Рецепт "здорового" учителя
У – ум,
Ч – честь,
И – истина,
Т – терпение –
Ежедневно.
Л – любовь и
Ь – мягкость – ежечасно.
Не применить
Какой-то компонент
Для общества –
Опасно!
Работать с будущим Земли
Тебе доверено, учитель!
Будь осторожным,
Детских душ строитель!
(А. Войт)
Учитель
Задача нелёгкая – мастером стать,
Чтоб лик приукрасить Земли.
Намного труднее другим передать
Уменья и знанья свои.
Веками умельцы свой опыт несли
Иным поколениям в дар,
И люди всегда с благодарностью шли
К наставникам и мастерам,
Учитель бывает придирчив и строг,
И часто тебя "достаёт",
Но каждый Учитель – немножечко Бог,
Который тебя создаёт.
(Влад Немерцалов)
Тема выступления: «Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога»
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен быть прекрасным мастером педагог»
В одной из своих статей «Воспитание в семье и школе» А.С. Макаренко пишет: «Мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать…
Основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал отношение к своему делу, чтобы в каждом учителе «горел огонь». А чтобы зажечь других, надо гореть самому. Покоряет детей жизнерадостность педагога.
А.С. Макаренко требовал от учителя не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного – это энтузиазма в деле, любви и страсти в деле, преданности, чтобы человек любил свою работу.
Из каких составляющих складывается педагогическое мастерство?
1. Духовность. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться с учениками и это должно быть главной радостью его существования.
2. Глубинное знание своего предмета. Учитель обязан уметь интегрировать знания как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает студентов.
3. Знание целей и задач обучения. Не зная их, учителя только передают знания по теме, и часто ученики не понимают, зачем учат данный предмет, какой вклад он вносит в миропонимание.
4. Знание, понимание и владение методами обучения. Есть определенная закономерность, определенная динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель-Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения.
6. Понимание выбора форм обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. Опытные преподаватели знают, как добывать знания, как экономить время для получения наибольшего эффекта в обучении. А это не что иное, как умелое сочетание форм обучения.
7. Средства обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору – мастерство преподавателя.
8. Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения. Результат и цели обучения должны совпадать. Но каждое занятие приносит свой результат. Каждый должен стремиться из суммы результатов всех занятий, получить результат обучения.
9. Мотивация учения. Создание обстановки, в которой ученики будут учиться на каждом занятии – это одна из основных составляющих мастерства учителя.
10. Артистизм. Артистизм учителя заключается в неподдельной искренности общения с учениками, это глубинная человечность во всех ее проявлениях, постоянное состояние понимания необходимости выполнения определенной цели.
11. Режиссура. Каждый учитель – режиссер своего урока. Он должен стремиться планировать свою деятельность на протяжении всего периода обучения и конкретно на каждом уроке, подчиняя всю свою деятельность с учениками конкретной цели.
12. Импровизация. Это одно из основных качеств мастерства учителя. Если учитель не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное, то не будет урока.
13. Знание реальных возможностей учеников и умение развивать их способности. Очень важно верить в способности каждого ученика. Знать их, верить и видеть, как каждый продвигается вперед в познании предмета.
14. Умение ждать результаты обучения от любого ученика. Мастер должен обладать терпением и верить в ученика. И если преподаватель имел терпение ждать результаты обучения, казалось бы, от самого неспособного, проявлял такт по отношению к этому ученику, вселял веру в его способности, то ученик обязательно достигнет успехов.
15. Терпение. Терпение Мастера должно быть безграничным. Ему необходимо сохранять выдержку и самообладание в ожидании нужных результатов от учеников.
Каждый хочет стать Мастером своего дела. Учитель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у учеников интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера.
Обратимся к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции. Суфизм — это особая, иррациональная исламская наука. Положения суфизма должны постигаться душой и сердцем человека и приниматься на веру. По этой причине путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю и выполнение всех его указаний.
Восемь обязанностей учителя в суфийском учении
(Суфий-мудрец, учитель)
1. «Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». (Учитель должен заботиться о благополучии своих учеников в такой же степени, как отец или мать пекутся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но, как родители, быть способным любить их и за эти слабости.)
2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».
(Учитель обычно имеет определенное занятие, свое ремесло, так что не зависит от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за желание учиться, видеть плоды собственного труда, работать на отдаленное будущее...)
3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».
4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками...»
«Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».
(Как часто мы забываем эту истину, считая свой предмет самым важным, а своих коллег менее компетентными. И еще: не так важно то, чему учится ученик, как то, чтобы он чему-нибудь учился.)
«Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
«Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».
8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.
А вот как могут звучать современные заповеди учителю.
Заповеди современного учителя самому себе
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)
Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)
Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!
4