Цели:
- познакомиться с важнейшими фактами жизни и творчества писателя;
- Определить роль Островского в истории русской литературы.
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Первое здание Московского Университета
Купцы, играющие в шашки .
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил
Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Памятник А.Н. Островскому
в Москве
Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково.
В творчестве А.Н.Островского можно выделить несколько периодов:
творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 – 1851 годы – А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)
1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».
1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.