Коррекционно-развивающая работа с учащимися с ЗПР на уроках музыки.
Волков Антон Сергеевич
учитель музыки школы №11
г. Коломна
Коррекция (лат. Corrеctio - исправление) в дефектологии – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения),так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
По-мнению С. Г. Шевченко учителю при организации коррекционно-развивающего обучения следует выделять 4 типа учащихся с задержкой психического развития (ЗПР):
ЗПР конституционального происхождения (характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизмом, отсутствием чувства ответственности, повышенной требовательности к другим и т.д.);
ЗПР соматогенного происхождения (соматическая недостаточность различного происхождения: пороки развития внутренних органов, тяжелые соматические заболевания и пр. – учащиеся неспособны к длительным психическим и физическим нагрузкам);
ЗПР психогенного происхождения (ЗПР обусловлена неблагоприятными условиями воспитания – зачастую конфликтной обстановкой в семье. Такие учащиеся характеризуются отсутствием любознательности, познавательных интересов, заинтересованности в успешном выполнении учебных заданий и пр.);
ЗПР церебрально-органического происхождения (нарушение и эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности в следствии негрубой органической недостаточности нервной системы – психомоторной расторможенности, импульсивностью или тормозимом).
Учитель должен приспосабливать к уровню развития учащихся с ЗПР темп изучения учебного материала и методы обучения:
многократно объяснять теоретическую часть учебного материала, для закрепления полученных навыков требуются частые указания и упражнения;
значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме;
прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает;
подводить учащихся к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим;
школьнику с ЗПР значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям;
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
предотвращать наступление утомляемости, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение учебного материала небольшими дозами, использовать красочный дидактический материал и т.п.);
педагогический такт со стороны учителя. Используя поощрения в учебной работе, педагог тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.
К основным направлениям коррекционной работы, которые необходимо реализовывать при обучении учащихся с ЗПР относят:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Рассмотрим как это реализуется на практике на примере такого этапа урока музыки, как распевание. В 1 классе мы знакомим учащихся с распеванием, учим детей одновременно начинать, работаем над дикцией и выразительным исполнением. «Едет – едет паровоз: две трубы и сто колес, Две трубы и сто колес, машинист - рыжий пес». А в 3 классе это же распевание выполняется учащимися с ритмическим рисунком и одновременным показом звуковысотности путем имитации кистью рук нотного стана и расположения на нем нот мелодии распевки.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания – реализуется в процессе разучивания музыкального репертуара по нотам и текстам песен; развитие зрительной памяти и внимания и формирование обобщенных представлений о свойствах предметов – осуществляется в ходе знакомства учащихся с видами оркестров и их инструментами, а успешность данной коррекционно-развивающей работы оценивается с помощью дидактических игр «Угадай на чем играю», «Какой инструмент лишний» - в младших классах, «Поле чудес» и «Кросссворд», «Музыкальные загадки» в средних классах. Развитие представлений школьников о времени на уроках музыки осуществляется на каждом уроке при разучивании песен, при распевании, в процессе пения, т.к. в каждой мелодии есть свой ритмический рисунок. Успешность данной коррекционно-развивающей работы происходит, когда учащиеся угадывают песню по тому ритмическому рисунку, который я прохлопываю им (или дети прохлопывают друг другу). Кроме того, на уроках музыки дети получают представление о длительностях нот (целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Например, распевание «Бьют часы на башне тик-так, тик-так, а стенные побыстрее тики-таки, тики-таки, а каминные спешат тики-таки-тики-таки-тики-таки-так». Развитие слухового внимания, памяти и формирование звукового анализа учащихся происходит на этапе урока слушание (учащимся предлагается прослушать музыкальный материал, например, фонограмма «Вальса» - в 1 классе вальс изучается как танцевальная, веселая музыка, во 2 классе – как фрагмент из балета, в 5-6 классе изучается как музыкальная форма произведения, анализируется характер сопровождения и манера исполнения. Так же применяется дидактическая игра «Ритмическое эхо» со словами и без слов с учетом индивидуальных возможностей учащегося).
Развитие основных мыслительных операций: развитие навыков группировки и классификации (реализуется, например, при изучении инструментов оркестра (симфонического, народного, духового), при обобщении конкретных музыкальных произведений из репертуара в жанры музыки (полька, вальс, полонез в 1-3 классе; мазурка, менуэт, гопак, танго в 5-7 классе – танцевальный жанр), классификация композиторов по стране проживания (Глинка, Чайковский – русские, Штраус, Моцарт – австрийские).
Развитие различных видов мышления. Так, наглядно-образное мышление развивается при передаче настроения и характера музыки в рисунке (например, Григ «Утро», «Скворушка прощается» - 3 класс). Словесно-логическое мышление развивается, например, в ходе дидактических игр «Слово с нотой» (например, учащиеся придумывают слова с нотой «ре»: река, реклама, ребус, ремонт и пр, «Ритм и слово» (на заданный ритмический рисунок учащиеся подбирают слова) и игре «Наоборот» (учащиеся должны подобрать антонимы).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы осуществляется в процессе пения по ролям, работой над выразительным, эмоциональным исполнением музыкальных произведений, драматизации). Например, в песне «Веселый музыкант» в 1-2 классе, «Колыбельная», «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят», в песне «Котенок и щенок» и др.
Развитие речи происходит на протяжении всех этапов урока: распевание и пении (при разучивании текстов), устный анализ слушания.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря происходит во время знакомства с музыкальным творчеством разных народов мира, с разнообразием музыкальных инструментов, биографиями композиторов. Результат данной работы оценивается при составлении и разгадывании кроссвордов, при разгадывании музыкальных загадок, при использовании традиционных метолов контроля знаний (устный и письменный опрос). Обогащение словаря школьников происходит при разучивании текстов песен, названий музыкальных произведений и инструментов. Так же проводится индивидуальная работа.
Вся выше названная систематически проводимая работа позволяет технологизировать процесс коррекционно-развивающего обучения на уроках музыки (т.е. учитель музыки, применяющий названные методы и приемы работы может добиться аналогичного результата со своими учениками.