Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг». Вместе с тем в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др. У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества. Мандалу использовали как инструмент для медитаций, она рассматривается как символ инициации. Изображения мандал можно встретить на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах ритуальных лабиринтов и в архитектурных композициях многих храмов.
Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Особенности ее воздействия как символа на людей, ее роль в психическом мире человека давно привлекли внимание специалистов. Карл-Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень внимательно изучал мандалы. Он считал мандалу чрезвычайно мощным архетипом, являющимся зримой проекцией психического и выражающим Самость. Этот архетип часто появляется в сновидениях. Юнг писал о том, что «символ мандалы несет в себе именно это значение: священное пространство (temenos), защищающее центр. Этот символ является одним из наиболее важных мотивов при объективации бессознательных образов. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу. То есть, мандалы способны выполнять защитную функцию в случае психологической дезинтеграции и личностного расщепления, их появление в сновидениях и фантазиях свидетельствует, по мнению Юнга, о способности эго к ассимиляции бессознательного материала.
Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.
Самостоятельное внесение каких-либо изменений или дополнений в готовые рисунки мандал может приводить к смешению нескольких стадий, что ведет к необходимости дополнительного учета подобной информации.
Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы
Психолог показывает ребенку весь набор мандал.
Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. В случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.
На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).
Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
5. Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.
Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.
Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате:
психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
ребенок должен дать название своей мандале;
психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов и т.д.).
Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребенком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребенок, и вероятной фиксации психологических изменений ребенка.
Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)
1. Мандала «Цветочная поляна»
Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
Инструкция
Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»
Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»
Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка
Цвет.
Выход за границы.
Расположение цветов относительно друг друга.
Сочетаемость цветов.
Включенность ребенка в работу.
Цвет рамки.
Центр мандалы (см. рис. вверху).
2. Групповая мандала
Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).
Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
Инструкция
«Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»
«Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».
«Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».
«Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках).
«Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»
Информация, которую необходимо учитывать при интерпретации рисунка
Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?
Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).
Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).
Инструкция
«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»
Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.
Интерпретация
Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого. Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями. Прорисовка мимики. Анализ протокола высказываний ребенка.
3. Геометрическая мандала
Показания: может использоваться в работе с двумя-четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.
Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.
Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
Коррекционно-развивающее занятия к набору мандал
Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в паше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека.
Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»
Индивидуальное или групповое диагностико-коррекционное занятие
для детей и подростков
Используемая технология: арт-терапия.
Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами.
Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.
№ п/п | Основные этапы занятия | Диагностико- коррекционные задачи | Деятельность детей и психолога | Материалы и оборудование |
1 | Организационный | Введение детей в индивидуальную или групповую работу | Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования | Набор готовых мандал, краски, карандаши, вода, кисти |
2 | Основной | Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка | Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать манда- лу. Задает следующие вопросы:
|
|
3 | Завершающий | Наблюдение за ребенком Медитативный момент | После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать) | Звучание тихой, релаксационной музыки |
4 |
| Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас» | Выключается музыка, психолог благодарит за работу |
|
Цель работы при разукрашивании мандалы:
развитие творчества;
развитие произвольности поведения;
снятие внутреннего напряжения, релаксация;
развитие мелкой моторики рук; воспитание аккуратности;
активизация бессознательного.
Время работы с одной мандалой 20-60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.
Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления
Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.
Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.
Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.
При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.
В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подрост
ков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.
Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
Чтобы ребенок расслабился, необходимо: создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
достаточное время для работы; соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия; разнообразие изобразительных материалов; использование релаксационной и медитативной музыки; хорошее освещение.
Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.
В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену.
Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше_будет трудностей с целенаправленностью "поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.
Медитативные игры с мандалой
Создание мандалы в технике «волшебных красок»
Работа может проводиться в групповом и индивидуальном режиме.
Задачи: сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения;
развитие креативности.
Необходимые материалы: гуашь; небольшие емкости (500 мл), количество которых должно быть равно количеству рисующих или цветов изготавливаемой краски; растительное масло; мука; клей ПВА; крупная соль; картон прессованный или любой другой очень плотный, из которого заранее следует вырезать круги; ветошь для вытирания рук.
ХОД РАБОТЫ
«Волшебная краска» изготавливается самими рисующими. Единицей измерения послужит ладошка изготавливающего краску. В емкость следует насыпать пригоршню муки, развести ее водой до состояния густой сметаны. Положить пригоршню или чуть меньше мелкой поваренной соли (она придаст работе сверкание). Затем налить в ладонь несколько граммов подсолнечного масла и добавить его к остальным компонентам. Отмерить несколько граммов клея и добавить его в емкость. Красящий пигмент — гуашь — смешать с получившейся массой. Каждый выбирает любимый цвет краски. От количества добавленной гуаши зависит тон краски, ее насыщенность.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения. В процессе смешивания компонентов можно попросить участвующих прокомментировать свои чувства.
Готовая краска выставляется в центр. Участвующие в этом своеобразном, почти алхимическом процессе берут круги из картона и создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Соответствующая музыка только усилит эффект от работы.
Психолог в это время может отследить способы взаимодействия участников, их состояние и поведенческие реакции при изготовлении краски.
Когда мандалы будут готовы, целесообразно сделать выставку с комментариями участников. Будет очень красиво, а детям приятно видеть творения рук своих.
Особенности психологического использования техники
«волшебных красок» при создании мандалы
Эта техника носит терапевтический характер по многим причинам.
Во-первых, следуя классификации художественных материалов (по Л. Штейнхард), данные краски можно отнести к трехмерным художественным материалам, так как при нанесении красок на картон возникает рельефность, вызывающая ощущение объемного образа, который можно не только созерцать, но и потрогать. К тому же эти краски являются экологически чистыми, потому что в их основе мука, соль, вода, растительное масло.
Во-вторых, при смешивании всех перечисленных выше компонентов получается тесто. Оно, как глина и пластилин, являясь трехмерным материалом, воспринимается почти как живое существо и вызывает у человека желание непосредственно с ним взаимодействовать. Человек погружает в тесто пальцы, словно прикасаясь при этом к телу. Мягкость и пластичность материала ассоциируются с интимностью контакта, телесными ощущениями и независимостью. Это взаимодействие безусловно может вызывать сексуальные переживания, возможно отвращение, брезгливость, страх, а с другой стороны — чувство удовольствия от работы с теплым эластичным материалом.
В-третьих, гуашь, используемая для создания «волшебных красок», — это продукт промышленного производства, двухмерный, пластичный, предполагающий использование кистей и непосредственную работу руками. Он активизирует фантазию, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды. Гуашь требует более глубокого эмоционального погружения в работу, чем, например, фломастеры или карандаши.
Учитывая все характеристики составляющих «волшебных красок», можно предположить, что работа с ними не только доставит удовольствие, но и позволит приобрести новый сенсорный опыт или вспомнить хорошо забытое чувство маленького открывателя мира, который не боится новых ощущений.
Создание мандалы с помощью мозаики
Эта техника рекомендуется для работы с детьми, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, которые предпочитают точность и лаконичность в работе, «экономны» в выражении чувств.
Мозаичные элементы можно изготовить самостоятельно (из картона, дерева) или купить в магазине подходящую плоскостную мозаику с различными геометрическими формами, различных цветов. Когда дети вырастают, часто остаются некомплекты детских мозаик, которые могут быть также использованы в данной работе.
Подобные мандалы легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами как над художественным материалом ребенок обладаем большим контролем, чем над текучими красками. Возможность контролировать процесс повысит у ребенка уверенность в себе и в своих силах.
Создание мандалы в зеркальной плоскости
Работа в этой технике расширит творческие возможности и обогатит новыми впечатлениями начинающих создателей мандал. Возникающие в процессе работы эффекты будут подобны эффекту калейдоскопа. Для этого понадобится конструкция из зеркал такого вида: две стены из зеркала и зеркальное дно. При желании ее можно изготовить самостоятельно.
Для работы также понадобятся различные небольшие предметы, вызывающие эмоциональный отклик у ребенка и выбранные им самим. Это могут быть декоративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, веточки, пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал. Ребенок или взрослый могут собрать его самостоятельно, следуя индивидуальному эстетическому восприятию. Рассматривая свои творения, можно обсудить ассоциации и впечатления, которые вызывают мандалы у своих создателей.
Создание мандалы с помощью трафаретов
Данная техника подходит для работы с детьми дошкольного возраста, детьми, имеющими особенности психофизического развития, или с детьми и взрослыми, желающими просто развить фантазию и воображение.
Работа с трафаретами обеспечит создающим мандалу определенный контроль над художественными материалами и приспособлениями, что благотворно скажется на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных и позволит развить у них саморегуляцию.
Изготовить трафареты можно из фанеры или соответствующего твердого плоского материала. Получившиеся рисунки посредством трафаретов можно разрисовать, выбирая предпочитаемые цвета, структурируя их, тем самым приводя в порядок собственные мысли и чувства на символическом уровне.
Упражнение «Куски пирога»
Упражнение предназначено для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
Материалы: большой лист бумаги в виде круга, который может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: «волшебные краски», гуашь, пастель, акварель, карандаши.
ХОД РАБОТЫ
Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выдается один сектор круга для дальнейшего создания на нем рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разрисованных секторов, если они были разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказаться по поводу своих чувств и впечатлений, возникших в процессе работы.
Психотерапевтические возможности метода: сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволяет ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных ребят, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других. О сплоченности и слаженности группы можно будет судить по таким параметрам, как похожий выбор колористики отдельных секторов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладе секторов круга. Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга могут свидетельствовать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущении себя аутсайдерами в группе, а тематика рисунков и комментарии их авторов подскажут причины сложившейся ситуации и, возможно, пути выхода из нее.
Медитации на песке
Цель: развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.
Необходимые материалы: поднос с песком; различные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена и др.).
Данные игры могут быть интересны как один из вариантов работы в рамках песочной терапии. Применимы для работы как с ребенком, так и с взрослым. Как и любые другие игры с песком, эти игры также обладают психопрофилактической ценностью. Созданные на песке и из песка, мандалы могут получиться рельефными, чему способствует свойство влажного песка. Создающий мандалу на песке рисует в песочном подносе круг и затем украшает его различными предметами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорированию.
Естественно, работа над созданием песочной мандалы будет лучше протекать под соответствующую музыку. Если у специалиста имеется возможность организовать рабочее пространство одновременно для нескольких участников, то можно провести групповой сеанс создания мандал.
Создающим мандалы можно рассказать о тибетских монахах, об их ритуале создания мандал из различного песка, что придаст всей работе колорит некой священной общности.
Создание мандалы с использованием природного
и бросового материала
Действия напоминают игры с мозаикой. Понадобятся круги разных размеров из плотного упаковочного картона, клей ПВА и различный бросовый материал: камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена, бисер и др. Детям очень нравится подобная работа. Клей ПВА следует наносить густым слоем на поверхность картона, затем выкладывать узор из мелких предметов. При высыхании клей становится прозрачным, поэтому эстетика работы не нарушается. Это следует объяснить тревожным детям, так как неэстетический вид работы может расстроить их и лишить желания продолжить дальше. Следует отметить, что данная работа под силу детям с особенностями психофизического развития.
Создание мандалы из соли
Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон. Эта техника также напоминает ритуальное создание мандал из песка тибетскими монахами. Она требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции дыхания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтролем.
Любой из этих сеансов создания мандалы можно закончить медитацией под музыку. Если работа проводится в группе, мандалы всех участников стоит поместить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга.
Медитировать — значит познавать свою сущность. Наше «я», обращаясь к цвету и форме, создает зрительные образы, связанные с нашим внутренним миром. Мы сосредотачиваемся на игре с линией, цветом и формой и не только получаем удовлетворение от процесса творчества, но и занимаемся своего рода медитацией. Новые непривычные возможности игры с малым числом элементов упорядочивают мысли, выстраивают их в ровный ряд, помогают работе интуиции, активизируют фантазию и воображение. Почти неизбежное очарование цвета и форм приводит к определенному выводу: формы узоры рисунка отображают глубинные структуры внутреннего мира человека. А мы сами придаем им точное значение.
Если ребенку его работа не нравится, необходимо помочь ему осознать, что в данный момент его творческое самовыражение важнее, чем эстетика работы. Осознание ребенком того, что в следующий раз он может создать другую мандалу, что сам процесс создания мандалы — просто увлекательная игра, будет способствовать появлению уверенности в себе, обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания снова поиграть с «волшебным» кругом, который преображает и вдохновляет.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.
Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Эксмо-пресс, 2001. %
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» — СПб.: Речь, 2002.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Лань, 1996. — С. 256.
Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. — СПб.: Питер, 2000. - С. 444.
Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Институт психотерапии, 2004.
Серов Н.В. Лечение цветом. — СПб.: Речь, 2005.
Трейсидер Джек. Словарь символов. — М., 2001.
Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. — Германия, Равенсбург, 2004.
Энциклопедия. Словарь символов. — М., 2003.
Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. (Серия «Практикум по психотерапии»).
Управление образования администрации г. Орска
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение –
«Детский сад №102 «Буратино» г. Орска»
Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы
Педагог – психолог 1 категории
А. Ю. Николаева
Орск, 2017г.