«Применение инновационных педагогических технологий на уроках сольфеджио»
Внедрение инновационных технологий является важным в педагогической деятельности современного учителя.
Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, необходимо ставить своей целью сочетание традиционных, и инновационных образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы.
Использование мультимедийных презентаций, информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, положительно влияет на особенности познавательной деятельности учащихся.
Одним из эффективных занятий является нетрадиционная форма урока. Это несколько оживляет урок, привлекает учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. На таких занятиях возрастает интерес, работоспособность повышается, результативность занятий возрастает. Но в выборе таких занятий нужна мера. Иначе учащиеся привыкают, интерес падает, успеваемость понижается. Местом нетрадиционных занятий определяется самим педагогом в конкретной ситуации. Применение нестандартных форм обучения способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, коллективизм. Умение планировать свою работу, повышению интереса обучения.
Основной формой учебного процесса, я считаю, остается, несомненно традиционное занятие, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательной сферы учащихся. Это шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, самооценка. Исходя из этого, более тщательно отбирается материал к занятию. На занятии используются разные виды деятельности: дискуссии, рассказы, составление и решение кроссвордов ,игр, круглые столы. Основные виды интерактивных общений – кооперация и конкуренция. Акцент делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность ребенка встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия – самооценка. Все чаще преподаватели используют интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
Сольфеджио как учебный предмет, вносит весомый вклад в воспитание музыканта, формирование у учащихся музыкального вкуса, всестороннее развитие слуха. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла.
Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник и нотные материалы. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а также разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, программы тестирования).
Сольфеджио - учебный курс, находящийся на стыке теории и практики, помогающий составить целостное предоставление о музыкальном произведении, правильно его интерпретировать, донести свое прочтение до слушателя. Предмет сольфеджио учит, как интегрировать информацию, полученную из множества источников, пользоваться специфическим универсальным международным языком общения - музыкальным. Музыкальное образование дает осознанное понимание современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших художественных познаний. Для этого учащимся необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества преподавателя и учащегося в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес учащихся к изучению предмета сольфеджио падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема и недостаточной доступности для разных групп учеников.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учащихся, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для детской школы искусств это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
Примеров нетрадиционных уроков
- Урок – соревнование.
Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.
Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.
На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:
Красный – 5 баллов,
Синий – 4 балла,
Зеленый – 3 балла.
Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.-
- Урок – викторина.
Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.
- Урок – игра «Умники и умницы».
Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.
Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.
В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.
Сегодня образование должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных творческих личностей, смелых в принятии решений. Применение инновационных форм занятий – это мощный стимул в обучение и сильная мотивация. В педагогических научных исследованиях об игре даже появился термин «Эмоциональный ускоритель обучения». В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (кстати, фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.