«Пророк» Стихотворение
Михаила Юрьевича Лермонтова
Учитель русского языка и литературы средней школы №13 г.Ярославля Пешкова О. Н.
Как вы понимаете слово «пророк»?
Пророк -англ. prophet;
Прорицатель, говорящий от имени Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством.
(Социологический словарь)
М. Врубель «Голова Пророка»
Пророк
- (гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа.
- Это лицо, говорящее от имени Бога, сообщает народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением.
- В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе.
- (Исторический словарь)
- В 1826 году А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк»
«Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина» (Краткая Литературная Энциклопедия)
«Пророк»
1841
История создания стихотворения
- В июле 1841 года поэт внезапно осознает в своей душе перемену: «Если он прежде был как бы пророком любви-убийцы, то теперь не должен ли он стать пророком любви к ближнему».
- Он вспоминает свои беседы с А.И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе пророка.
- «Пророк», написанный в 1841 году,— одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание.
Послушайте стихотворение. Какова его тема? Основная мысль?
Как вы поняли смысл стихотворения «Пророк»?
- Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Иллюстрация И.Е. Репина к стихотворению «Пророк»
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;
Фразеологизм «Посыпать голову пеплом»
Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки», тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий…
Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Тема: противостояние поэта и толпы Идея :
- «Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца». И. Каплан
- «Ошибочно думать, что в конце жизни Лермонтов пришел к заключению о ненужности поэтического слова» (И. Каплан. - Литература, 1994, №18).
- В библейском смысле пустыня— это символ страдания и очищения.. Именно в пустыне пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет предвечного», ему не только «тварь покорна ... земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.
Лермонтовский пророк
- У Лермонтова есть портрет пророка. Мы видим его со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые детали, черты его характера , внешности:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами . Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами ! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен ! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
Художественные особенности:
- Эпитеты
- («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»),
- метафора
- («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»),
- Сравнение
- («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»),
- Инверсия (обратный порядок слов)
- («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»).
- В стихотворении церковно-славянская лексика сочетается со словами из современного языка, это переносит в настоящее.
- В лермонтовском «Пророке» много взрывных согласных («посыпал пеплом», «бежал», «в пустыне»), что создаст определенную напряженность и прерывистость звучания, а акцентировка на гласном «у» создает печальную, тоскливую интонацию: «и вот в пустыне я живу», «как он угрюм и худ и бледен»
Найди Библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», они придают речи торжественность, взволнованные интонации.
ДЗ: выучить стихотворение наизусть
Учитель русского языка и литературы средней школы №13 г.Ярославля Пешкова О. Н.