Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «___Музыка_» для __8__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;
Сборник рабочих программ «Музыка» 5-7 классы Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Москва «Просвещение»2011г.учебника Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской ,Кашекова И.Э.Искусство 8-9 класс
ООП ООО (ООП НОО) МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение музыки в____8__ классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю и использовался учебно- методический комплект:
1.3.1. для учителя: Сборник рабочих программ «Музыка» 5-7 классы Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Москва «Просвещение»2011г,Учебника Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской ,Кашекова И.Э.Искусство 8-9 класс.
1.3.2. для обучающихся: . Г.П.Сергеева,Е.Д. Критская «Музыка» 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 3-е изд. Москва «Просвещение» 2014
1.3.3. электронные ресурсы:
1.http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2.1. Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
2.2.Метапредметные
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
2.2.1 Познавательные
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
2.2.2 Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2.3. Предметные:
2.3.1. Ученик научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
2.3.2. Ученик получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
3.Содержание учебного предмета
Раздел и Тема 1 полугодия: « Классика и современность»
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления о музыкальном искусстве. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.).
РК.Ульяновский драматический 2- часа, Филармония- центр культурной жизни –2 часа
Раздел и Тема 2 полугодия: « Традиции и новаторство в музыке»
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках.Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
РК.Народные инструменты в быту и на сцене-1 час, Исполнители Ульяноской области -2 часа
4. Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Кол-во практических работ (лабораторных) | Количество контрольных работ (итоговых тестов) |
1 | Классика и современность | 16 | 2 | 1 |
2. | Традиции и новаторство в музыке | 18 | 2 | 1 |
| Итого | 34 | 4 | 2 |
Элементы регионального компонента по учебному предмету «Музыка»
№ урока | Тема урока | Элементы компонента |
1,2,6 | Классика и современность В музыкальном театре.Опера В музыкальном театре. Балет | Исследование строения музыкальных произведений на примере произведений композиторов Ульяновска |
19,23-30 | Традиции и новаторство в музыке | Знакомство с традициями и новаторством на примере музыкальных произведений композиторов Ульяновска и исполнителей |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «__Музыка_»___8_ класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ Урока | Тема урока | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения 8 | Корректировка даты | |
по плану | фактически | |||||
1 | Глава/Раздел Классика и современность ( 16 часов)
Классика в нашей жизни |
|
презентация: "Классика в современной обработке» |
04.09 |
|
|
2
| В музыкальном театре. Опера |
| сообщение "Оперные режиссеры, дирижеры, певцы" | 11.09 |
|
|
3
| В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». |
| пение тем-мелодий из оперы "Князь Игорь" | 18.09 |
|
|
4
| Опера «Князь Игорь». Опера«КнязьИгорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. |
| средства музыкальной выразительности образа половцев | 25.09 |
|
|
5
| Балет «Ярославна» Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва |
| пение мелодий из балетов русских композиторов | 02.10 |
|
|
6
| Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви |
| пение мелодий из мюзиклов и рок-опер | 09.10 |
|
|
7
| Музыка к драматическому спектаклю«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» |
| пение мелодий из мюзикла "Ромео и Джульетта". Ж. Пресгурвика | 16.10 |
|
|
8
| Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа Музыка-это огромный мир, окружающий человека… |
|
| 23.10 |
|
|
9
| "Пер Гюнт". Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена |
| средства музыкальной выразительности каждой части | 13.11 |
|
|
10 | Музыка в кино Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец» |
| Мини-проект" Роль музыки в кино | 20.11 |
|
|
11
| «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта» |
| мини-проект "Романтические черты музыки Ф. Шуберта" | 27.11 |
|
|
12
| Симфония № 5 П. И. Чайковского | Защита проекта | словарь музыкальных терминов | 04.12 |
|
|
13
| Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева |
| Слушание произведения, дирижирование фрагментами каждой части симфонии С. Прокофьева | 11.11 |
|
|
14
| Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа | Контрольная работа ( Итоговое тестирование)
| Учить песню, слушать музыку | 18.11 |
|
|
15
| Анализ контрольной работы. |
| Учить песню, слушать музыку | 25.11 |
|
|
16
| Заключительный концерт. |
|
|
|
|
|
17
| Глава/Раздел Традиции и новаторство в музыке ( 18 часов) И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля.
|
|
Доклад к теме
|
15.01 |
|
|
18
| «Порги и Бесс» |
| презентация | 22.01 |
|
|
19
| Опера «Порги и Бесс» |
| Слушать фрагменты из оперы, пение мелодий из оперы "Порги и Бесс | 29.01 |
|
|
20
| Опера «Кармен» |
| презентация "О чем может рассказать увертюра к опере" | 05.02 |
|
|
21 | Опера «Кармен» |
| описание музыкального образа Кармен | 12.02 |
|
|
22
| Портреты великих исполнителей. Е. Образцова |
| Фото Елены Образцовой в ролях оперных персонажей | 19.02 |
|
|
23
| Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.
|
| пение тем Кармен и Хосе | 26.02 |
|
|
24
| Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая |
| фото Майи Плисецкой в ролях балетных персонажей | 05.03 |
|
|
25
| Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке». Контрольная работа |
| Учить песню | 12.03 |
|
|
26
| Анализ контрольной работы. Заключительный концерт. |
|
|
|
|
|
27
| Современный музыкальный театр |
| Видеофрагменты современного балета | 02.04 |
|
|
28 | Великие мюзиклы мира |
| пение мелодий из мюзиклов | 09.04 |
|
|
29
| Классика в современной обработке |
| коллекция классических произведений в современной обработке | 16.04 |
|
|
30 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») |
| сообщение о музее "А музы не молчали" | 23.04 |
|
|
| ||||||
31 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») |
| сценарий вечера, посвященного песням о войне
| 30.04 |
|
|
| ||||||
32
| Музыка в храмовом синтезе искусств Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.«О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.Свет фресок Диониссия-миру(«Фрески Диониссия»). Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам(«Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин. | защита проектов | сообщение "Музыка, сопровождающая богослужения в разных религиях" | 07.05 |
|
|
33
| Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа |
итоговый тест
| Учить песню | 14.05 |
|
|
34 | Анализ контрольной работы Заключительный концерт |
|
| 21.05 |
|
|
21
Контрольно- измерительные материалы
(прикладывается текст с заданием и критерии оценивания работы)
Основными формами контроля являются:самостоятельная работа, работа по карточке, тест, практическая работа (исполнить песню).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса в форме итогового творческого проекта 2 раза в год.Тестирование проходит 1 раз в четверти по теме «Классика и современность» и
“ Традиции и новаторство в музыке ”
.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по музыке:
Система оценки и виды контроля
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности ,умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных с одной стороны , позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
В 8 классе учащиеся по выбору создают и защищают проект:
Музыкальная культура родного края.
Музыкальный театр: прошлое и настоящее.
Современная популярная музыка: любимые исполнители
Музыка народов мира.
Песни, которые пели бабушки и дедушки.
Знаменитые исполнители родного края
Музыкальные традиции моей семьи
На защиту проектов учащемуся отводится не более 7 минут.
Критерии оценивания защиты творческого проекта по музыке
Критерии | Баллы |
1.Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта | 1-5 |
2.Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы – практической, исследовательской, информационной,
| 1-5 |
3.Логичность и законченность работы | 1-5 |
4.Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта | 1-5 |
5.Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.
| 1-5 |
6.Оформление работы | 1-5 |
Итого | 30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов:
Оценка | Количество баллов |
«Удовлетворительно» | 13-18 |
«Хорошо» | 19-24 |
«Отлично» | 25-30 |
Контрольные тесты для 8 класса
Сроки проведения: конец четверти.
Цель проведения: определение уровня знаний, умений, навыков обучающихся по предмету «Музыка» образовательной области «Искусство».
Форма проведения: входной тест - зачёт.
Структура контрольной работы: зачёт состоит из теоретического материала
Основные содержательные разделы по предмету «Музыка», включённые в задания зачёта: темы : Музыка как вид искусства, Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.,Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв., Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв., Народное музыкальное творчество, Значение музыки в жизни человека, изученные в 7 классе.
Перечень проверяемых ЗУН:
Знать/понимать: - жанры музыки (вокальные, инструментальные);
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
- особенности группирования музыкальных инструментов.
Уметь: - определять основные жанры музыки,
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации,
записывать термины,
продолжать осваивать нотную грамоту.
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом: ЗАЧЁТ (10-5 баллов)
Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл
Время выполнения зачёта: на выполнение работы отводится 40 мин.
Самооценка:
- зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)
– жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)
– красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)
Тест по теме : « Классика и современность»
1 вариант
Как называется музыкально-сценический жанр, в котором актёры выражают свои эмоции и чувства при помощи танца, движения, мимики?
балет
симфония
опера
Как называется музыкально-сценический жанр, в котором актёры выражают свои эмоции и чувства при помощи пения?
балет
симфония
опера
Как называется оркестровое вступление к балету, опере, кинофильму?
увертюра
ария
дивертисмент
Как называется сольный фрагмент оперы?
дуэт
хор
ария
Как называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-х) для симфонического оркестра?
балет
симфония
опера
Определите правильный порядок тем в сонатной форме_________________________________________________
кода
вступление
реприза
экспозиция
разработка
Для какого музыкального инструмента было написано большинство произведений И.С.Баха?
скрипка
флейта
орган
Какие темы воплощались в большинстве музыкальных произведений Л.Бетховена?
комические
темы борьбы и победы
сказочно-фантастические
9.Назовите самый демократичный жанр музыкального искусства-
а. песня
b. танец
с. марш
10.Назовите особенности маршевой музыки
а. плавность, певучесть
b. подвижность, лёгкость
с. энергичность, чёткость
Контрольный тест
2 вариант
1.Как называется музыкально-сценический жанр, в котором актёры выражают свои эмоции и чувства при помощи танца, движения, мимики?
a. балет
b. симфония
c. опера
2. Как называется музыкально-сценический жанр, в котором актёры выражают свои эмоции и чувства при помощи пения?
a. балет
b. симфония
c. опера
3.Как называется оркестровое вступление к балету, опере, кинофильму?
a. увертюра
b. ария
c. дивертисмент
4.Как называется сольный фрагмент оперы?
a. дуэт
b. хор
c.ария
5.Как называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-х) для симфонического оркестра?
a. балет
b.симфония
c.опера
6.Определите правильный порядок тем в сонатной форме_________________________________________________
кода
вступление
реприза
экспозиция
разработка
7. Мюзикл - это:
a. песня без слов
b. песня без инструментального сопровождения
c. джазовые ритмы
d. развлекательное представление в современных ритмах
8.Какие темы воплощались в большинстве музыкальных произведений Л.Бетховена?
a. комические
b. темы борьбы и победы
c. сказочно-фантастические
9.Назовите самый демократичный жанр музыкального искусства-
а. песня
b. танец
с. марш
10.Назовите особенности танцевальной музыки
а. плавность, певучесть
b. подвижность, лёгкость
с. энергичность, чёткость
Ответы на тесты для 8 класса
Четверть1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | с | а | с | b | bdtca | c | b | a | c |
Четверть 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | с | а | с | b | eghfd | d | b | a | b |
Итоговый тест 8 класс
1 вариант
Итоговый тест по музыке для 8 класса состоит из 45 вопросов. Тест содержит: вопросы на выбор одного ответа, вопросы на множественный выбор, вопрос на сопоставление. Зачёт считается сданным, если обучающийся ответил на 45-21 вопрос правильно. Работа рассчитана на 40 минут.Проводится на последнем уроке четверти в учебном году.
1.Какой струнный инструмент бывает русским, гавайским и испанским?
а) скрипка
б) мандолина
в) гитара
2.Найди инструменты симфонического оркестра: (3)
а) туба
б) балалайка
в) арфа
г) домра
д) виолончель
3.Какой инструмент входит в группу деревянных-духовых инструментов?
а) альт
б) виолончель
в) флейта
4. Низкий женский певческий голос.
а) тенор
б) меццо-сопрано
в) контральто
5.Кто руководит симфоническим оркестром?
а) балетмейстер
б) дирижер
в) режиссёр
6. Как называется певческий коллектив певцов, если в него входит более 12 человек?
а) оркестр
б) ансамбль
в) хор
7. Как называется коллектив музыкантов из четырёх человек?
а) трио
б) квинтет
в) квартет
8. Как называется коллектив музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров.
а) симфонический оркестр
б) эстрадный оркестр
в) духовой оркестр
9. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»?
а) прелюдия
б) рондо
в) соната
10.Как называется часть песни, которая повторяется?
а) запев
б) припев
в) куплет
11.Циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей, объединённых общим замыслом и образующих связное целое.
а) вокальный цикл
б) сюита
в) программная музыка
12.Какие виды из перечисленных музыкальных произведений относятся к вокальным? (3)
а) опера
б) вокализ
в) этюд
г) романс
д) соната
13.Какие жанры музыки относятся к камерным произведениям? (2)
а) симфония
б) этюд
в) оперетта
г) соната
д) кантата
14. Инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении и для небольшого состава исполнителей.
а) камерная музыка
б) программная музыка
в) хоровая музыка
15. Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?
а) былины
б) сказки
в) загадки
16. Песня без слов, на гласный звук – это
а) а капелла
б) вокализ
в) романс
17. Музыкальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, основанное на народных мотивах.
а) вокализ
б) рапсодия
в) увертюра
18. Музыкально-драматическое произведение, объединяющее в себе все виды музыки и театрального действия.
а) опера
б) симфония
в) оратория
19. Как называется народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.
а) соната
б) романс
в) баркарола
20.Музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты, балета и эстрадной музыки.
а) сюита
б) рок - опера
в) мюзикл
21.Что означает а, капелла?
а) пение без слов
б) пение с сопровождением
в) пение без сопровождения
22.Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса?
а) ансамбль
б) капелла
в) аккомпанемент
23.Как называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения?
а) импровизация
б) интерпретация
в) композиция
24.Остановка, перерыв звучание на определенную длительность в одном, нескольких или во всех голосах музыкального произведения.
а) пауза
б) фермата
в) канон
25.Что обозначает слово «форте»?
а) быстро
б) громко
в) тихо
26.Одно из средств музыкальной выразительности, основанное на объединении тонов в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении.
а) гармония
б) фактура
в) динамика
27.Неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии.
а) консонанс
б) диссонанс
28. Сопоставь названия средств музыкальной выразительности с его определением:
1) скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени,
2) временная организация музыки. Упорядоченное чередование звуков различной длительности.
3) сила звука, степень громкости обозначается определенными знаками: р , f и т.п.
4) окраска звука, голоса или инструмента.
а) ритм
б) темп
в) динамика
г) тембр
_____________________________________
29. Стиль, сочетающий в себе элементы джаза и симфонической музыки.
а) классицизм
б) романтизм
в) симфоджаз
30. Духовная песня (молитва) американских негров (афроамериканцев).
а) спиричуэл
б) блюз
в) регтайм
31. Какими знаками записывается музыка?
а) буквами
б) цифрами
в) нотами
32. Каким, словом итальянского происхождения называют краткое изложение оперы и балета?
а) сценарий
б) либретто
в) сюжет
33. Кто из композиторов является основоположником русской классической музыки?
а) П. Чайковский
б) М. Глинка
в) А. Бородин
34. Кого из великих композиторов называли «Титаном» венского классицизма?
а) И. Гайдн
б) В. Моцарт
в) Л. Бетховен
35. Австрийский композитор 19 века, крупный представитель Романтизма, за свою короткую жизнь, написал более 600 песен. Является создателем нового типа песен – песен-баллад.
а) В.Моцарт
б) Ф. Шуберт
в) И. Штраус
36. Великий польский композитор и пианист. Основоположник польской классической музыки.
а) М. Огинский
б) Ф. Шопен
в) М. Равель
37.Кого из этих композиторов назвали «отцом» (создателем) симфонии?
а) Й. Гайдн
б) В. Моцарт
в) Л. Бетховен
38.Какому жанру музыки посвятил все свое творчество Дж. Верди?
а) симфония
б) опера
в) балет
39. В основу опер многих русских композиторов легли произведения А.С.Пушкина. Сюжет какой оперы не является Пушкинским?
а)«Руслан и Людмила»
б)«Снегурочка»
в)«Борис Годунов»
40. П. Чайковского считают новатором в области балетной музыки
Сколько балетов создал П.И. Чайковский?
а) 1
б) 3
в) 8
41.У кого из русских композиторов опера занимает основное место в творчестве. Из 15 опер, 9 на сказочные темы?
а) С. Прокофьев
б) М. Мусоргский
в) Н. Римский - Корсаков
42.Кто автор балета «Лебединое озеро»?
а) С. Прокофьев
б) М. Глинка
в) П. Чайковский
43.Кто из композиторов в годы Великой отечественной войны написал знаменитую симфонию №7, под названием «Ленинградская»?
а) С. Свиридов
б) С. Прокофьев
в) Д. Шостакович
44.Какое зоологическое название дали известному американскому мюзиклу Э.Л. Уэббера?
а) «Тигры»
б) «Кошки»
в) «Пантеры»
45. Какая страна являлась ведущей в музыкальной культуре эпохи Классицизма?
а) Италия
б) Австрия
в) Россия
Итоговый тест
2 вариант
1.Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки?
а) скрипка
б) баян
в) арфа
2.Найди инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра? (2)
а) арфа
б) труба
в) балалайка
г) баян
д) фагот
3.Найди клавишно-духовой инструмент.
а) скрипка
б) фортепиано
в) баян
4. Высокий женский певческий голос.
а) сопрано
б) баритон
в) контральто
5.Кто является руководителем хора и оркестра?
а) балетмейстер
б) дирижер
в) режиссёр
6. Как называется певческий коллектив певцов, если в него входит менее 12 человек?
а) трио
б) ансамбль
в) хор
7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
а) хор
б) ансамбль
в) оркестр
8. Как называется небольшой джазовый ансамбль из 4-5 музыкантов?
а) свинг
б) биг-бенд
в) диксиленд
9.О какой форме музыки идет речь? Музыкальная форма, основанная на противопоставлении двух тем. Состоит из трех основных разделов экспозиции, разработки и репризы, возможны вступление и кода.
а) форма рондо
б) вариационная форма
в) сонатная форма
10.Оркестровое вступление к опере или балету?
а) прелюдия
б) увертюра
в) кода
11 .Ряд песен, связанных единством образно-художественного замысла. В классической музыке от 3-4 романсов или песен до 20 и более.
а) вокальный цикл
б) сюита
в) сонатный цикл
12.Какие виды из перечисленных музыкальных произведений относятся к вокальным? (3)
а) токката
б) кантата
в) ария
г) прелюдия
д) вокализ
13.Какие жанры музыки относятся к камерным произведениям?(3)
а) опера
б) прелюдия
в) оратория
г) соната
д) этюд
14.Как называется торжественная государственная песня?
а) ода
б) гимн
в) кант
15.Какой танец раньше было принято танцевать с кинжалами?
а) полонез
б) польку
в) лезгинку
16.Лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
а) вокализ
б) серенада
в) ноктюрн
17.Камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента (рояля, гитары ...) или камерного ансамбля?
а) кантата
б) романс
в) хорал
18.Музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.
а) оратория
б) оперетта
в) рок – опера
19.Как называется произведение траурного, скорбного характера?
а) серенада
б) баллада
в) реквием
20.Музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
а) опера
б) балет
в) симфония
21. Каким словом обозначается пение без сопровождения?
а) а капелла
б) вокализ
в) серенада
22. Как называется музыкальное сопровождение песен?
а) этюд
б) фантазия
в) аккомпанемент
23. Каким термином обозначается повтор музыки.
a) пауза
б) реприза
в) форте
24. Ведущий певец, исполняющий запев хоровой песни.
а) вокалист
б) запевала
в) бас
25. Что обозначает слово «пиано»?
а) быстро
б) громко
в) тихо
26. Взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой.
а) гармония
б) фактура
в) лад
27. Слитное, согласованное, одновременное звучание различных тонов; в музыке - один из важнейших элементов гармонии.
а) консонанс
б) диссонанс
28. Сопоставь названия средств музыкальной выразительности с его определением:
1) временная организация музыки. Упорядоченное чередование звуков различной длительности.
2) сила звука, степень громкости обозначается определенными знаками: р , f и т.п.
3) окраска звука, голоса или инструмента.
4) скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени.
а) ритм
б) темп
в) динамика
г) тембр
_______________________________________________________
29. Условное наименование различных музыкально - творческих течений 20 века,
сторонники которого стремились к радикальным изменениям.
а) классицизм
б) импрессионизм
в) модернизм
30. Вид музыкального искусства, возникший в конце 19 — начале 20 вв., в США, в
результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
а) джаз
б) симфоджаз
в) авангардизм
31. Сколько всего линеек в нотной строке?
а) три
б) четыре
в) пять
32. Что включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы.
а) фольклор
б) опера
в) хор
33. Кто из русских композиторов был одним из великих пианистов мира?
а) С. Рахманинов
б) А. Скрябин
в) М. Балакирев
34. Кого из композиторов называли «Королём - вальса».
а) Ф. Шопен
б) И. Штраус
в) Ф. Шуберт
35. Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом.
В детстве его называли «Чудо-ребёнком»?
а) В.Моцарт
б) Ф. Шуберт
в) И. Штраус
36. Советский композитор, выдающийся симфонист, оказавший значительное влияние на
развитие мировой музыкальной культуры.
а) Д Кабалевский
б) Д. Шостакович
в) И. Дунаевский
37. Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы.
Написал оперу «Риголетто»
а) Й. Гайдн
б) В. Моцарт
в) Дж. Верди
38. В каком жанре М.Валеев написал музыкальное произведение «Хакмар»?
а) опера
б) балет
в) мюзикл
39. В основу опер многих русских композиторов легли произведения А.С.Пушкина.
Какой сюжет принадлежит Пушкину?
а) «Садко»
б) «Снегурочка»
в) «Борис Годунов»
40. Сколько всего опер написал первый русский композитор М. И. Глинка?
а) 1
б) 2
в) 15
41. Какой великий русский композитор написал всего три балета, но считается новатором в области балетной музыки?
а) А. Бородин
б) П. Чайковский
в) А. Скрябин
42. Кто из русских композиторов сочинил знаменитый романс «Весенние воды» на стихи
Ф.И.Тютчева?
а) С. Рахманинов
б) А. Алябьев
в) Н. Римский – Корсаков
43. Кто из башкирских композиторов написал первую башкирскую оперу «Хакмар»?
а) М.Валеев
б) Р.Газизов
в) М.Ахметов
44. Какая птичка вьётся «между небом и землёй» в знаменитом романсе М. И. Глинки на стихи Н. В. Кукольника?
а) «Соловей»
б) «Жаворонок»
в) «Аист»
45. Город, ставший центром музыкальной культуры в эпоху Классицизма.
а) Бонн
б) Рим
в) Вена
Ответы на итоговый тест 8 класс
1 вариант
1 | в |
2 | авд |
3 | в |
4 | в |
5 | б |
6 | в |
7 | в |
8 | в |
9 | б |
10 | б |
11 | в |
12 | абг |
13 | бг |
14 | а |
15 | а |
16 | б |
17 | б |
18 | а |
19 | в |
20 | в |
21 | а |
22 | в |
23 | а |
24 | а |
25 | б |
26 | а |
27 | б |
28 | 1б2а3в4г |
29 | в |
30 | а |
31 | в |
32 | б |
33 | б |
34 | в |
35 | б |
36 | б |
37 | а |
38 | б |
39 | б |
40 | б |
41 | в |
42 | в |
43 | в |
44 | б |
45 | б |
вариант 2
1 | в |
2 | вг |
3 | в |
4 | а |
5 | б |
6 | в |
7 | в |
8 | б |
9 | в |
10 | б |
11 | а |
12 | бвд |
13 | бгд |
14 | б |
15 | в |
16 | б |
17 | б |
18 | б |
19 | в |
20 | а |
21 | а |
22 | в |
23 | а |
24 | б |
25 | в |
26 | а |
27 | а |
28 | 1а 2в 3г 4б |
29 | б |
30 | а |
31 | в |
32 | а |
33 | а |
34 | б |
35 | а |
36 | б |
37 | в |
38 | а |
39 | в |
40 | а |
41 | б |
42 | а |
43 | а |
44 | б |
45 | в |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуренская средняя школа
«Рассмотрено» на методическом совете школы Руководитель МС: _____/______________/ Протокол № 1 от ____.08.2020 | «Согласовано» зам.директора по УВР ________/Н.А.Каравашкина/ ______.08.2020 | «Утверждаю» директор школы ___________/Н.В.Кузина/ Приказ № ___ от___.___.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета | Музыка
|
Класс 8 |
|
Общее образование | Основное |
ФИО учителя | Царева Наталья Валентиновна |
Срок реализации | 2020-2021 учебный год |
Количество часов всего/в неделю | 1 час в неделю. Всего 34 часа в год |
Рабочую программу составила: __________/__Н.В.Царева
Лист корректировки календарно-тематического планирования на 2020-2021 учебный год
Класс: _8_____
Предмет: ___Музыка____________________
Учитель: __Н.В.Царева____________________________________
№ урока | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
План | Факт | ||||
1 | Классика в нашей жизни |
|
|
|
|
2 | В музыкальном театре. Опера |
|
|
|
|
3 | В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». |
|
|
|
|
4 | Опера «Князь Игорь». Опера«КнязьИгорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. |
|
|
|
|
5 | Балет «Ярославна» Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва |
|
|
|
|
6 | Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви |
|
|
|
|
7 | Музыка к драматическому спектаклю«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» |
|
|
|
|
8 | Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа Музыка-это огромный мир, окружающий человека |
|
|
|
|
9 | "Пер Гюнт". Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена |
|
|
|
|
10 | Музыка в кино Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец» |
|
|
|
|
11 | «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта» |
|
|
|
|
12 | Симфония № 5 П. И. Чайковского |
|
|
|
|
13 | Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева |
|
|
|
|
14 | Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа |
|
|
|
|
15 | Анализ контрольной работы |
|
|
|
|
16 | Заключительный концерт. |
|
|
|
|
17 | И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля |
|
|
|
|
18 | «Порги и Бесс» |
|
|
|
|
19 | «Порги и Бесс» |
|
|
|
|
20 | Опера «Кармен» |
|
|
|
|
21 | Опера «Кармен» |
|
|
|
|
22 | Портреты великих исполнителей. Е. Образцова |
|
|
|
|
23 | Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.
|
|
|
|
|
24 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая |
|
|
|
|
25 | Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке». Контрольная работа |
|
|
|
|
26
| Анализ контрольной работы. Заключительный концерт. |
|
|
|
|
27 | Современный музыкальный театр |
|
|
|
|
28 | Великие мюзиклы мира |
|
|
|
|
29 | Классика в современной обработке |
|
|
|
|
30 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская» |
|
|
|
|
31 | В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская» |
|
|
|
|
32 | Музыка в храмовом синтезе искусств
|
|
|
|
|
33 | Обобщение по теме: "Классика и современность". Контрольная работа |
|
|
|
|
34 | Анализ контрольной работы Заключительный концерт |
|
|
|
|