Использование квест-технологии на уроках русской литературы.
М.А. Таукешова
преподаватель русского языка и литературы
КГКП «Павлодарский технологический колледж», г. Павлодар
Одним из способов стимулирования интереса к литературе являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса студентов с использованием различных современных технологий обучения. Нестандартные подходы к организации занятий по языковым дисциплинам, учитывающие интересы подростков, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм. Одной из них является технология образовательных квестов.
Английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест-технологии в образовании основаны на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи.
Предлагаем урок по изучению творчества Николая Гумилева.
В фойе висят листки с записями слов: поэт, судьба, запрещенный, Тифлис, Царское село, делал себя, памятливая гордость, «Путь конквистадоров», Анна Ахматова (Горенко), «Цех поэтов», акмеизм, «Огненный столп», трагедия.
Учащимся собирают эти листки с данными словами, ищут по интернету сообщение о Н. Гумилеве, раскрывают и дополняют слово, написав 5-6 предложений.
Знакомство с творчеством поэта. Определить тему и идею стихотворения.
Учитель читает стихотворение Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя.
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Учащиеся выписывают 6-10 слов из стихотворения, зачитывают и дают название этой группе слов таким образом определяем тему, затем задается вопрос: для чего автор взял эту тему и определяем идею стихотворения. В классах со слабой подготовкой делим класс на 3 группы, стихотворение делится на 3 части.
Каждая группа выписывает ключевые слова и определяет тему и идею.
Например, 1-ая группа выписывают слова: слова, ужас, луна. Тема 1-2 строф: слово, идея: слово –это ужас, слово-это луна, противопоставление свету, 2-ая группа выписывают слова: число, скот, добро и зло. Тема: число, идея: число-это не для людей, а скота, который не умеет разговаривать. 3-ья группа- слово, бог, Евангелие. Дети определяют тему: слово, а идея: слово и есть Бог, затем записывают вывод: в этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни,
для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям.
Учащиеся делятся на 3 группы, создают презентации, используя возможности интернета: 1 группа- «Николай Гумилев и Анна Ахматова», 2-группа- «Н.Гумилев и эпоха», 3-группа «Творчество Н.Гумилева».
Урок по изучению рассказа И.Бунина «Легкое дыхание». На уроке ставится проблема: Почему погибает Оля Мещерская? Кто виновен в ее смерти?
Задание №1:
Определить персонаж рассказа, дополнить рисунок, составить портрет героя. В шкафу лежат рисунки:
1) на рисунке изображена женщина с вязанием на руках
2) рука дамы в лайковых перчатках
3) офицер с пистолетом в руке
4) мужчина сидит в тарантасе
Задание №2:
В классе спрятаны предметы (записная книжка, портрет царя, косынка, клубок ниток, женские туфли). Рассказать, как этот предмет связан с персонажем рассказа «Легкое дыхание» и как эта вещь характеризует героя.
Задание №3:
В классе в разных местах лежат листочки со словами: легкомыслие, доброжелательность, жестокость, ревность, заботливость, равнодушие, беспечность, озлобленность, безвыходность, отчаяние, ранимость, безответственность.
Каждый ученик зачитывает одно слово и «приставляет» одному из героев рассказа и объясняет свой выбор.
Задание №4:
1-ая группа готовит презентацию на тему: «Какие трудности могут встречаться на жизненном пути у девушек от 15 до 18 лет. Как их преодолеть»?
2-ая группа готовит презентацию на тему: «Неразделенная любовь. Найти выход».
3-я группа готовит презентацию на тему: «Наши жизненные ценности».
В коридорах колледжа висят листочки, на которых записано:
№1. «В эту зиму она как будто сошла с ума…».
№2 «Теперь я знаю, что нужно делать…».
№3. «Знаешь, я чувствую, что у меня легкое-легкое дыхание…».
Необходимо выбрать одно из высказываний и написать эссе.
Рассмотрим урок по изучению творчества А.П.Чехова
Ребятам предварительно дается задание сделать презентацию по творчеству писателя.
1-группа: «Смех сквозь слезы»
2-группа: «Тема маленького человека»
3-группа: «В человеке все должно быть прекрасно…»
В фойе колледжа развешаны листы с отрывками из произведений А.П.Чехова. Учащимся необходимо угадать название произведения и, возможно, персонажа.
Задания
«- Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, -забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...» (Смерть чиновника)
«...высокий, плотный старик, славившийся не столько сценическими дарованиями, сколько своей необычайной физической силой, «вдрызг» поругался во время спектакля с антрепренёром и в самый разгар руготни вдруг почувствовал, что у него в груди что-то оборвалось. Антрепренёр Жуков обыкновенно в конце каждого горячего объяснения начинал истерически хохотать и падал в обморок, но ...на сей раз не стал дожидаться такого конца и поспешил восвояси. Брань и ощущение разрыва в груди так взволновали его, что, уходя из театра, он забыл смыть с лица грим и только сорвал бороду.
Придя к себе в номер, ...долго шагал из угла в угол, потом сел на кровать, подпёр голову кулаками и задумался…».(Актерская любовь)
«— Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая ещё простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло...» (Лошадиная фамилия)
«И мысль свою ... также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». (Человек в футляре)
«— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» (Хамелеон).
Учащиеся каждой группы выбирают рассказы и дополняют свои презентации.
В шкафах лежат рисунки к рассказу нужно описать их, раскрывая главные черты характера героев.
“Игра в портреты”. По колледжу развешаны пронумерованные портреты поэтов серебряного века.
Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.
Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.
Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения, предполагает активное использование информационных и коммуникационных технологий, поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Литература
Из опыта работы
КГКП «Павлодарский технологический колледж», г. Павлодар
Применение квест-технологии на уроках русской литературы.
Международная научно-практическая конференция
(Капеновские чтения)
М.А. Таукешова
преподаватель русского языка и литературы
Павлодар 2018
КГКП «Павлодарский технологический колледж»
Использование квест-технологии на уроках русской литературы.
Республиканская научно-практическая конференция
«Современные инновации в образовании»
Секция:
Информационные технологии
М.А. Таукешова
преподаватель русского языка и литературы
Павлодар 2018