Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для _6___ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;
на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М: Просвещение, 2011г) рекомендованной Минобрнауки РФ в соответствии с ФГОС 2 поколения.
ООП ООО (ООП НОО) МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год на изучение музыки в___6___ классе отводится ___1___ час в неделю, ___34___ часа в год
1.3. УМК
При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:
1.3.1. для учителя: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская ,И.Э.Кашека «Музыка 5-8 класс» Учебно-методическое пособие и рабочие программы по музыке 5-7 класс
1.3.2. для обучающихся: Г.П Сергеева ,Е.Д.Критская , «Музыка 5класс» Учебник
1.3.3. электронные ресурсы: http://education.simcat.ru/school31/teacher/page2/
https://afanasjeva-natalya-mikhajlovna32.webnode.ru/
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
2.1. Личностные
:
Личностные результаты:
вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно- нравственное становление личности;
понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
2.2.Метапредметные
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
2.2.1 Познавательные
стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приѐмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2.2.2 Регулятивные:
самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно- исследовательской деятельности;
совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнѐра в коллективной и групповой музыкальной, творческо- художественной, исследовательской деятельности;
саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке;
развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках.
.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
2.2.3 Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников
2.3. Предметные:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своѐ отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств
— звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
2.3.2. Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
1 час в неделю, всего _34___ ч в год
Тема 1-го полугодия: « Мир образов вокальной и инструментальной
музыки » ( 19 ч. )
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном
спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, пар тесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
музыки » ( 15 ч. )
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства.
Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в
музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра -фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность
музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее
жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
4. Тематическое планирование
| Тема раздела | Количество часов | Количество часов в неделю | Количество контрольных работ |
6 класс | ||||
1 четверть | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 9 | 1 | |
2 четверть | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 7 | 1 | 1 |
3 четверть | Мир образов камерной и симфонической музыки | 10 | 1 | |
4 четверть | Мир образов камерной и симфонической музыки | 8 | 1 | 1 |
| | 34 | | |
5.Календарно-тематическое планирование по музыке для 6 класса ( 1ч. в неделю, всего 34часа)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | Коррек. часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки( 9ч) | |||||
1. | 1.Удивительный мир музыкальных образов Знакомство с вокальным и инструментальным музыкальным образом | 1 | сентябрь |
| Углубить понимание о музыкальном образе. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. |
2. | 2. Образы романсов и песен русских композиторов Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. | 1 | сентябрь |
| Различать драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. |
3. | 3.Мир чарующих звуков Знакомство с шедеврами вокальной музыки – М.Глинки | 1 | сентябрь |
| Понимание о музыкальном произведении, благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. |
4. | 4. Портрет в музыке и живописи Знакомство с портретом в музыке и изобразительно искусстве. | 1 | сентябрь |
| Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. Объяснение, как форма и приѐмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений. |
5. | 5. Уноси моѐ сердце в звенящую даль. Знакомство с музыкальной культурой 19 века и композитором С.В. Рахманиновым. | 1 | сентябрь октябрь |
| Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. |
6. | 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя Знакомство с творчеством Ф.И. Шаляпина | 1 | октябрь |
| Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах еѐ воплощения, проявлять навыки вокально- хоровой работы. |
7. | 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Знакомство с народными истоками русской профессиональной музыки. | 1 | октябрь |
| Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. |
8. | 8. Образы песен зарубежных композиторов. Знакомство с вокальным и инструментальным жанром –баркаролы (песни на воде). | 1 | октябрь |
| Определять музыкальные жанры и термины: опера, романс, баркарола, серенада, баллада. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. |
9. | 9.Обобщающий урок Обобщение тем четверти. | 1 | октябрь |
| Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений современных авторов). | |||
Мир образов вокальной и инструментальной музыки ( 7ч. ) | ||||||||
10 | 1.Образы русской народной и духовной музыки Знакомство с образами народной и духовной музыки. | 1 | ноябрь |
| Определять жизненно- образное содержание музыкальных произведений разных жанров; Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. | |||
11 | 2. Русская духовная музыка. Знакомство с народной музыкой Древней Руси | 1 | ноябрь |
| Особенности развития народной музыки Древней Руси, связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Умение называть народные музыкальные инструменты. | |||
12 | 3. В. Кикта –Фрески Софии Киевской. Знакомство с Фреской Софии Киевской. | 1 | ноябрь |
| Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, Знать: основные этапы развития духовной музыки;понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, орнамент. |
13 | 4.В.Гаврилин – Перезвоны. Молитва. Знакомство с творчеством В.Гаврилина. | 1 | ноябрь декабрь |
| Выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. | ||||
14 | 5.Небесное и земное в музыке Баха. Знакомство с музыкой И.С.Баха | 1 | декабрь |
| Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. | ||||
15 | 6.Образы скорби и печали. Знакомство с трагической музыкой В.Моцарта. | 1 | декабрь |
| Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально- инструментальных жанров –кантаты, реквиема. | ||||
16 | 7.Обобщающий урок Обобщение тем четверти, и полугодия. | 1 | декабрь |
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||||
Мир образов вокальной и инструментальной музыки ( 3 ч. ) | |||||||||
17 | 1.Фортуна правит миром. Знакомство со сценической кантатой К. Орфа «Кармина Бурана». | 1 | январь |
| Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. Знать:-особенности творчества К. Орфа; -музыкальные термины: фортуна. ваганты. |
18 | 2.Авторская песня: прошлое и настоящее. Знакомство с песнями бардов. | 1 | январь |
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. | ||||
19 | 3. Джаз-искусство 20 века. Знакомство с джазовой музыкой и выдающимися джазовыми музыкантами. | 1 | январь |
| Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | ||||
Мир образов камерной и симфонической музыки ( 7 ч. ) | |||||||||
20 | 4. Вечные темы искусства и жизни Знакомство с образами камерной и симфонической музыки. . | 1 | январь февраль |
| Вхождение обучающихся в мир драматических и лирических сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства. |
21 | 5.Образы камерной музыки. Знакомство с творческим обликом Ф.Шопена. | 1 | февраль |
| Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого. |
22 | 6. Рождаются великие творения Знакомство с ночной музыкой Ф.Шопена. | 1 | февраль |
| Соотносить основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Знать термин- ноктюрн, проводить интонационно- образный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности. |
23 | 7.Инструментальный концерт Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. | 1 | февраль |
| Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально- пластическом движении, рисунке. |
24 | 8.Космический пейзаж. Знакомство с музыкой космоса 20 столетия. | 1 | февраль март |
| Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. |
25 | 9.Образы симфонической | 1 | март |
| Осознание русской природы музыки | |
музыки |
|
| Г.Свиридова; | |||
Знакомство с образами |
|
| Расширение | |||
русской природы в |
|
| представлений о связях | |||
музыке Г.Свиридова |
|
| музыки и литературы, | |||
|
|
| освоение | |||
|
|
| возможностей | |||
|
|
| симфонического | |||
|
|
| оркестра в раскрытие | |||
|
|
| образов литературного | |||
|
|
| сочинения. | |||
26 | 10.Обобщающий урок. | 1 | март |
| Осмысление учебного материала, выделение | |
Обобщение тем |
|
| главного, анализ и | |||
четверти. |
|
| синтез; Оценивать свои | |||
|
|
| возможности в | |||
|
|
| решении творческих | |||
|
|
| задач. | |||
Мир образов камерной и симфонической музыки ( 8 ч. ) | ||||||
27-28 | 1.Симфоническое развитие | 2 | апрель |
| Особенности трактовки | |
музыкальных |
|
| драматической и | |||
образов. |
|
| лирической сфер | |||
Знакомство со |
|
| музыки на примере | |||
стилистическими |
|
| образцов камерной | |||
особенностями |
|
| инструментальной | |||
музыкального языка |
|
| музыки. | |||
В.Моцарта и |
|
| Особенности жанров | |||
П.Чайковского. |
|
| симфонии и | |||
|
|
| оркестровой сюиты. | |||
29 | 2. Программная увертюра | 1 | апрель |
| Осмысление взаимодействия | |
Знакомство с жанром |
|
| искусств как средства | |||
программной |
|
| расширения | |||
увертюры на примере |
|
| представлений о | |||
увертюры Л. Ван |
|
| содержании | |||
Бетховена «Эгмонт». |
|
| музыкальных образов, | |||
|
|
| их влиянии на | |||
|
|
| духовно-нравственное | |||
|
|
| становление личности. |
30 | 3. Увертюра- фантазия П.И.Чайковского Ромео и Джульетта. Знакомство с образами добра и зла. | 1 | апрель |
| Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. |
31 | 4.Мир музыкального театра. Знакомство с современным музыкальным искусством: мюзикл, рок-опера. | 1 | май |
| Интерпретация литературного произведения в различных музыкально- театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. |
32 | 5. Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка Знакомство с творчеством К.В.Глюка. | 1 | май |
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. |
33 | 6.Музыка в Отечественном кино Знакомство с музыкой в отечественных фильмах. | 1 | май |
| Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных |
|
|
|
|
| произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. |
34 | 7.Обобщающий урок. Обобщение тем | 1 | май |
| Понимать взаимодействие |
четверти и полугодия. |
|
| музыки с другими | ||
|
|
| видами искусства на | ||
|
|
| основе осознания | ||
|
|
| специфики языка | ||
|
|
| каждого из них | ||
|
|
| (музыки, литературы, | ||
|
|
| изобразительного | ||
|
|
| искусства, театра, кино | ||
|
|
| и др.). |
Элементы регионального компонента по учебному предмету «Музыка»
№ урока | Тема урока | Элементы компонента |
9,10, 11 | Из чего сделана музыка | Исследование строения музыкальных произведений на примере произведений композиторов Ульяновска |
17,18,19 | Образы камерной музыки, образы симфонической музыки, симфоническое развитие музыкальных образов | Знакомство с образной сферой музыкальных произведений на примере произведений композиторов Ульяновска |
31,32 | Мир музыкального театра. | Знакомство с театральными произведениями Поволжья |
В процессе обучения важное значение имеет учѐт знаний, умений и навыков школьников. Учитель каждый день следит за успехами детей, контролирует уровень усвоения материала. Облегчить работу педагога в этом направлении может пособие:
С.А.Жигайлова Тестирование на уроках музыки в 6-х классах ( по программе Музыка 5-7 классы, авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева). Просвещение 2020г.
Это набор заданий, позволяющий определить качество знаний учащихся, установить степень усвоения определѐнного материала учащимися. Тесты составлены по методу «забегания вперѐд и возвращения к пройденному». Предлагаемые задания в тестах способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на уроке, расширяют кругозор. Основная цель тестирования – проверить теоретические знания учащихся, полученные на уроках музыки.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС основного образования школьников и предназначены для проверки уровня овладения учащихся предметными и обще учебными знаниями и умениями.
Ниже представлены образцы контрольно- измерительных материалов,
которые применяются на уроках для проверки знаний и умений учащихся.
Тема раздела: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
1 вариант
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это… (дать определение)
Романс «Красный сарафан» написал:(выбрать букву правильного ответа )
А) П.Чайковский Б) А.Варламов
В) М.Мусоргский Г) С.Рахманинов
Какое стихотворение А.С.Пушкина стало известным романсом: (выбрать букву правильного ответа )
А) «Вот север, тучи нагоняя…»; Б) «Гонимы вешними лучами…»;
В) «Я помню чудное мгновенье…».
Романс « Я помню чудное мгновенье » был посвящен: (выбрать букву правильного ответа )
А) Анне Керн
Б) Екатерине Керн
В) Анне и Екатерине Керн Г) Наталье Гончаровой
Д) всем женщинам
Кто композитор романса «Я помню чудное мгновенье…»: (выбрать букву правильного ответа)
А) Чайковский П.И.; Б) Глинка М.И.; В) Р.Шуман.
Кто из представленных композиторов написал (выбрать букву правильного ответа и написать фамилию композитора)
«Вальс - фантазию»
Романс «Сирень»
А Б В Г Д Е
РОМАНС – это… (дать определение)
Ф.И Шаляпин – знаменитый русский…(выбрать букву правильного ответа)
А) тенор Б) бас
Г) голос Д) сопрано Е) дискант
Ж) человек
Произведение для одного или нескольких голосов, с инструментальным сопровождением.
б
в
а
б
6- 1б, 2г
Это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением.
б
Тема раздела: Мир образов вокальной и инструментальной музыки
2 вариант
Кто написал музыкальную балладу «Лесной царь»? а) Чайковский; б) Мусоргский; в) Шуберт.
Кто написал литературную балладу «Лесной царь»? а) Гете; б)Жуковский; в)Лермонтов.
Кто такой скоморох?
а)странствующий актер, певец, музыкант; б) придворный музыкант.
Как исполняют музыку в русском православии
а)а капелла; б) с инструментальным сопровождением.
Кто написал симфонию « Фрески Софьи Киевской»?
а)Валерий Григорьевич Кикта; б) Модест Петрович Мусоргский;
в)Валерий Александрович Гаврилин
Кто написал симфонию-действо «Перезвоны»? а) Кикта; б) Гаврилин; в) Березовский.
«Перезвоны» написаны по прочтению какого писателя?
А) Шукшина; б)Жуковского; в)Лермонтова.
В каких жанрах не писал музыку Ф. Шуберт?
Романс
Баллада
Опера
Балет
Назовите виды древнерусского богослужебного песнопения:
Расставьте произведения по порядку звучания:
весело на душе (из
«Перезвонов»)
Баллада «Лесной царь»
«Ты слышишь, море?»
«Зима»
1-в ; 2-а ; 3-б ; 4-а; 5-а ;6-б ; 7-а ;8-4;
знаменное пение, тропари, кондаки, каноны.
Баллада Лесной царь, зима, ты слышишь море?, весело на душе.
Тема раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки 1 вариант
Дайте определение. Ваганты это
Кантата
это
Выберите композитора кантаты «Кармина бурана»:
П.И. Чайковский
К. Орф
А. Шнитке
Ф.Лист
Джаз возник из музыкальной культуры
Назовите негритянское песнопение, из которого возник джаз:
Выберите известных исполнителей джаза:
Луи Армстронг
Элла Фицжеральд
Дюк Эллингтон
Гленн Миллер
Антонио Страдивари
Рой Ходжсон
Назовите композитора, впервые написавшего джазовую оперу. Назовите эту
оперу.
Выберите представителей авторской песни:
Виктор Цой
Владимир Высоцкий
Ференц Лист
Булат Окуджава
Олег Митяев
Юрий Визбор
Петр Чайковский
Юрий Энтин
Известный польский композитор, пианист Фредерик
Назовите известные вам произведения этого композитора:
Ночная песня это:
А- Симфония Б- Прелюдия В -Серенада Г -Концерт
Правильные ответы:
Это бродячие артисты.
Это крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
К.Орф
Национальных традиций
Спиричуэлс
Луи Армстронг, Дюк Эллингтон. 7- Д.Гершвин -Порги и Бесс
8- Высоцкий, Окуджаве, Митяев, Визборг 9-Шопен
Баллады, сонаты, этюды, ноктюрны, 2 концерта, мазурки, вальсы и т.д. 11-Серенада
Тема раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки 2 вариант
Назовите полное имя композитора
Бетховена
Выберите верный вариант ответа: Увертюра это-
Вступление к опере или балету
Самостоятельное произведение
Часть оперы или балета
Перечислите известные вам увертюры
Назовите полное имя композитора
Чайковского
Назовите полное имя композитора Прокофьева
Выберите верное строение сонатной формы:
Экспозиция, разработка, реприза
Аллегро, Анданте, Престо.
Продолжите фразу. Опера- это…
Балет-это
Перечислите известные вам оперы
В чем отличие вокальной музыки от инструментальной
Назовите известных вам композиторов, которые писали музыку для
кино
Людвиг Ван
Вступление к опере и балету
Увертюра: Ромео и Джульетта, Иван Сусанин, Князь Игорь. 4- Пѐтр Ильич
5- Сергей Сергеевич
6- 1
Спектакль, где действующие лица не говорят а поют в сопровождении симфонического оркестра.
Спектакль, где действующие лица не говорят, и не поют а танцуют, в сопровождении симфонического оркестра.
Ромео и Джульетта, Иван Сусанин, Волшебная флейта, Орфей и Эвридика и т.д.
Вокальная - поют голосом, а инструментальная- играют на музыкальных инструментах.
Дунаевский, Гладков, Морриконе и т.д.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуренская средняя школа
«Рассмотрено» на методическом совете школы Руководитель МС: _____/______________/ Протокол № 1 от ____.08.2020 | «Согласовано» зам.директора по УВР _______Н.А.Каравашкина/ ______.08.2020 | «Утверждаю» Директор школы ______Н.В.Кузина/ Приказ№ ___ от___.___.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета | Музыка |
Класс 6 | |
Общее образование | Основное |
ФИО учителя | Царева Наталья Валентиновна |
Срок реализации | 2020-2021 учебный год |
Количество часов всего 34 в неделю 1 | |
Рабочую программу составила: __________/Н.В._Царева
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования на 2020-2021 учебный год
Класс: __6____
Предмет: _Музыка______________________
Учитель: _Царева Н.В._____________________________________
№ № | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
План | Факт | ||||
1 1 | 1.Удивительный мир музыкальных образов.
| | | | |
2 2 | Образ романсов и песен русских композиторов | | | | |
33 | Мир чарующих звуков | | | | |
44 | Портрет в музыке и живописи | | | | |
55 | Уноси моѐ сердце в звенящую даль. | | | | |
66 | Музыкальный образ и мастерство | | | | |
77 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | | | | |
88 | Образы песен зарубежных композиторов | | | | |
99 | Обобщающий урок | | | | |
110 | Образы русской народной и духовной музыки
| | | | |
111 | Русская духовная музыка. ?» | | | | |
112 | В. Кикта –Фрески Софии Киевской Небесное и земное в музыке Баха
| | | | |
113 | В.Гаврилин – Перезвоны. Молитва. | | | | |
114 | 14.Небесное и земное в музыке Баха | | | | |
115 | 15.Образы скорби и печали. | | | | |
1 | 16.Обобщающий урок | | | | |
117 | Фортуна правит миром. | | | | |
118 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-искусство 20 века.
| | | | |
119 | Вечные темы искусства и жизни | | | | |
220 | Вечные темы искусства и жизни | | | | |
221 | Образы камерной музыки | | | | |
222 | Рождаются великие творения . | | | | |
223 | Инструментальный концерт
| | | | |
224 |
Космический пейзаж | | | | |
225 |
Образы симфонической музыки
| | | | |
226 | Обобщающий урок Урок | | | | |
227 | Симфоническое развитие муз.образов | | | | |
228 | Симфоническое развитие муз.образов | | | | |
229 |
Обобщающий урок | | | | |
330 |
Программная Увертюра | | | | |
331 | Увертюра-фантази П. И. Чайков. Ромео и Джульетта | | | | |
332 | Мир музыкального театра | | | | |
333 | Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка | | | | |
334 | Обобщающий урок | | | | |