Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 6 класса создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе примерных программ по ИЗО 5-9 классы. «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011 года и на основе ООП ООО МБОУ «Александровская СОШ».
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачами курса являются:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного искусства» на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты изучения курса ИЗО в 6 классе.
В процессе обучения ученик 6 класса | |
научится | получит возможность научиться |
Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». | |
-Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. -Иметь представление о роли художественного материала в построении художественного образа. -Различать виды рисунков по их целям и художественным задачам. -Овладевать начальными навыками рисунка с натуры, размещения рисунка в листе. -Представлять выразительные возможности линии. – -Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. -Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) -Объяснять значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет; объяснять воздействие цвета на человека. -Сравнивать цветовые пятна по тону, смешивать краски, получать различные оттенки цветов. – -Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет, «колорит». -Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. -Осваивать простые навыки в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами. | -Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. -Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. -Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам. – -Рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. -Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. -Называть линейные графические рисунки известных художников. -Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). -Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. -Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. -Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. -Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. -Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. -Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. |
Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт». | |
-Рассуждать, о роли воображения и фантазия в художественном творчестве и в жизни человека. -Различать разные способы изображения предметов (знаковых, плоских, объёмных и т.д.). -Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. -Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. -Называть основные геометрические фигуры и геом. объёмные тела. -Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. -Создавать линейные изображения геом. тел и натюрморт с натуры геом. тел. -Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс, падающая тень). -Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. -Различать графические техники. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. – -Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. -Выбирать и использовать различные худ. материалы для передачи собственного худ. замысла при создании натюрморта. | -Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. -Выделять композиционный центр в собственном изображении. -Получать навыки художественного изображения способом аппликации. -Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геом. фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт). -Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. -Определять понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а также использовать их в рисунке. -Характеризовать освещение как важнейшее выразит. средство ИЗО, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. -Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. -Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. -Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой худ. культуре. |
Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». | |
-Понимать изменчивость образа человека в истории. -Называть имена нескольких великих художников-портретистов. -Понимать и объяснять роль пропорций. -Изображать голову человека в процессе творческой работы. -Представлять индивидуальные особенности при общих закономерностях строения головы человека. – -Воспринимать скульптурный портрет. Называть великих скульпторов-портретистов. -Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. -Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. -Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. -Создавать различными материалами портрет в цвете. -Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров-портретистов. -Создавать портретный образ близкого человека (автопортрет). -Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века. | -Различать виды портрета (парадный и лирический). -Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. -Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. -Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. -Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. -По-новому видеть индивидуальность человека. -Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. -Видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. -Видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. -Анализировать цветовой строй произведений как средство создания худож. образа. -Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. – -Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. -Приводить примеры известных портретов отечественных художников. -Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. |
Раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». | |
-Называть и различать жанры в изобразительном искусстве. -Различать способы изображения пространства, представлять перспективу как средство выражения в ИЗО разных эпох. -Изображать перспективные сокращения в зарисовках наблюдаемого пространства. -Объяснять понятия: «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». -Изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и воздушной перспективы. -Различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. -Передавать в цвете состояние природы и настроения человека. -Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины. -Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа. -Создавать пейзажные зарисовки. -Представлять взаимосвязь реальной действительности и её худож. отображения, её претворения в худ. образ. | -Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. -Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. -Объяснять правила воздушной перспективы. -Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. -Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории ИЗО. -Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. -Получать представление о произведениях графического пейзажа, о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. -Рассуждать о месте и значении ИЗО в культуре, в жизни общества, в жизни человека. -Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе худ. культуры зрителя. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6 класс (35часов)
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. | 12 |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 7 |
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.
Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево о др. Основы языка изображения.
Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт».
Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт.натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы.изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.
Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».
Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции.изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие портретисты.
Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника. Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Изображение сатирических образов литературных героев, создание дружеских шаржей.
Подготовка докладов и рефератов; презентация работ-портретов; оформление своих творческих работ.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, работу в парах, групповую работу, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе.
№ урока п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Количество часов | Сроки | |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
| |||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. | Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам. | 1 |
| |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | Рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. | 1 |
| |
3 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Называть линейные графические рисунки известных художников. | 1 |
| |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. | 1 |
| |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. | 1 |
| |
6 | Цвет в произведениях живописи. | Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. | 1 |
| |
7 | Объёмные изображения в скульптуре | Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. | 1 |
| |
8 | Основы языка изображения | Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. | 1 |
| |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.) | |||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Работа в группе. | 1 |
| |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (кухонной утвари) с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе (в технике аппликации). | 1 |
| |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геом. фигур. Изображение с натуры силуэтов двух-трёх кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. | 1 |
| |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел. | 1 |
| |
13 | Освещение. Свет и тень | Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIII веков. Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел с боковым освещением. Изображение (набросок) натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного. | 1 |
| |
14 | Натюрморт в графике. | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Выполнение графического натюрморта. | 1 |
| |
15 | Цвет в натюрморте. | Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный и т.д.) Работа в паре. | 1 |
| |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | Узнавать историю развития жанра натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. Создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» («натюрморт как рассказ о себе»). | 1 |
| |
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.) | |||||
17 | Образ человека – главная тема искусства. | Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве. Рассказывать о своих художественных впечатлениях. | 1 |
| |
18 | Конструкция головы человека и её пропорции. | Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Выполнение портрета в технике аппликации. | 1 |
| |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Зарисовки объёмной конструкции головы. | 1 |
| |
20-21 | Портрет в скульптуре. | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Создание портрета литературного героя с ярко выраженным характером. | 2 |
| |
22 | Графический портретный рисунок. | Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника. | 1 |
| |
23 | Сатирические образы человека. | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. | 1 |
| |
24 | Образные возможности освещения в портрете. | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. Выполнение набросков головы в различном освещении. | 1 |
| |
25-26 | Роль цвета в портрете | Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Создание портрета знакомого человека или литературного героя. Работа в паре. | 2 |
| |
27 | Великие портретисты прошлого. | Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). | 1 |
| |
28 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой. Выставка лучших работ класса. Посещение музея. | 1 |
| |
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.) | |||||
29 | Жанры в изобразительном искусстве. | Объяснять, как изучение развития жанра в изобразитель.искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра. Мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. | 1 |
| |
30 | Изображение пространства. | Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в ИЗО как выражении различных мировоззренческих смыслов. Наблюдать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов. Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. | 1 |
| |
31 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях ИЗО. Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | 1 |
| |
32 | Пейзаж – большой мир. | Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь к реке» и т.д. | 1 |
| |
33 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. | Получать представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи; об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Создание пейзажа на передачу состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.), или создание композиционного живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины». | 1 |
| |
34 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Итоговое тестирование. | Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок; навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Создание графической работы на тему «Весенний пейзаж», или создание городского пейзажа «Наш город», «Улица моего детства». | 1 |
| |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Рассуждать о месте и значении ИЗОв культуре, в жизни общества, в жизни человека. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе худ.культуры зрителя. Участие в беседе о выразительных возможностях ИЗО, участие в выставке творческих работ. | 1 |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство».
1. Учебный методический комплекс.
- Рабочие программы «Изобразительное искусство 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011г.
Учебники
- Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012 г.
Пособие для обучающихся:
- Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва «Просвещение» 2012 г.
Пособие для учителя (методическая литература):
- О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству 6 класс. Москва «ВАКО» 2011 г.
- З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. 1-8 классы. Волгоград. 2009 г.
- С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. 1-6 классы. Волгоград. 2009 г.
- И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 классы. Москва «Просвещение», 2013 г.
- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. «Дрофа» 1995 г.
2. Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru
Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm
http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
http://www.artsait.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
shkola-abv.ru
myshared.ru/theme/prezentatsiya
uchportal.ru
kartrud12.ucoz.ru
учебныепрезентации.рф/izo.html
nachshkola.ucoz.com/load/
urshschool.ucoz.ru/load/
tvormena.jimdo.com›Методическая копилка›ИЗО
proshkolu.ru
infourok.ru
school48kirov.ucoz.ru
metod-kopilka.ru
3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования (овощи, фрукты)
Тела геометрические (конус, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, керамические вазы и др.)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.