Пояснительная записка
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования»
- Устава МОУ «Малошелковниковского СОШ»
- Основной образовательной программы МОУ «Малошелковниковская СОШ» (приказ директора №_____________________.)
- Учебного плана МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2018-2019 учебный год (приказ директора №___________________.)
- Годового календарного графика МОУ «Малошелковниковская СОШ» на 2018-2019 учебный год (приказ директора № __________________________)
- Авторской программы по литературе ( Рабочие программы Литература 5-9 классы : предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 3-е издание: Москва «Просвещение»,2016)
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 8 классе — 70 ч. 2 ч в неделю (35 недель)
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Основные методы и формы обучения
При обучении литературе в 6 классе основными формами работы являются:
коллективная,
групповая,
индивидуальная,
фронтальная.
Виды деятельности, используемые на уроках русского языка:
учебное сотрудничество,
игровая,
индивидуальная,
учебно-исследовательская.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.
Технологии обучения, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода: личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-деятельностный подход, игровые технологии, проблемное обучение.
Согласно рекомендациям, данным ПМПК города Рубцовска Алтайского края, в адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР обучающихся в 8 классе используются нетрадиционные формы работы на уроке для профилактики утомляемости вышеуказанных обучающихся. Большие по объёму задания предлагаются для выполнения по алгоритму (предварительно задание делится на части). Применяются мультимедийные технологии обучения с целью воздействия на все каналы восприятия учащегося: зрение, слух, осязание. Учебная нагрузка чередуется с двигательной активностью в течение всего урока. Опрос учащихся с ЗПР проводится в начале урока по причине снижения их работоспособности на последующих этапах.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 8 классе
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения курса литературы
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся в 8 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- контрольная работа; самостоятельная работа;
- терминологические диктанты;
- письменные ответы на проблемные вопросы по темам
- взаимопроверка, самопроверка;
- тест;
- сочинение
- устное сообщение на тему, сообщение с использованием краеведческого материала;
- публичное выступление;
- индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана).
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в календарно-тематическом поурочном планировании).
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 1. Фактические ошибки отсутствуют. 2. Содержание излагается последовательно. 3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 1. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 1. Допущено много фактических неточностей. 2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Содержание
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из Древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт
«бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду») Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Но-
визна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой
и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской
позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство,юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов.
«Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Оте чественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический
характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине:
Н. Оцуп.«Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих
не блещет новизной...».В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).
XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл
комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Календарно-тематический поурочный план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | |||
1 | Русская литература и история | 1 |
|
|
Устное народное творчество (2 часа) | ||||
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) | 1 |
|
|
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 |
|
|
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||
4 | "Житие Александра Невского» (фрагменты) | 1 |
|
|
5 | "Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | 1 |
|
|
Из литературы XVIII века (3 часа) | ||||
6 | Д.И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии | 1 |
|
|
7 | Д.И. Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 1 |
|
|
8 | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (урок развития речи 1) | 1 |
|
|
Из литературы XIX века (36 часов) | ||||
9 | И.А.Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года. | 1 |
|
|
10 | К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. | 1 |
|
|
11 | А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) (урок внеклассного чтения 1). | 1 |
|
|
12 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Как реалистический исторический роман. | 1 |
|
|
13 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. | 1 |
|
|
14 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. | 1 |
|
|
15 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | 1 |
|
|
16 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.
| 1 |
|
|
17 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. | 1 |
|
|
18 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» (урок развития речи 2).. | 1 |
|
|
19 | А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча». | 1 |
|
|
20 | А.С.Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества (урок внеклассного чтения 2). | 1 |
|
|
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 |
|
|
22 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 |
|
|
23 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. | 1 |
|
|
24 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы. | 1 |
|
|
25 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (урок развития речи 3). | 1 |
|
|
26 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. | 1 |
|
|
27 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. | 1 |
|
|
28 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» образ Хлестакова. | 1 |
|
|
29 | Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | 1 |
|
|
30 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» (урок развития речи 4). | 1 |
|
|
31 | Н.В.Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». | 1 |
|
|
32 | Н.В.Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». | 1 |
|
|
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. | 1 |
|
|
34 | И.С.Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. (урок внеклассного чтения 3). | 1 |
|
|
35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои. | 1 |
|
|
36 | М.е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического. | 1 |
|
|
37 | Н.С.Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. | 1 |
|
|
38 | Н.С.Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика. | 1 |
|
|
39 | Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои. | 1 |
|
|
40 | Л.Н.Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика. | 1 |
|
|
41 | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого. | 1 |
|
|
42 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (урок развития речи 5) | 1 |
|
|
43 | А.П.Чехов «О любви» (из трилогии) | 1 |
|
|
44 | А.П.Чехов «Человек в футляре» (урок внеклассного чтения 4) | 1 |
|
|
Из русской литературы XX века (21 час) | ||||
45 | И.А.Бунин «Кавказ»: лики любви | 1 |
|
|
46 | А.И.Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви | 1 |
|
|
47 | Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» (урок развития речи 6) | 1 |
|
|
48 | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 |
|
|
49 | А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность | 1 |
|
|
50 | С.А.Есенин «Пугачёв» как поэма на историческую тему | 1 |
|
|
51 | Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина (урок развития речи 7) | 1 |
|
|
52 | И.С.Шмелёв «Как я стал писателем»: путь к творчеству | 1 |
|
|
53 | М.А.Осоргин «Пенсне»:реальность и фантастика | 1 |
|
|
54 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» | 1 |
|
|
55 | Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 5) | 1 |
|
|
56 | М.М.Зощенко «История болезни» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6) | 1 |
|
|
57 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»: человек и война | 1 |
|
|
58 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»:образ главного героя | 1 |
|
|
59 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы | 1 |
|
|
60 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 |
|
|
61 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя | 1 |
|
|
62 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа (урок развития речи 8) | 1 |
|
|
63 | Русские поэты о родине, родной природе (обзор) | 1 |
|
|
64 | Поэты русского зарубежья о родине | 1 |
|
|
65 | Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА | 1 |
|
|
Из зарубежной литературы (4 часа) | ||||
66 | У.Шекспир «Ромео и Джульетта» | 1 |
|
|
67 | Сонет как форма лирической поэзии | 1 |
|
|
68 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (урок внеклассного чтения 7» | 1 |
|
|
69 | В.Скотт «Айвенго» (урок внеклассного чтения 8) | 1 |
|
|
70 | Литература и история в поизведениях, изученных в 8 классе | 1 |
|
|
Планирование практической части
№ урока | тема контрольной, проектной работы и работы по развитию речи | Количество часов |
Уроки внеклассного чтения | ||
11 | А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) (урок внеклассного чтения 1). | 1 |
20 | А.С.Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества (урок внеклассного чтения 2). | 1 |
34 | И.С.Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. (урок внеклассного чтения 3). | 1 |
44 | А.П.Чехов «Человек в футляре» (урок внеклассного чтения 4) | 1 |
55 | Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 5) | 1 |
56 | М.М.Зощенко «История болезни» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6) | 1 |
68 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»(урок внеклассного чтения 7» | 1 |
69 | В.Скотт «Айвенго» (урок внеклассного чтения 8) | 1 |
Уроки развития речи | ||
8 | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (урок развития речи 1) | 1 |
18 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» (урок развития речи 2).. | 1 |
25 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (урок развития речи 3). | 1 |
30 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» (урок развития речи 4). | 1 |
42 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (урок развития речи 5) | 1 |
47 | Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви» (урок развития речи 6) | 1 |
51 | Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина (урок развития речи 7) | 1 |
62 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа (урок развития речи 8) | 1 |
Уроки контроля | ||
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 |
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. | 1 |
41 | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого. | 1 |
48 | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 |
65 | Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
Полухина В. П. и др. Литература. 8 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия) / Под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2014
Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 8кл. — М.: Просвещение, 2014.
Ахмадуллина Р. Г. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2014
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2013
Материально-методическое обеспечение:
1. Мультимедийный компьютер соответствующий техническим требованиям: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
2. Мультимедиа проектор
3. Экран навесной
4. Информационные ресурсы:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Лист корректировки
№
| Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|