А.Н. Островский: жизнь и творчество (1823-1886)
Детство и юношеские годы
Александр Николаевич Островский родился
12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника. Жила семья в тех замечательных местах Москвы, которые затем нашли доподлинное отражение в пьесах Островского.
Детство и юношеские годы
В 1831 году семью постигло горе — после родов умерла Любовь Ивановна Островская.
Николай Федорович женился вторым браком на баронессе Эмилии фон Тессин.
Она учила детей музыке, французскому и немецкому языкам, которые знала она в совершенстве, приличным манерам, обхождению в обществе.
Обучение
После окончания гимназии в 1840 г., по настоянию отца, Александр поступил в Московский университет, на юридический факультет, хотя сам хотел заниматься преимущественно литературным трудом.
Служба
Уйдя из университета, Александр Николаевич в 1843 году определился на службу в Совестный суд, а в 1845 году перешел в Московский коммерческий суд, где платили больше. Служба длилась пять лет, до 10 января 1851 года.
Формирование
А.Н. Островского-писателя
Литературные взгляды
Островского складывались под
влиянием Белинского и Гоголя: в
гоголевской
(реалистической)
манере были
написаны первые очерки и
драматические этюды.
Этапы творчества Островского
- Ранний период (1847-1851)
- «Москвитянинский период» ( 1851-1855 )
- Предреформенный период (1856-1860)
- Пореформенный (1861-1886)
Ранний период (1847-1851)
писатель только ищет свой путь в искусстве, создает прозаические очерки в духе «натуральной школы» и пишет первую комедию «Банкрот»
(более позднее
название
«Свои люди
– сочтемся»)
«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
Пьеса была напечатана в 1847 г., а поставлена через 12 лет.
На первом плане семьи – самодур. Причем самодуром может быть любой человек. В основе самодурства – имущественное отношение
«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
В первой пьесе Островский заглянул в запретную зону – в быт, в интимный мир.
Закон жизни, о котором пишет Островский, – это обман.
«Свои люди – сочтемся» («Банкрот»)
На первом плане – общая обстановка жизни с ее закономерностями. Островский подчеркивает, что он пишет о рядовых людях. Всякую пьесу
надо начинать
анализировать
с понимания конфликта.
Отношение общества к пьесе
Общество по-разному приняло пьесу:
Передовая часть общества:
- назвала автора «Колумбом Замоскворечья»;
- комедию – купеческими «Мертвыми душами».
Официальные лица:
- собственноручная резолюция Николая I гласила: “Напрасно печатано, играть же запретить”;
- драматург был отдан под негласный надзор полиции;
Официальные лица:
- было заведено дело о литераторе Островском;
- судебное начальство предложило секретарю Островскому подать прошение на увольнение.
Ответ А.Н. Островского
Но реакция официальных властей не сломила вольнолюбивый дух Островского . Он продолжает создавать свои «пьесы жизни».
«Москвитянинский период»
охватывает 1851—1855 годы, время, когда Островский сближается с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», органа позднего славянофильства.
В эти годы им написаны пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»
Предреформенный период
В следующий, предреформенный период (1856-1860), драматург тесно связан с редакцией журнала «Современник», представляющего революционно-демократический лагерь.
А.Н. Островский и журнал «Современник»
Предреформенный период
На этот период приходится создание им пьес «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и трагедии «Гроза» - вершины драматургии Островского.
«Доходное место» (1857)
Разоблачает чиновников-взяточников, продажных карьеристов, подхалимов (Вышневский, Юсов, Белогубов). С ними борется разночинец-труженик, бедный
интеллигент Жадов,
который хочет жить
честным трудом,
бороться против взяток
и всякой неправды.
«Гроза» (1859)
«Гроза» , в которой поставил задачу - обличить экономическую и духовную тиранию «темного царства» (образы Дикого и Кабанихи) и
показать процесс
зарождения протеста
против вековых
традиций (образ
Катерины).
Пореформенный период
Подавляющее число пьес было написано Островским в последний, пореформенный , период, охватывающий 1861-1886 годы.
Пореформенный период
По жанрово-тематическим признакам условно их можно разделить на следующие группы:
- комедии, изображающие жизнь купечества : «Не все коту масленица», «Правда - хорошо,
а счастье - лучше», «Сердце
не камень»;
- исторические пьесы : «Козьма
Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода,
или сон на Волге»;
Пореформенный период
- сатирические комедии : «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес»,
«Волки и овцы»;
- психологические драмы :
«Поздняя любовь», «Последняя
жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники»,
«Без вины виноватые».
“ Бесприданница”
Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца».
“ Бесприданница”
«Бесприданница» - гневное обличение безнравственного общества, где человек – вещь, которую можно разыграть в орлянку.
Смерть великого драматурга
Островский умер утром 2 июня 1886 г. во время очередной ранней работы.
Похоронили Александра Николаевича Островского на местном кладбище 5 июня.
Творчество его осталось потомкам, обессмертив имя писателя.
Вклад А.Н. Островского в русскую культуру
- Создатель русского национального театра.
- Создатель русского национального театра.
- Открыл новый тип героя – тип самодура.
- Открыл новый тип героя – тип самодура.
- Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
- Вывел на сцену новое сословие – русское купечество.
- Создатель «пьес жизни».
- Создатель «пьес жизни».
- Создатель реалистической актерской школы.
- Создатель реалистической актерской школы.
«Гроза»
Особую известность драматургу принесла пьеса «Гроза». В основе ее лежит семейно-бытовой конфликт в купеческой среде .
«Гроза»
В драме «Гроза» автор знакомит нас с обстановкой и образом жизни обитателей города Калинова , в котором происходит действие. Он расположен на высоком берегу Волги.
Система образов :
главные действующие лица «Грозы» делятся на два лагеря:
угнетатели и угнетенные.
Система образов:
К угнетателям относятся Савел Прокофьевич Дикой и Кабаниха (так называют Марфу Игнатьевну Кабанову обитатели города), к угнетенным - все остальные.
Савел Прокофьевич Дикой
Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе Калинове. Это грубый, жестокий, деспотичный человек, самодур, от которого окружающие находятся в экономической зависимости.
Марфа Игнатьевна Кабанова
Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет . И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.
«Гроза»
- «Гроза»
Кабанова — Н. В. Рыкалова
- Кабанова — Н. В. Рыкалова
- Кабанова — Н. В. Рыкалова
Москва. Малый театр. 1859
Катерина
Катерина отличается по складу своего характера от всех действующих лиц «Грозы». Борьба Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства» .
Молодое поколение Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
Представителями молодого поколения в пьесе являются:
- Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны Кабановой, муж
Катерины, брат Варвары.
- Катерина – жена Тихона
Кабанова, любовница Бориса, сноха Марфы Игнатьевны Кабановой.
Молодое поколение Образ Кулигина – талантливого самоучки из народа
- Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича Дикого, любовник Катерины.
- Варвара – дочь Марфы
Игнатьевны Кабановой,
сестра Тихона Кабанова.
- Кулигин – талантливый самоучка из народа.
Тихон Кабанов
– с детства привык слушаться маменьку, боится ей перечить, безропотно сносит ее издевательства, не хочет жить своей волей: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». «Я, кажется, из вашей воли ни на шаг».
- Заветное желание Тихона: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то».
- Тихон – жертва «темного царства». Оно превратило его в безвольного забитого человека, неспособного бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».
Борис
– племянник Дикого, учится в академии, живет у дяди, ждет завещания бабушки. По характеру робок и нерешителен. Добролюбов о Борисе: «Образование отняло у него силу делать пакость… но не дало ему силы противостоять пакостям, которые делают другие».
Кулигин
– талантливый самоучка; им движет идея бескорыстного служения людям, стремление принести пользу обществу. Он осуждает жестокие нравы «темного царства», но боится самодурной силы, склоняется перед ней.
Кулигин учит покорности и других. «Лучше же стерпеть» - его совет Кудряшу. Но в сцене гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста: «Вот вам ваша Катерина. … Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!».
Эти слова не только оправдание Катерины, но и обвинение тех, кто ее загубил.