ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Научно-исследовательский проект
«QR-квест как новая форма организации школьной жизни»
Научное направление: «Математика и информационные технологии»
Название научной секции: «Информационно-кибернетические системы и технологии, информационная безопасность»
Руководитель: Кирилова Анастасия Васильевна,
учитель информатики МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.»
г. Ханты-Мансийск, 2018 год
ОглавлениеАннотация 2
Введение 3
1.Квест как современная технология в образовании 5
2.Создание и применение QR-кодов. 7
3.Инновационный проект: QR-квест на уроках информатики. 8
Список источников информации 11
Аннотация
Научно-исследовательский проект представляет собой теоретическое обоснование и практическое создание QR-квеста, целью которого является заинтересовать школьников изучением информатики, посредством использования инноваций в области организации учебно-воспитательного процесса школьников с использованием различных современных технологий обучения.
На основе данных исследования, использования QR-квестов в жизни современного школьника, способствует вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс, развитию интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формированию навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитанию личной ответственности за выполнение задания.
«QR-квест как новая форма организации школьной жизни»
Современный поток информации настолько огромен, что не всегда мы можем с нею правильно работать. Поиск информации – это не только её обработка, накопление, перевод из одной формы в другую, но и активное освоение учащимися универсальных учебных действий. Помочь в этом может современная компьютерная техника, а также телефон, который можно превратиться в необходимый инструмент-помощник. Реалии таковы, что в школу приходит современный ученик, прогрессивный, имеющий доступ к информационному полю в любом месте благодаря мобильным устройствам. На наш взгляд, эффективной технологией, которую можно использовать в образовательном процессе, является технология QR-квестов.
Шагая в ногу со временем, нами была выбрана тема по использованию QR-квестов как новой форме организации школьной жизни. Актуальность темы объясняется необходимостью использование кодированного изображения в виде QR-кодов, так как данный вид кодирования распространен в настоящее время, и способствует стимулированию интереса в области организации школьной жизни.
Объект исследования - QR-кодирование.
Предмет исследования – Информатика.
Гипотеза:для эффективной организации школьной жизни в образовательном процессе, нужно осваивать современные технологии, в том числе технологию квестов.
Цель исследования – Исследовать насколько эффективна технология квестов в школьной жизни.
Задачи исследования:
Изучить, понятие квест;
Ознакомиться с технологией создания qr-кодов;
Апробировать приемы технологии qr -квестов;
Провести мониторинг эффективности данной технологии;
Разработать QR-квест для школьников.
Обобщить полученные данные.
Этапы выполнения научно-исследовательского проекта:
I. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.
II. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.
III. Планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария.
IV. Поиск решения проблемы, проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
V. Представление результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.
Научно-исследовательский проект представлен тремя параграфами. В параграфе первом «Квест как современная технология в образовании» произведен краткий обзор современных технологий в образовании, полученный в ходе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемому вопросу.
В параграфе втором «Создание и применение QR-кодов» рассмотрены программы и алгоритм создания QR-кодов.
В параграфе третьем «QR-квест на уроках информатики» предлагает теоретическое обоснование создания QR-квеста и его практическую реализацию.
Для реализации научно-исследовательского проекта нами была использована следующая библиография:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
4. Прядильникова О.В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся // Среднее Профессиональное Образование. 2015. № 4. C. 27—30.
Научная статья
«QR-квест как новая форма организации школьной жизни»
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
1.Квест как современная технология в образовании
Современное общество ставит перед школой задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика, политика и т. д. Такое становится возможно только, если ученик сам хочет получать новые знания, совершать какие бы то ни было новые для себя открытия, познавать мир. Школа может лишь подтолкнуть к этому по средствам новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий.
Одной из таких современных технологий является квест. Квест в переводе с английского языка продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
QR-квест – это интерактивная игра, когда подсказки и загадки зашифрованы в QR-кодах. Сейчас такие коды стали очень популярны. Если говорить проще, это такие белые квадраты, в которых нарисованы черненькие квадратики. Если сфотографировать такой квадратик на телефон, в котором есть специальная программа, можно получить текст или ссылку на сайт. Информацию на этом квадрате мы не видим невооруженным глазом, а с помощью необходимых программ и специального устройства можем ее получить. Именно это (текст или ссылка на сайт) и есть закодированная информация (она укажет вам куда идти, какой следующий пункт).
Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы.
Квесты могут проводиться как в классе, так и на природе, то есть территория проведения ограничена только фантазией организатора и целями проведения.
По этому признаку все квесты можно разделить на 2 вида:
«живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории.
виртуальные могут проводиться даже в классе или дома, для их прохождения достаточно наличия интернета. Достоинства веб-квеста – готовые шаблоны для работы, готовый список сайтов, повышение учебной активности, но есть и недостатки: доступ в Сеть и компьютерная грамотность.
По структуре образовательные квесты классифицируются на:
последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.
Структура образовательного квеста может содержать введение, в котором прописываются сюжет и роли, задания, список информационных ресурсов, порядок выполнения, оценки (итоги, призы).
По назначению основной деятельности участников:
Веб-квест- это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.
Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм ОК для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе. Могут быть межпредметными. При планировании смешанных ОК педагоги используют все многообразие вариативных заданий для учащихся, включают и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание – легенду.
Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее).
Образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:
- образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);
- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
- воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидани.
Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у обучающихся определенных образовательных компетенций.
Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
2.Создание и применение QR-кодов.
QR-код был разработан японской фирмой Denso Wave, принадлежащей к группе компаний Toyota, и представлен в 1994 году. В стандартный QR-код может уместиться чуть более 4 тыс. символов латиницы или 7 тыс. чисел десятичной системы счисления. Штрих-код – считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. QR-код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке на белом фоне. Для считывания QR-кодов в настоящее время существует огромное количество специальных программ. Почти для каждой модели телефона существует свое приложение (в зависимости от ОС смартфона). Они не сложны в освоении и требуют немного памяти.
Создать QR-код можно при помощи, смартфона, компьютера или же специального сайта. Например, сайты по созданию кодов qrcoder.ru или decodeit.ru. Исходный текст, для создания штрих-кода необходимо вставить в поле (или ссылку на него) и нажать кнопку «Создать Код». А дальше всплываемые подсказки сами подскажут, что делать.
В итоге получается, что использовать QR-код может любой, у кого есть камера на смартфоне. Такие шифровки сканируются в одно движение и не требуют ручного ввода, выводится информация также быстро. При помощи встроенного браузера можно моментально перейти по встроенной ссылке, если она есть, либо просто ознакомиться с представленными данными. Существуют и другие варианты кодировок, например, с украшающими элементами в виде надписей на самой черно-белой поверхности. Бояться их не стоит, потому как ни на содержимое, ни на процесс распознавания они практически не влияют.
В настоящее время QR-коды широко распространены по всему миру. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи – установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д. QR-коды активно используются музеями, а также и в туризме, как вдоль туристических маршрутов, так и у различных объектов.
На уроках информатики QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.
3.Инновационный проект: QR-квест на уроках информатики.
Нами был разработан и апробирован квеста по информатике для учащихся 5-11 классов. Данный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях по информатике, во время проведения предметной недели, а также на уроках информатики, где изучаются мобильные устройства, различные приложения и Интернет.
Учащихся можно разделить на небольшие группы по 2-3 человека или возможно индивидуальное прохождение квеста. Заранее у учащихся на мобильное устройство должно быть установлено приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов. Приложения – бесплатные, не требуют много памяти и просты при установке.
Цель QR-квеста: Познакомить учащихся с QR кодами, научить пользоваться приложениями для кодирования и декодирования QR кодов.
Задачи:
показать способы использования QR кодов, значение и применение QR кодов на практике, познакомить с алгоритмом нахождения информации с использованием OR кодов.
План проведения мероприятия.
1. Вводное слово учителя о QR - квестах.
2. Знакомство с правилами квеста.
3. Прохождение квеста.
4. Подведение итогов.
Описание квеста.
Учащимся предлагается пройти QR – квест по теме: «Кодирование информации».
Квест состоит из 6 заданий. Коды расположены на территории школы. Учащиеся должны найти QR – код и считать его с помощью мобильного устройства, с заранее установленным приложением сканером QR – код. На каждой станции ученикам дается пазл основного последнего кода. Свой маршрут учащиеся заносят в таблицу прохождения квеста.
Задание 1. /КАБИНЕТ ИНФОРМАТИКИ/
В кабинете информатики дается первый код, по которому определяется название команд. Далее дети должны найти второй код для дальнейшего прохождения квеста.
Задание 2. /РАЗДЕВАЛКА-ГАРДЕРОБ/
Найти QR – код в данном помещении. С помощью Азбуки Морзе разгадать следующую загадку. (Получают 1 пазл).
Задание 3. /Фойе/
Найти QR – код в данном помещении. Перевести из двоичного числа в десятичную систему счисления. (Получают 2 пазл).
Задание 4. /КАБИНЕТ ТРУДА (Мальчики)/
Найти QR – код в данном помещении. С помощью шифра Цезаря декодировать высказывание о библиотеке. (Получают 3 пазл).
Задание 5. /БИБЛИОТЕКА /
Найти QR – код в данном помещении, декодировать его и определить название произведения и кому принадлежат эти строки. Отыскать нужную книгу, в которой есть пазл с шифром-ФЛАГИ. Разгадать предложенный шифр. (Получают 4 пазл).
Задание 6. /АКТОВЫЙ ЗАЛ/
Найти QR – код в данном помещении. С помощью таблицы кодировок Windows-1251 декодировать текст, который приведет к последнему пазлу. (Получают 5 пазл).
Задание 7. /КАБИНЕТ ИЗО /
Найти QR – код в данном помещении. Выполнить задание. (Получают 6 пазл).
Выполняя последнее задание, учащиеся находят последний пазл. Составит его в единое целое, получают главное высказывание об информации «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Вывод:
Таким образом, технология квестов с применение QR кодирования, является толчком к развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к повышению качества знаний и практической направленности, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Мы считаем, что цель, которую мы ставили перед собой, достигнута, у обучающихся появился интерес к изучению информатики, увеличилось количество и качество участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня, повысилась успеваемость по предмету.
Список источников информации
1. Список литературы
1.1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.
1. 2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
1.3. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.
2. Другие источники информации
2.1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/ ( автор, название статьи)
2. 2.Материалы СМИ ( название СМИ, телепередачи, №, дата, (автор), название материала; фото-, видеоматериалы)
11