ч.3, гл. 5);

- отношение к теории после убийства (ч.3, гл.6);

- объясните значение второго снв Раскольникова (ч. 3, гл.6)

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-алгоритм анализа

образа Родиона Раскольникова в романе
         Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

  1. Вступление. Раскольников как герой нового типа — альтернатива образу «новых людей», созданному Н.Г.Чернышевским.


П Основная часть.

Образ Родиона Раскольникова.


1. Детство Родиона — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.

«Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.

2. Раскольников — студент юридического факультета (принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира), вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба Раскольникова типична для разночинца.

3. Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое ( Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).

4. Главное в романе — теория Раскольникова и отношение к ней героя, других персонажей, автора:

А) содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;

Б) причины, побудившие Раскольникова сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;

В) события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка бедности, Петербург Достоевского;

Г) преступление, влекущее за собой другое преступление ( убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):

Д) несоответствие теории душе героя ( композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки

(» Знаешь, Соня… если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»),он чувствует себя отрезанным от всего мира

Е) выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).

5. Система образов романа как отражение теории Раскольникова:

А) образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира ( Мармеладов, Катерина Ивановна);

Б) образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией » все дозволено»;

В) образы, опровергающие теорию Раскльникова ( Дунечка, Разумихин,Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).


6. Значение образа Сони Мармеладовой:

А) близость судьбы Сони и Родиона Раскольникова (оба преступили черту — убийца и блудница),

Б) противостояние этих судеб ( Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления Раскольникова — гордыня);

В) роль Сони в покаянии Раскольникова( судьба Сони, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).


7. Отношение автора к герою — определяется отношением к античеловечной теории Раскольникова. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом из ада может быть только покаяние.


8. Средства раскрытия характера:

А) портрет

(«Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»);

Б) поступки (помощь другим людям, убийство);

В) описание психического состояния героя (болезнь Раскольникова, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);

Г) сны Раскольникова— отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает Раскольникова к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.

Д) монологи и диалоги героя.

Е) отношения с другими персонажами.


Ш. Заключение.

Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности. Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.

 




УРОК 6

НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА


- Какие чувства испытывает Раскольников в полицейской конторе? (2 ч., 1 гл.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как происходит знакомство Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем? (3 ч., 5 гл.) Как характеризует Раскольникова его поведение в этой сцене?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Начинается разговор, в котором участвуют Разумихин, Порфирий и Раскольников. Как объясняют эти герои, что есть преступление?

Разумихин___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порфирий_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскольников___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Какова реакция Разумихина на теорию Раскольникова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как Раскольников отвечает на вопрос Порфирия о наказании за преступление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Разочаровался ли Раскольников в своей теории после совер­шения преступления? (3 ч., 6 гл.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- В чем проявляется наказание Раскольникова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Почему следователь предлагает Раскольникову «учинить явку с по­винной»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Это важно!

Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Трагедия происходит в его душе, и внешнее действие лишь обнаруживает его душевные конфликты. Человек, разгадывающий самого себя, становится объектом ис­следования для окружающих. Действующие лица Достоевского — прирожденные психологи и ясновидцы. С ненасытимой жадностью всматриваются они в героя, как Порфирий Петрович всматри­вается в Раскольникова. Он для них загадка, и они неутомимо ее разгадывают. Каждый открывает неожиданное, освещает по-свое­му новую черту. Процесс самопознания дополняется процессом познания.

Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Пор­фирий, Соня, Свидригайлов, Заметов, почти все действующие ли­ца. В процессе самопознания раскрывается личность, могуществен­ная в своем задании («образ Божий») и бессильная в данности (в грехе). Самопознание есть принятие борьбы. Вот почему романы Достоевского — «романы-трагедии».

Вспомним, какие характеристики дают Раскольникову ге­рои романа.

Разумихин говорит о своем товарище: «Я Родиона знаю: уг­рюм, мрачен, надменен и горд... Иногда... холоден и бесчувствен до бесчеловечия; право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются...» Пульхерия Александровна рассказывает о фантастическом плане сына жениться на чахоточной дочери квартирной хозяйки. «Думаете, — прибавляет она, — его бы остано­вили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все препятствия».

Так открывается «второй характер» Раскольникова, прямо про­тивоположный первому. Значит, он обманывал себя, говоря, что идет на грех ради счастья матери; ведь он «преспокойно перешаг­нул бы» через ее смерть из-за простого каприза.

Фамилия главного героя свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям, доходящая до полного безразличия к своим интересам, участие к ним и фанатизм в отстаивании своей «идеи» ассоциировались с расколом, то есть с определенной стороной исторического самосознания русских на­родных масс. Раскол (старообрядчество, староверие) — течение, возникшее в середине XVII века в Русской Церкви как протест про­тив новшеств патриарха Никона (1605—1681), которые заключа­лись в исправлении церковных книг и некоторых церковных обря­дов и обычаев.



Домашнее задание

Подготовить рассказ о Лужине и Свидригайлове (по вариантам)

I вариант: Лужин – ч.1, гл.3; ч.2, гл.5,6;ч.4, гл. 2,3; ч.5, гл.1,3

II вариант: Свидригайлов – ч.1, гл.3; ч.4, гл.1-6, ч. 6, гл. 7

УРОК 7

«ДВОЙНИКИ» РАСКОЛЬНИКОВА

 В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей

изводят, да еще за добродетель почитают…

Это важно!

      Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:

  • убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;

  • взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

  • на эти деньги сделать много хороших дел.

      В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

      Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Лужин и Свидригайлов?


  1. Пётр Петрович Лужин

Вопросы для наблюдения

  • Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?

  • В связи с чем появляется он в романе?

  • Прокомментируйте портрет героя.

  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

  • Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

  • Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

  • Почему Лужин боится полиции?

  • Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

  • Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод. Лужин близок к Раскольникову, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Слушая Лужина, раскольников не мог не почувствовать, что подобные суждения есть не что иное, как умеренный вариант его собственной теории. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

  1. Аркадий Иванович Свидригайлов

Вопросы для наблюдения

  • В чем сложность и противоречивость этого образа?

  • Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)

  • Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

  • Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?

  • Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

  • Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?

  • О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)

  • Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

  • Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

  • Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

  • Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

  • Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?

  • Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

      Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.


УРОКИ 8-9

СЕМИНАР «РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА»

Это важно!

      В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

Достоевский много работал над образом Сони, многое изменил в процессе работы. Вначале он хотел показать Соню в образе гру­бой уличной девицы, «грязную и пьяную, с рыбой». Но в романе не осталось и следа от этого изображения. Напротив, Соня вызывает сочувствие и уважение. За внешней стороной «падения» мы видим нравственную чистоту, доверчивость к людям, готовность к самопо­жертвованию и беззащитность.

Особое место в романах Достоевского принадлежит «кротким» женщинам, носящим имя София — премудрость (греч.). Соня Мар­меладова смиренно несет свой крест и верит в конечную победу до­бра. «И если «София», вообще, означает мудрость, то у Достоевско­го мудрость его софий — «смиренномудрие» — такой вывод делает один из исследователей творчества писателя М.С. Альтман.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

      Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня

Раскольников

Преступили нравственные законы общества ради других:

конкретных людей,
«убив себя»

абстрактного человечества,
«убив других»

Соня — нравственный ориентир автора


II. Чтобы понять смысл противопоставления образов Сони и Ро­диона, проанализируем сцены трех визитов Раскольникова к Соне.


1 группа

Анализ сцены «Первый визит Раскольникова к Соне» (4 ч., 4 гл.)

  1. Почему Раскольников не желает видеть своих родных и в то же время идет к Соне? Чем она так притягательна для него?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой предстала перед Раскольниковым Соня?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В чем сходство и различие между ними?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем смысл сцены чтения Евангелия героями? (Анализ сцены.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это важно!

Один из исследователей (М. Альтман) пишет: «...Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа и благодаря ей приобретает особый смысл и то, что комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно, и то, что именно под камнем схоронил он награбленное у убитой им стару­хи. В этом аспекте Христово повеление «отнимите камень», кото­рое Раскольников слышит из уст Сони, означает: раскайтесь, со­знайтесь в своем преступлении. И когда он раскаивается, то называет это «воскресением», а после, уже на каторге, изжив в себе прежнего преступника, Раскольников читает Евангелие, и Достоев­ский при этом напоминает: «Эта книга... была та самая, из которой она [Соня] читала ему о воскресении Лазаря».


2 группа

Анализ сцены «Второй визит Раскольникова к Соне» (5 ч., 4 гл.)


  1. Какие события предшествуют этому визиту?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что спасло Соню?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какой целью Раскольников идет к Соне?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В каком состоянии находятся герои?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Что отвечает Соня на главный вопрос Раскольникова: «Тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?» (Чтение диалога.)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Достоевский показывает мучения Раскольникова перед его признанием Соне?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как показано состояние Сони?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как Раскольников объясняет причины своего преступления?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В объяснение Раскольникова Достоевский вводит ремарку: «Он говорил как будто заученное». Что подчеркивается этой ремаркой?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разуверился ли Раскольников теперь, после совершения преступления, в своей теории?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 группа

Анализ сцены «Третий визит Раскольникова к Соне» (6 ч., 8 гл.)

  1. Какие события предшествовали этому визиту?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чего так боялась Соня и почему этого не произошло?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего Раскольников пришел к Соне?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что было решено между Раскольниковым и Соней?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните поведение героя на Сенной площади.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что понял герой, увидев среди толпы прятавшуюся от него Соню?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что поразило Раскольникова в полицейской конторе у Поро­ха?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как подействовало это известие на Раскольникова?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это важно!

Д. Мережковский писал: «В теории существование старухи бес­полезно и даже вредно... Но в действительности жизнь никому не нужного существа тысячами... нитей оказалась связанною с жиз­нью людей, совершенно ей чуждых, начиная от маляра Николки и кончая матерью Раскольникова. Значит, не совсем был неправ го­лос совести, говоривший ему: «Не убий!», голос сердца, который он презрел с высоты своих отвлеченных теорий; значит, нельзя всецело предаться разуму и логике, решая нравственный вопрос.

Оправдание божественного инстинкта сердца, который отрицается гордым и помраченным рассудком, а не истинным знанием – вот одна из великих идей романа». Это рассуждение Д. Мережковского даёт основание говорить о современности романа.


Сделаем выводы

Соня «собирает» в своей изломанной судьбе все человеческие несчастья романа. Пассивно ли склоняется она под иго страдания? Соня не Лизавета. В ней нет нерассуждающего склонения перед чужой волей: она не подчинилась мощному интеллектуальному давлению Раскольникова. Она идёт, не попадает на улицу, делает свой собственный трудный выбор, сознательный шаг, требующий огромного мужества. Её тихая стойкость позволяет ей не только сохранить себя, но и стать опорой другому.

Позиция Сони освещена в романе светом религии, веры. Раскольников оппонирует ей с позиции атеизма. Справедливости, добру и правде надо служить не за «что-то», а именно по их необходимой для человека сущности. Этого пока еще не постиг Раскольников.

Главная положительная категория для Сони – справедливость. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Её любовь к нему – борьба, упорная и не прекращающаяся ни на минуту вплоть до самого его «воскресения».


УРОК 10

НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА. СМЫСЛ ФИНАЛА

  1. Вспомним Порфирия Петровича

- Перечитайте эпизод последней встречи Порфирия Петровича и Раскольникова (ч. VI, гл. 2). Как и почему меняется Порфирий Петрович при последней встрече с Раскольниковым?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как ведёт себя Раскольников на протяжении этой встречи? Почему мысль о том, что Порфирий принимает его за невиновного, испугала его?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие советы даёт Раскольникову Порфирий Петрович? Как вы их понимаете?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это важно!

Достоевский превращает образ Порфирия Петровича в «рупор» своих излюбленных идей: он предлагает Раскольникову отныне доверится «натуре» и твёрдо помнить, что «натура» не поведёт. Пройдут сроки испытаний, все невзгоды, и она поставит его на ноги, новая жизнь еще возможна.


  1. Наказание Раскольникова

- Достоевский утверждает, что Раскольников признался в убийстве потому, что не выдержал «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Докажите это текстом романа.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сам Достоевский в письме к Каткову писал , что Раскольников вопреки убеждениям принужден «хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его». Видим ли мы доказательства этой мысли писателя в эпилоге романа?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это важно!

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке. Муки совести, леденящий душу страх, сознание бессмысленности совершённого преступления, сознание своей ничтожности, невозможности стать «властелином» - всё это невыносимым гнётом ложится на душу преступника. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми.


  1. Анализ эпилога

- Как вы считаете, испытал ли Раскольников на каторге чувство раскаяния? Докажите вашу позицию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Проанализируйте сон о «трихинах». Как вы его понимаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Прочитайте текст, предложенный в приложении к 10 уроку. Выполните задание.


IV. Полемичность романа Достоевского

Эпоха 60-х годов XIX века характеризовалась борьбой либе­рального и революционно-демократического лагерей. Достоевский был враждебен тому и другому, несмотря на то что высказывал про­тест против современной ему действительности. Он искал ответа на «вечный» вопрос «что делать?» в нравственном усовершенство­вании человеческой личности на основе религии.

В романе «Преступление и наказание» писатель полемизирует с идеями революционеров-демократов словами Раскольникова: «...трудолюбивый и торговый народ, «всеобщим счастьем» занима­ется. Нет... Я не хочу дожидаться «всеобщего счастья».

Достоевский ставит вопрос о том, что есть преступление, не только образом Раскольникова, но и образами Мармеладова, Сони, Катерины Ивановны. Только они совершают преступление не в обычном смысле, физически они не убили, но преступили через се­бя (через человеческое в себе).

Границы преступлений условны, трудно определимы, но это не снижает, а повышает моральную ответственность человека. Вот вы­вод, к которому приходит писатель. Устами Сони он опровергает теорию Раскольникова о «праве сильной личности». На оправда­ние Раскольникова: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную», — Соня возражает: «Это человек-то вошь!»

Нет, человек не вошь! Нравственная победа Сони — это пора­жение теории Раскольникова. Так решается нравственно-этическая проблема романа.

Но как теоретик Раскольников не отказался от своих идей, ведь его теория — не умственное помрачение, а философское обобщение закономерностей развития буржуазного общества.

Бунт героя, несомненно, имел отклик в душе писателя, который сам находился в положении приговоренного к смертной казни. Од­нако Достоевский вынес с каторги убеждение: «Смирись, гордый человек, и узришь новую жизнь». Такой путь прошел и герой До­стоевского — Раскольников.

В остроге, на берегу Иртыша, Раскольникову наконец открыва­ется и красота идеала Сони, и сила ее безграничной любви. Но глу­боко и убедительно писателю не удалось показать воскресение Рас­кольникова.

Достоевский показал явную безысходность индивидуалистиче­ского бунта, но лишь измучив героя, он бросил его на колени перед Соней, верящей в новую жизнь.

Ее еще нужно «дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом».

Так заканчивается роман, автор которого полагал, что «история постепенного обновления человека, история постепенного пере­рождения его» составит другую тему другого рассказа. Но этот рас­сказ Достоевский не создал.

ПРИЛОЖЕНИЕ К 10 УРОКУ


Задание:

Прочитайте текст, ставя на полях в процессе чтения следующие значки:

! ” – Это меня заинтересовало;

“ – “ – Я думаю иначе;

 “ V “ – Я знаю это;

+ “ – Новая информация;

 “ ? “ – Не понял, есть вопросы;


Трагедия Раскольникова завершается эпилогом.

Раскольников не раскаялся и не «воскрес». Воскресение его только обещано в заключительных словах эпилога: преступник еще молод, чудотворная сила жизни вынесет его.

Преступник уже полтора года на каторге. Соня пошла за ним в Сибирь, он «мучит ее своим презрительным и грубым обращением». Он тот же, одинокий, угрюмый, гордый.

«Он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла ни­какой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме простого промаху, который со всяким случится... Он не раскаивался в своем преступлении».

«Ну, чем мой поступок кажется безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово злодеяние? Совесть моя спокойна».

В словах «совесть моя спокойна» открывается вдруг последняя правда о Раскольникове. Он действительно сверхчеловек, не побежденный, а победитель; он хотел испытать свою силу и узнал, что она безгранична, хотел «переступить» и переступил, хотел доказать, что моральный закон для него не писан, что он стоит по ту сторону добра и зла, и вот — совесть его спокойна. Погиб он не оттого, что его «замучило разъединение с людьми», о нет, он любит свое гордое одиночество, и не оттого, что «нервы не выдержали», «натура сдала», — все это вздор. У него сил хватило бы. Недаром Порфирий считает его «бесстрашным бойцом», а Свидригайлов говорит ему: «Вы и сами порядочный циник... вы и делать-то много можете».

И не оттого он погиб, что поймал его Порфирий своей «психологией о двух концах». Не страшен ему Порфирий. Только на ка­торге он понял причину своей гибели «по какому-то приговору сле­пой судьбы». Эта черта завершает его величественный образ.

У сильного человека нет достойных противников, один у него враг — судьба. Но как мог автор преподнести читателям 60-х годов X IX века в благонамеренном журнале Каткова («Русское слово») бесстрашную правду о новом человеке? Ему пришлось набросить на нее целомудренный покров. На каторге, после болезни, геройбросается к ногам Сони...

Роман кончается туманным предсказанием «обновления» ге­роя. Оно обещано, но не показано.

Мы слишком хорошо знаем Раскольникова, чтобы поверить в эту «благочестивую ложь».

Суд над героем автор поручает каторжникам — народу. «Ты без­божник!.. Убить тебя надо!»

Народный суд выражает религиозную идею романа. У Раскольникова «помутилось сердце», он перестал верить в Бога. Для До­стоевского безбожие оборачивается человекобожием. Если нет Бо­га, то человеку легко возомнить себя богом. Свобода от Бога раскрывается как чистый демонизм.

Проследив пути безбожной свободы, автор подводит нас к ре­лигиозной основе своего мировоззрения: нет другой свободы, кро­ме свободы во Христе.

В комментариях к роману приводится замечание Ю.Ф. Карякина: «Достоевский очень хотел видеть в русском народе «народ-богоносец» и судом народным судить Раскольникова как Божьим судом. Вряд ли случайно сцена расправы над Раскольниковым про­исходит именно в церкви, во время богослужения. Но идеализации народа в романе не получилось: народ представлен и в своей тем­ноте, забитости, озверении, и в своем неистребимом инстинкте правды. И не просто в безбожии Раскольникова секрет ненависти каторжных к нему, а прежде всего — в бесчеловечности его «про­клятой мечты», в бесчеловечности ежедневной и наглядной...» Д. Мережковский комментирует финал романа так: «...Раскольников неминуемо должен был погибнуть, если бы в душе его не было скрыто другое начало. Достоевский довел его до момента, когда в нем пробуждается подавленное, но не убитое религиозное чувство.

Автор покидает героя в ту минуту, когда он на каторге в Сиби­ри задумался над Евангелием, еще не смея его открыть».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Б. И. Турьянская, Л. Н. Гороховская Литература в 10 классе. Урок за уроком. Русское слово 2006

2. Ю. В. Лебедев, м. Б. Кузнецова литература 10 класс. Методические советы. Пособие для учителя. Просвещение. 2010

3. И.В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Вако. 2004
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее