1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана:
- в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 28.08.2014 № 47-12136/14-14 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2014-2015 учебный год».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- на основе следующих учебно-методических документов:
Требований ФГОС основного общего образования (19.5.).
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназия.
Методических рекомендаций ККИДППО в 2015-2016 учебном году.
Авторской программы по изобразительному искусству 1-4 классы. Авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Изобразительное искусство»: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: «Вентана – Граф», 2013. – 112с.
С учётом планируемых к использованию учебно-методических комплектов (УМК), включающих в себя авторскую программу по предмету, учебник Савенковой Л.Г. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2-ое изд., дораб. -М.: Вентана-Граф, 2012. – 176с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.
Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
активизацию самостоятельной творческой деятельности;
развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и
народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.
В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).
Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.
Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.
Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в
том числе создаваться их собственными силами, их руками.
Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, — географические, национальные, культурно-исторические.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) — требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.
Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.
Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.
Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания
ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.
Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.
2.Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию
(один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
2 класс. Дети знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача — расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и
овладение навыками работы новыми художественными материалами.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Освоение человеком пространства земли. Пространство в природе в разное время года. Я в пространстве. Предмет в среде. Элемент в архитектуре. Архитектура в природном пространстве.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Творение формы в природе. Формообразование в архитектуре. Изменение архитектурных форм в разные периоды истории.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве и окружающей действительности. Выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова.
Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры.
Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сфеpax искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.
3.Описание учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: во 2 классе - 34 учебных недели (34 часа в год).
№ п/п | Разделы, темы. | Авторская программа | Рабочая программа |
I | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму. | 17 | 17 |
| 1.Тема Работа на плоскости | - | 10 |
| 2.Тема Работа в объёме и пространстве | - | 4 |
| 3.Декоративно—прикладная деятельность | - | 3 |
II | Развитие фантазии и воображения. | 11 | 11 |
| 1.Тема Работа на плоскости | - | 3 |
| 2.Тема Работа в объёме и пространстве | - | 4 |
| 3.Декоративно—прикладная деятельность | - | 4 |
III | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | 6 |
| Итого: | 34 | 34 |
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):
воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
совершенствование индивидуальных способностей;
формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство».
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и
выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных
учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов; сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание
природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.); сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• духовные начала личности и целостная картина мира;
• основы художественной культуры;
• понимание роли искусства в жизни человека;
• представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
• потребность в творческом проявлении;
• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
• способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
• понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция, перспектива, контраст, линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
6.Содержание учебного предмета.
2 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста п нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности.
Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств деко- ративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций — карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
7.Тематическое планирование.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащегося |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | ||
1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение | Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные)», «Кто заблудился в лесу», «По дороге с облаками», «Дождик», «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется». Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения | Работа на плоскости..Выполнять. работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур |
2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму | Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения |
3. Зависимость цветовой гаммы от темы | Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» | Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению |
4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе |
5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни | Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер |
6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы | Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание |
7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет | В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния) |
8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы | Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы» | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры |
9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде | Художник-архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу» | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека |
10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа | Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», «Природа насторожилась перед грозой», «Прозрачный воздух ранней весной», «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха) | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция) |
11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) | Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла» | Работа в объёме и пространстве Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты |
12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм | Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки | Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте |
13. Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция | Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька» | Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику |
14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве | Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники» | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования |
15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства | Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь | Декоративно-прикладная деятельностьИспользовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация |
16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве | Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание рисунка для изразца — яркий, весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме — шапочек, новогодних игрушек | Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна) |
17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве | Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун» | Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | ||
1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения | Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной» | Работа на плоскостиСоздавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями |
2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха | «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений, реальных событий из жизни) | Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.Сочинять и иллюстрировать свои былины.Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях |
3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы | Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» (волшебные превращения пространств) | Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки |
4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте | Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам) | Работа в объёме и пространствеСоздавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека. Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола |
5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса | Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения» | Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе |
6. Создание икебаны с использованием природных материалов | Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)» | Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах |
7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции | Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке» | Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев |
8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов | Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» | Декоративно-прикладная деятельностьКонструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении |
9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах | Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др. | Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы |
10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция | Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти» | Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.Осваивать техники аппликации и бумажной пластики. Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом |
11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением | Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга» | Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | ||
1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства | Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу). Коллективный проект «Архитектура моего города» | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира |
2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины | Средства художественной выразительности. Э. Мане, О. Ренуар, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. Встреча с художником (в мастерской, в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдение за работой художника над картиной, наброском, эскизом | Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета). Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни |
3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве | Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д. Поленов, И.Ф. Хруцкий, С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, М.С. Сарьян, И.И. Левитан, К.А. Коровин, В.Ф. Стожаров | Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых) |
4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования | Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич | Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам |
5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России | Красота произведений декоративно-прикладного искусства | Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки |
6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем | Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи, графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другим видам искусства (музыка, театр) | Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника» |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные средства обучения
Интегрированная программа четырёхлетней начальной школы по изобразительному искусству. Автор: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская , - М: Вентана-Граф, 2012г.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2013;
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, — М. : Вентана-Граф, 2013;
Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.
Интернет-ресурсы.
1. Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа: http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа: http://www. pedsovet.ru
Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (СD-RОМ).
2. Большая электронная энциклопедия (СD-RОМ ).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD-RОМ ).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийная (интерактивная) доска.