«Осень 2024»

«Применение элементов игровых технологий как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии».

Обобщение опыта работы по применению элементов игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


«Применение элементов игровых технологий как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии».


Цели исследования: Обобщение опыта работы по применению элементов игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал об использовании игровых технологий.

  2. Описать методику применения игровых технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

  3. Сделать выводы о применении игровых технологий и об их влиянии на познавательный интерес школьников.


1. Значение активизации мыслительной деятельности учащихся для прочного усвоения биологических знаний.

Прочность знаний - важнейшая педагогическая проблема, которая должна привлекать внимание каждого учителя. Для глубокого осмысления и прочного усвоения учебного материала имеет большое значение использование таких методов и приёмов, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся. Известно что, чем активнее протекают познавательные процессы учащихся на уроках, тем глубже и прочнее знания. Успеха можно добиться путём всестороннего воздействия всей системы методов обучения на познавательную деятельность, на развития творческого мышления, речи, памяти. Познавательная активность школьника - качество неврождённое и непостоянное, которое динамически развивается, может прогрессировать под воздействием школы, семьи и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности школьников. При использовании на уроках биологии активных методов обучения все учащиеся класса работают с интересом и желанием, сами анализируют проблему, ставят вопросы, планируют ход решений, проверяют и оценивают полученные результаты.


2. Дидактические игры, как средство повышения активизации мыслительной деятельности учащихся.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическую игру нельзя рассматривать в отрыве от направленного педагогического процесса.

Игра – как деятельность ребенка, как путь к познанию мира в большей или меньшей мере зависит от педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться управлять дидактической игрой, учитывая её воспитательный потенциал и психологические особенности развития ребёнка в игре.

Исследования психологов показывают, что если у школьников нет глубокого интереса к предмету, то игра станет добрым помощником педагогу. Младший возраст, это тот возраст, в котором нужно применять игры. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает во внутренний интерес.

Содержание игры зависит от индивидуальных, особенностей подростка, его интереса, знаний и возможностей,  которые, в свою, очередь, зависят от активности каждого в жизненной ситуации. Такая специфическая особенность оказывает влияние на отбор игровой ситуации. Моделируемая ситуация максимально приближается к реальной действительности. В ней прослеживается пространственно-временная характеристика деятельности, ее операции, связанные с получением продукта. Воображаемая ситуация в ролевой игре носит условный характер, она заключается в ограничении реальной действительности и определяется дидактической задачей, направленной на усвоение учащимися знаний. В то же время сюжеты, оторванные от реальной жизни, могут не давать большого обучающего эффекта.

По мнению психологов, постоянная опора на образ делает знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка. Переход в воображаемую ситуацию является необходимой предпосылкой для развертывания игры, которая порождается игровыми действиями, ролью. Особенность роли заключается в том, что она социальна по своей природе. Любая роль несет в себе, тенденцию взаимодействия и взаимосвязи с другими ролями. При этом структура совместной игровой деятельности определяется задачей обучения и строится на учебном материале. Совместная деятельность учащихся организуется тремя моделями: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов – внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

3. Особенности методики применения игровых технологий.

Цели применение игр на уроке биологии:

  1. Развитие мышления

  2. Углубление теоретических знаний

  3. Приобретение новых знаний, умений, навыков

  4. Мотивация учебной деятельности

Задачи игр:

1. Образовательные:

а) способствовать усвоению учащимися учебного материала.

б) способствовать расширению кругозора.

2. Развивающие:

а) развивают у учащихся творческое мышление.

б) способствуют умению практически применять полученные знания на уроках и во внеклассной работе.

в) способствуют развитию творческих способностей.

3. Воспитательные:

а) способствуют воспитанию и развитию личности.

б) воспитываю нравственные убеждения и взгляды.

в) способствуют воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Учебная игра выполняет несколько функций: 

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивает его мышление, расширяет кругозор); 

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); 

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса). 

Классификация педагогических игр. 
По области деятельности: 
- Физические; 
- Интеллектуальные; 
- Трудовые; 
- Социальные; 
- Психологические. 
По характеру педагогического процесса: 
- Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие. 
- Познавательные, воспитательные, развивающие; 
- Репродуктивные, продуктивные, творческие; 
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. 
По игровой методике: 
- Предметные (лото, крестики – нолики, сигнальные карточки); 
- Сюжетные (сказка, фантастический рассказ); 
- Ролевые (аукцион, ролевая игра); 
- Деловые (конференция); 
- Имитационные (подражание телевизионным передачам); 
- Драматические (спектакль, инсценировка). 
По предметной области: 
- Биологические, химические, экологические и др.; 
- Музыкальные, театральные, литературные; 
- Трудовые, технические, производственные; 
- Спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; 
- Экономические, коммерческие. 
По игровой среде: 
- С предметами и без предметов; 
- Комнатные, настольные, на местности; 
- Компьютерные, телевизионные; 
- Технические

Классификация игр по назначению:
1.
Обучающие: где учащиеся приобретают новые знания, навыки. Они могут быть стимулом для получения новых знаний.

2. Воспитывающие: цель - воспитать отдельные качества личности (наблюдательность, внимание, самостоятельность). Такие игры проводят при закреплении знаний.
3. Занимательные: где основная цель игры – это привлечение интереса слабых учеников к предмету биологии. Такие ученики в коллективной игре могут проявлять свои индивидуальные и положительные качества.

Применение игровых технологий возможно:

  1. При переходе к изучению новой темы.

  2. При закреплении нового материала и обобщении.

  3. В процессе обобщения изученного материала.

  4. При проверке знаний.

Методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.

  1. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила.

  2. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным заданиям.

  3. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.

  4. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Ошибки должны быть исключены, т.к. это снижает интерес игры, авторитет учителя.

  5. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре.

  6. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей; необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает выводы, дает оценку ходу событий, но не в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих – арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации и высказывает свои впечатления от увиденного.

  7. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы.

  8. Необходимо умело регулировать ход игры. Кроме этого, учитель, дополняя игру своими элементами, должен включить различные варианты геймов, разминок, дающие возможность проигрывающей команде подтянуться.

  9. Во время игры необходимы дисциплина и порядок.

  10. Используя дидактические игры, не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью.

  11. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.

Применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.

  1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала.

  2. Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного материала в 5–6-х классах.

  3. В старших классах используем сюжетно-ролевые игры 1-2 раза в год, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно.

  4. При объяснении нового материала применяем игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период.

  5. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5-10 мин).


4. Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

  3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  2. Доступность для обучающихся данного возраста;

  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Классификация учебных игр (по Т.П. Войтенко):

  1. Ролевые игры.

  2. Игры-состязания.

  3. Имитационно-моделирующие игры.

  4. Игра – направляемая дискуссия

  5. Игра – творческая дискуссия


1. Ролевые игры

Ролевые игры (игры – драматизации) были самыми первыми среди всех типов учебных игр. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Поэтому ролевые игры, ролевой компонент, сохраняет ведущее значение и в современных дидактических разработках. Дидактическая ориентированность. Этот тип игр целесообразно использовать на этапе усвоения и закрепления учебного материала. Различная степень сложности исполняемых ролей позволяет организовывать ролевые игры в группах детей с различным уровнем подготовленности.

Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что они создают условия для познания через эмоциональное «проживание», через активную деятельность. Знания, связанные с чувствами, не только являются наиболее прочными, но и самыми полными, дающими целостное представление об изучаемом материале и его месте в реальной жизни. Кроме того, познание полностью включает ресурсы полушарий мозга, стимулируя интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, гармонизируя его. Для обеспечения развивающего эффекта ролевой игры необходимо на этапе рефлексии подводить итоги не только с позиций знаний (тех, которые приобрели, или которых не хватало), но и специально обращаться к возникавшим чувствам, анализировать их. Предметная ориентированность. Ролевые игры могут проводиться на материале любой из биологических дисциплин, а также – интегрировать материал разных наук.

Так при изучении темы: «Простейшие» в 7 классе провожу фрагмент урока в виде ролевой игры о значении простейших в природе и жизни человека. Эта игра готовиться заранее. Распределяются роли, сочиняются стихи, песни, подбирается музыка, изготавливаются костюмы. У обучающихся развивается речь, музыкальный слух, тренируется память. В процессе работы повышается самооценка, уважение друг к другу, они учатся общаться, договариваться, прислушиваться друг к другу.

Например, в 7 классе при изучении темы «Шляпочные грибы» провожу урок - путешествие в мир грибов. Учащиеся, работая в парах, посещают различные станции и знакомятся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов.

Станция «Исследовательская», на которой обучающиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, выполняют лабораторную работу и закрепляют материал, отвечая на шуточные вопросы.

Станция «Географическая» помогает выяснить условия, необходимые для развития грибов.

На станции «Информационной» дети учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отгадывать загадки о грибах. Они заполняют таблицу о грибах-двойниках и формулируют правила сбора грибов.

Активизация познавательной деятельности выражается во время игры в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в парах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувства коллективизма.

Недостатком таких уроков является ограниченное число участников – только действующие лица (от 3 до 10), остальные зрители. Обычно это снижает эффективность урока. Неучастие сопутствует пассивному восприятию темы. Однако все зависит от ее популярности. Если интересно подобран материал, и он эффективно преподносится, то успех обеспечен. Такие формы уроков более приемлемы в старших классах. 

2. Игры – состязание.

В играх состязаниях действия учащихся – игроков ограничиваются определёнными условиями (правилами) и направляются к заданной цели (победы, выигрыша, приза). Игры – состязания чаще всего бывают командными, но могут проводиться и индивидуально.

Дидактическая ориентированность. Этот тип игр наиболее целесообразно использовать на этапе контроля усвоенного материала. Учащимся выдаётся определённое задание, которое они должны выполнить за заранее оговорённое время и в соответствии с конкретными правилами, сообщаются также правила начисления очков. Во время игры учитель выполняет роль ведущего и судьи.

Педагогическая ценность. В социально – педагогическом плане игры– состязания развивают у участников мотивацию достижения 6 результата, умения работать в команде, распределять задания по силам, брать на себя ответственность. Предметная ориентированность. Чаще всего предметное содержание игр – состязаний бывает сосредоточено в какой-то одной области биологии или конкретной темы.

Игра – путешествие на тему «Розоцветные» (7 класс)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино». Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

Станция вторая «Исследовательская». На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск». Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание по следующему плану.

Станция четвертая «Знайкино». Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных.

Урок обобщение в 8 классе по теме «Общая характеристика типа простейших» проводится в виде игры – экспедиции «Покорение вершины».

На первом этапе проходит подготовка к экспедиции. Перед любой дорогой необходимо проверить снаряжение. У каждой группы в импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов; учащиеся должны разложить слова по порядку и дать четкую формулировку каждого понятия. 

Второй этап «Метеосводка», - какая погода ждет нас, ко всему ли мы готовы? 
Каждая группа получает свое «облако» с изображением разных животных: амеба, эвглена, вольвокс, инфузория-туфелька.  На доске 6 облаков на обратной стороне каждого находятся вопросы.

Третий этап «Покорение вершины».  Первая высота «Слушай, не зевай». Слушая вопросы учителя, ребята поднимают в качестве ответа карточки с названиями животных (амеба, эвглена, вольвокс, инфузория-туфелька, дизентерийная амеба). 
Вторая высота «Ледовая трещина».  На доске написан рассказ, в котором учащиеся должны найти, объяснить и исправить ошибки. 

Третья высота «Камнепад».  Каждая команда выполняет задания трех уровней. 
Четвертая высота «Тренажер».  Каждой команде выдаются рисунки. Команды должны определить и объяснить, что там нарисовано. (Процесс питания амебы, образование цисты, бесполое размножение, половое размножение, деление амебы). 

Пятая высота «Снежная лавина». Составить схему классификации простейших. 
Затем следует подведение результатов, ребята оценивают, насколько покорилась вершина. 

3. Имитационно – моделирующие игры.

Имитационно – моделирующие игры могут быть представлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуальный вариант является наиболее простым и носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся знаний на практике). Групповой вариант характеризуется более глубоким и сложным построением учебного процесса, требует умелого распределения ролей и организации сотрудничества внутри группы. Проведение ролевых имитационных игр обычно не нуждается в сложном техническом оснащении.

Дидактическая ориентированность. Этот тип игр наиболее соответствует таким задачам урока, как закрепление материала или обучение учащихся применять на практике уже имеющихся знаний. Педагогическая ценность. В социально – психологическом плане имитационно – моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения.

Предметная ориентированность. В играх могут моделироваться ситуации, затрагивающие сферы самых разных дисциплин: биологии, географии, истории, экономики, обществознания и т.д. Предметное содержание игры обычно является интегрированным.

В качестве примера имитационно – моделирующей игры можно провести игру в 9 классе «Приём к врачу». Данную игру лучше проводить после изучения нескольких тем, для того, чтобы больше врачей – специалистов приняло в ней участие. Предлагаемые темы: «Опора и движение», «Транспорт веществ», «Дыхание».

Цель и задачи игры: повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей – специалистов, повторить основные методы диагностики заболеваний, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний. Класс делится на 3 группы: врачи – специалисты; пациенты, пришедшие на приём к врачу; эксперты, оценивающие работу врачей (остальная часть класса). Перед каждым учеником лист с таблицей, которую они должны заполнить к концу урока, внимательно выслушав врачей и пациентов. В конце урока ученики – эксперты сами выставляют оценки «врачам», учитывая все критерии, приведённые в таблице.

Ещё один пример имитационно–моделирующей игры в 10 классе по теме «Деление клеток – митоз». Для удобства было решено пронаблюдать за поведением одной пары гомологичных хромосом в данном процессе, хотя на самом деле их гораздо больше. Предварительно были распределены роли: Гомологичные хромосомы - А и а; их копии – А* и а*; Клеточный центр (центриоли); ядерная оболочка; ведущий, который комментирует происходящее и выносит таблички, на которых написаны фазы жизненного цикла клетки и митоза. Участников игры – 13– 14 человек, остальные – зрители.

Пример имитационной игры в 10 классе по теме: Медицинский консилиум по генетическим заболеваниям.

В ходе игры:

  • Генетики – знакомят с наследственными заболеваниями человека.

  • Историки – познакомят с наукой евгеникой.

  • Корреспонденты - изучат отношение общества к людям с наследственными заболеваниями.

  • Медики – изучат меры профилактики наследственных болезней.

На уроке в 9 классе по теме «Строение и функции зубов» я своим ученикам даю задание: разыграть сценку о приеме пациента стоматологом с целью профилактического осмотра. Врач задает вопросы: Хорошо ли вы прожевываете пищу? Грызете ли вы орехи? Когда чистите зубы?

Пациент, конечно, отвечает так, что всем участникам игры становится понятно – от правил гигиены он весьма далек. (Ведь это игра). Врач терпеливо исправляет его и объясняет не только пациенту, но и всем учащимся, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами. На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу учащихся обратить внимание на симптомы заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов В, С, А, Д. На следующем занятии при опросе учащемуся предлагаю выполнить роль врача, а сама обращаюсь к нему с жалобами на плохое самочувствие (называю симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов). Врач должен поставить диагноз, назначить лечение и дать советы по профилактике авитаминоза.

Пример простой имитационной игры в 11 классе по теме: «Экологические факторы». Для игры, в которой может принять участие любое количество ребят, необходимо подготовить набор игровых кубиков. Каждый кубик несет информацию об одном из экологических факторов, например температуре, а каждая из шести его граней означает вариант степени изменчивости данного фактора (t0 : +100С, +180 С, +650 С, -40 С,-400 С,-1800 С). Игра заключается в том, что ее участники, бросая кубики, получают те или иные параметры среды по различным факторам, что дает возможность составить характеристику среды, экосистемы. Отбирая различные кубики, можно выделять и описывать совокупность реально существующих факторов, демонстрировать их роль, «заселять» среду и экосистемы представителями флоры и фауны.
Один из вариантов игры может начинаться с кубика «температура». Случайное выпадение одной из его граней определяет среднюю температуру среды. Ориентируясь на нее, учащиеся составляют список различных сообществ, способных существовать в таких температурных условиях, затем называют животных и растения, характерные данным сообществам. Подбрасывание второго кубика, например «влажность», дополняет характеристику среды и заставляет участников игры сокращать первоначальный список. Использование информации третьего кубика («освещенность», «химический состав воды» или «антропогенная деятельность») приводит к тому, что в списке остается совсем немного названий организмов. Таким образом, учащиеся в процессе активного поиска самостоятельно приходят к выводу о значении экологических факторов.

4. Игра – направляемая дискуссия.

Дидактическая ориентированность. Игра – направляемая дискуссия будет лучшим вариантом в том случае, если у учителя имеется изначальная установка на проблемность темы, а задачей урока является показать существование противоположных идей и их принципиальные различия, проявляющиеся в тех или иных жизненных реалиях. Этот тип игры может быть использован как на этапе закрепления, так и усвоения нового материала, он позволяет также активно включиться в игру детям разного уровня подготовки.

Педагогическая ценность. В социально – психологическом плане игра – направляемая дискуссия ориентирует учащихся на принятие активной жизненной позиции, развитие навыков участия в дискуссиях и навыков публичного выступления.

Предметная ориентированность. В этой игре может использоваться материал любой из учебных дисциплин. Основой для организации игровой деятельности выступает противопоставление, столкновение оппозиций. Игра – направляемая дискуссия может иметь наглядно – образный характер, так и вербально – логический. В первом 10 случае знания, получаемые детьми, подкрепляются эмоциями, являются «прочувственными». Во втором - получаемые знания опираются на логику и обоснованные аргументы. Выбор характера игры определяется возрастом детей.

Примером игры - направляемой дискуссии может служить игра на уроке закрепления знаний в 11 классе по теме «Взгляды учёных К.Линнея, Ж-Б. Ламарка и Ч.Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования». Тематика урока связана с закреплением знаний учащихся об историческом развитии эволюционных взглядов в биологии.

Задача занятия – показать правильность и ошибочность взглядов суждений учёных, сформированных благодаря общественно – экономическим и научным предпосылкам. Краткое описание игры: класс делится на 3 группы, каждая из которых будет отстаивать правильность взглядов одного из учёных. Каждой группе выдаётся карточка с перечнем вопросов, обсуждение которых и будет основой дискуссии: - процесс возникновение жизни на Земле; - происхождение видов живых организмов - их изменяемость во времени - причины биологической эволюции - причины многообразия живой материи и др. В ходе дискуссии учитель подводит учащихся к мысли о том, что каждый учёный выдвигал прогрессивные идеи в биологии, которые создали фундамент для развития эволюционных представлений для учёных следующих поколений.

  5. Игра – творческая дискуссия.

Дидактическая ориентированность. Этот тип игр целесообразно использовать в таких ситуациях, когда основная направленность обучения связана с развитием критического мышления, анализа сложных проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Усвоение фактического материала в этом типе игр выступает как основа для творческого применения знаний.

Педагогическая ценность. В социально – психологическом плане игры – творческие дискуссии развивают у участников полемические и ораторские способности. Воображение и творчество, формируют умения строить аргументированные высказывания, внимательно выслушивать оппонентов, становиться на чужую точку зрения. Педагогически значимым является также развитие умений конструктивного взаимодействия и внутригруппового сотрудничества.

Предметная ориентированность. Перед учащимися ставится проблема и создаётся установка на отказ от поиска однозначного решения. Учитель руководит ходом учебной игры путём грамотной постановки вопросов, вопросы задают определённую направленность дискуссии и включают следующие моменты: - проведение исторического анализа проблемы; - выявление текущих сложностей и затруднений; - разложение поставленной проблемы на более частные; - разработка решений, охватывающих каждую из частных проблем; - выработка решения, охватывающего общую проблему; - оценка решения, поиск логического обоснования решения, - формулирование следствий этого решения.

Примером игры - творческой дискуссии может служить игра на уроке биологии в 11 классе «Гипотезы происхождения человека». Тематика урока связана с изучением нового материала о многообразии гипотез возникновения биологического вида – человек разумный. Задача занятия – ознакомить в ходе дискуссии с гипотезами происхождения человека, возникавшими в разные исторические эпохи. У разных народов и в разных научных средах. Ребятам заранее предлагается литературные источники, освещающие ту или иную гипотезу. Класс разбивается на небольшие группы по 6 – 8 человек. Каждая группа получает исходные сведения и перечень вопросов, находят аргументы в пользу выбранной гипотезы. На уроке каждая группа выступает в качестве экспертной научной комиссии на заседании учёного совета, она стремиться отстоять свой взгляд на проблему, используя собранные аргументы, иллюстративный материал, а также навыки ведения дискуссии и публичного выступления.

Игры- миниатюры

Провожу как на уроке, так и во внеурочной учебной деятельности. Они занимают обычно 10-15 минут направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и поговорок о растениях и животных. Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например:

1. Растительные анаграммы. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия растений. Тосол = лотос; Тарас = астра.

2. Табло из букв. На партах, перед учащимися лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множествами букв. Ученикам необходимо, на этом табло найти термины к своим определениям. Движение можно осуществлять только по горизонтали и вертикали.

3. « Угадай – ка». Составить ключевое слово из букв, указанных в заголовках строк животных, находящихся на «правильных» пересечениях.

4. Реши пример.

а) Линия-ния+мир-ир+фара-ра=? (лимфа);

б) Суслик-лик+ток-ок+авто-то=? (сустав).

5. Собери из букв слово (соцветие)

6. Путаница. Изучив тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов» пусть девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)

7. «Кто определит раньше». В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.

8. Игра «С точностью до…». Эта игра уместна, когда необходимо сопоставить цифры и числа с вариантами ответа.

9. Сказки. Для активизации внимания и привлечение интереса служит материал по теме «Лишайники» в 7 классе, предложенный в виде сказки. Прослушав сказку, дети работают в маршрутных листах: отвечают на вопросы о строении лишайников, отгадывают загадки и выполняют лабораторную работу. Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.

10. «Найди родственников» - выигрывает тот, кто больше назовет представителей предложенного семейства.

11. Биологическое лото. Расположи изображения растений к соответствующим им таксономическим категориям. Использую при повторении пройденного материала, а также на обобщающих уроках.

12. «Слушай, не зевай» - по перечисляемым признакам нужно определить семейство.

13. «Пятый лишний» - найти лишнее растение, не относящееся к данному семейству.

14. «Игра- цепочка» - ученики задают друг другу вопросы, если кто-то не справляется, то ему помогают и игра продолжается.

15. Игра «Рассказ – небылица» по теме: «Плоские черви», где ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое, и я целыми днями просиживал в пруду, по дну которого ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они цеплялись мне за ноги особыми крючками и присосками, а однажды один червь даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось поесть, я схватил булку и быстро проглотил её. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я, трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

16. Разгадай кроссворд.

17. Соотнеси.

18. Разгадай головоломку. Замени согласные буквы по схеме и выбери значение зашифрованного слова.

20. Разгадай филворд, в котором представлены растения разных природных сообществ. Из оставшихся букв составь название еще одного растения. Определи природное сообщество, которому оно принадлежит. Подсчитай количество растений в филворде, которые относятся к тому же природному сообществу, что и зашифрованное.

21. Разгадай ребус. Укажи картинку, которая относится к разгаданному слову.

22. Утверждения. Соглашаясь или не соглашаясь с утверждением, ты сможешь по стрелкам добраться до буквы, которая и является решением этой головоломки.


5. Результаты обучения, достигнутые благодаря активизации мыслительной деятельности.

Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика. Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса. В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам.

  1. Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.

  2. Игра требует от школьника знаний предмета.

  3. В игре ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой результаты.

  4. Во время игры учащиеся не только получают новую информацию, они учатся обобщать, систематизировать, выделять главное, правильно использовать и применять эту информацию.

  5. Групповая работа объединяет, сближает учащихся, они учатся работать коллективно, повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, активизируется память и быстроту реакций.

  6. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.

  7. Результаты игр показывают школьникам и учителю уровень подготовленности обучающихся. Они побуждают их к познавательной активности и повышают интерес к предмету.

  8. Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними.

Все описанные выше приемы содействуют развитию у учащихся умения творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем на уроках и внеклассных занятиях.


Выводы: 
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии; 

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых; 

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология; 
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

5. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. 







11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее