«Библеские темы в изобразительном искусстве»
Стержневая основа урока :
осознание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как основы формирования духовных ценностей.
Тип урока: комбинированный
Урок изобразительного искусства в 7 классе
по рабочей программы
( на основе программы Б.М. Неменского).
Автор – составитель:
Фролова Л.Г., учитель ИЗО, МБУО СОШ № 20 п. Сулук Хабаровский край
Цель урока:
Познание содержательной сути библейских сюжетов в изобразительном искусстве как стержневой основы формирования духовных ценностей
Задачи урока:
- Метапредметные
Формирование способностей анализировать библейские сюжеты сквозь призму восприятия современной истории
- Личностные
Воспитание способностей ориентироваться в своей жизнедеятельности на высшие ценности, заложенные в библейских сюжетах.
Задачи
Результат
По содержанию:
По содержанию:
- Познание смысловых понятий, концептуальных идей заложенных в библейских сюжетах и отраженных в произведениях изобразительного искусства художников: Андрея Рублёва, Рафаэля, Леонардо да Винчи,
- Знать смыслы, концептуальные идеи, заложенные в библейских сюжетах
Рубенса, Джотто, Боттичели.
По деятельности:
По деятельности:
- овладение
- уметь
- умениями читать заложенную идею
- читать заложенную идею в художественном произведении сообразную замыслу художника;
- создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;
в художественном произведении сообразную замыслу художника;
- анализировать и проводить самоанализ выполненного эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)
- умениями создавать эскиз композиции на библейские сюжеты выразительными средствами;
- навыками анализа и самоанализа эскиза композиции (в соответствии с представленными критериями)
Методы работы на уроке:
- Метод целостности (направленный на вычленение обобщающих уроков, задача которых не просто повторение, а создание целостности, единства изучавшейся в четверти).
- Метод единства восприятия и созидания (просмотр, прослушивания, практическая деятельность).
Зрительный ряд :
авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».
Музыкальный ряд:
«Пресвятая Богородице, спаси нас» Оборудование урока: интерактивная доска, мультимдийный проектор, карандаши, бумага, акварель, гуашь, кисти.
Драматургия
/Структурообразующие элементы урока/
- Завязка (актуализация знаний, выход на проблему урока) - 8 мин.
- Кульминация (выход на тему урока) -10мин.
- Развязка (выполнение самостоятельной работы) - 20 мин.
- Эпилог (подведение итогов урока) - 5 мин.
- Последствие (объяснения домашнего задания) - 2 мин.
Критерии оценки деятельности учащихся на уроке:
- Готовность ученика к сотрудничеству с учителем.
- Отношение к учебно-творческой деятельности.
- Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
- Индивидуально-общественная значимость результатов и продукта изобразительной деятельности.
Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом
Иоанн Златоуст — христианский святой, почитаемый в лике святителей. Скончался 14 сентября 407 года…
«Священное Писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрую».
Иоанн Златоуст
«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
Андрей Рублёв «Троица». 1420г
Рассмотрите и проанализируйте….
По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
«Владимирская икона
Божией Матери»
Фрагмент
иконы
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б.Пастернак
«Сикстинская мадонна» Рафаэль 1512-1513 гг.
Леонардо да Винчи.
Автопортрет.
Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Лучшие произведения Леонардо да Винчи на этот сюжет – «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») – жемчужины коллекции Эрмитажа.
«…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»
Леонардо да Винчи
«Мадонна Бенуа»
Все эти художника обращались к евангельским сюжетам в своём творчестве. Как пример "Поклонение волхвов" - один из важных и часто изображаемых в христианском искусстве сюжетов.
Рубенс Питер Пауль
(1577–1640)
Леонардо да Винчи.
Родился в1452г
Портрет Джотто 1266/1267 - 1337), итальянский живописец
кисти Паоло Уччелло. Около 1450 года
Рафаэль Санти
( 1430-1520) «Автопортрет»
Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »
(1606 – 1669)
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б. Пастернак
«Поклонение волхвов»
Рубенс Питер Пауль (1577-1640 )
Джотто ди Бондоне. «Поклонение волхвов» (1304—1306).
Падуя. Капелла Скровеньи.
Рафаэль Санти. Поклонение Волхвов
1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.
Нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. « Автопортрет »
(1606 – 1669)
«Поклонение
волхвов»
Леонардо да Винчи.
(1452-1519)
Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочётов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца…
«Поклонение волхвов» (1472-1477 ) (галерея Уффици, Флоренция, доска, масло, 246х243 см.)
… в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.
«Поклонение волхвов»
художник Сандро Боттичелли
1474-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция.
. Около 1475. Дерево, темпера. 111х134
Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.
Критерии оценки детского рисунка:
- Отношение ребенка к уроку.
- Композиционное расположение изображаемого проекта на листе. Возникновение замысла. Поиск решения (эскизы, наброски).
- Мастерство (с помощью ознакомления с картинами художников), создавать сюжет на библейскую тему.
- Качество детской продукции непосредственность, идея.
Задание на самостоятельную работу
- на тетрадном листке выполнить эскиз;
- перенести эскиз на лист;
- уточнить композицию.
Примерные эскизы композиций на библейскую тему
Рефлексия
До конца урока осталось 5 минут.
Проводим мини выставку на промежуточном этапе т.к на следующем уроке мы завершим работу на библейский сюжет в цвете.
Заканчивается урок музыкальным короткометражным фильмом «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Домашнее задание
- подготовить и принести краски и кисти для выполнения рисунка в цвете;
- на выбор – подготовить реферат об иконе или картине на библейскую тему
Примерно так, на следующем уроке, должны быть завершены творческие работы учащихся.
Для своего рисунка . выбрала один из самых грустных сюжетов Библии - молитву..
Работы по библейским сюжетам. .
Рисунки на рождественскую тему .
Темы , сюжеты - деревенская жизнь, семья, библейские истории, любимые ангелы...
uh.ru 3D рисунки на асфальте.
Спасибо за внимание!