История оперетты
Опере́тта (итал. operetta , дословно маленькая опера ) — театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки .
Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола»)
Происхождение
Истоки оперетты уходят в глубь веков.
Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях.
Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези — образец комической оперы, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже и порождённые им споры побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) — один из трёх источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская оперетта
Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» в Париже, на Елисейских полях. В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт. Оффенбах был превосходный театральный композитор — динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный. Хотя близкие к жанру оперетты постановки случались и до него (например, у Флоримона Эрве), но, по общему признанию, именно он создал оперетту как художественное целое и определил важнейшие признаки жанра.
Гортензия Шнейдер, примадонна Оффенбаха, в «Герцогине Герольштейнской»
Английская оперетта
Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 плодами сотрудничества У. Гильберта и А. Салливана. Сатирический талант Гильберта в сочетании с изяществом музыки Салливана породили такие популярные произведения, как: «Суд присяжных» (1874)
«Фрегат ее величества „Пинафор“» (1878)
«Пираты Пензанса» (1880)
«Микадо» (1885)
«Гвардеец» ( 1888 )
«Гондольеры» (1889)
Сцена из «Суда присяжных» Гильберта и Салливана (гравюра)
Иоганн Штраус
Венская классическая оперетта начинается с Иоганна Штрауса, чей дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.
Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов («Индиго и сорок разбойников», 1871, и «Римский карнавал», 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».
Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались «Веселая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1883) и «Цыганский барон» (1885). После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала «Венская кровь» (1899, компоновка и обработка Адольфа Мюллера)
Либретто оперетты И. Штрауса
«Летучая мышь» — одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: “А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?” Считается, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. История же создания оперетты «Летучая мышь» подтверждает, что путь от сценария к спектаклю порой бывает нелегким.
За основу сюжета оперетты была взята пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»), авторами которых стали известные драматурги Мельяк и Галеви, написавшие также сценарий «Кармен», известной оперы Жоржа Бизе. Штраусу очень понравился сценарий, поэтому писал он оперетту с большим воодушевлением. И хотя работал преимущественно ночами, и закончил ее в рекордный срок – 6 недель или за 42 ночи!!
Сюжет «Летучей мыши»
«Летучая мышь» – это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается собственная жена Розалинда; другой – в служанку Адель, при том, что он посмеивается и подшучивает над ее желанием стать актрисой его театра.
Премьера «Летучая мышь» состоялась 5 апреля 1874 года. Как это не удивительно, хотя история насчитывает немало таких примеров в мире музыки, оперетта не вызвала восторженного приема у публики. Штраус не был разочарован слишком сильно, но многие участники постановки рассчитывали на более теплый прием. Весомую роль в отношении к спектаклю сыграли критики, давшие не очень высокие оценки оперетте.
Фильм «Летучая мышь»
В 1978 режиссер Ян Фрид снял одноименный музыкальный фильм на студии Ленфильм, премьера которого состоялась 4 марта 1979. В фильме снялись такие замечательные актеры как: Юрий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Виталий Соломин, Олег Видов, Юрий Васильев, Игорь Дмитриев и другие. Фильм, как и оперетта, завоевал популярность на долгие годы, и уже несколько поколений наслаждаются жизнерадостной музыкой, написанной Штраусом, блестящей игрой актеров и тонким юмором. «Летучая мышь» – классика опереточного жанра
Либретто оперетты И. Кальмана «Сильва»
Сюжет
Аристократ Эдвин и певица варьете Сильва Вареску полюбили друг друга. Чтобы расстроить невыгодную «партию» сына, аристократические родители вспоминают о давно забытой помолвке сына с «партией» выгодной — графиней Стаси и объявляют о предстоящей свадьбе. Но тут выясняются непредвиденные обстоятельства — оказывается, аристократическая мать Эдвина сама когда-то пела и танцевала в том же самом варьете «Орфеум», да к тому же пользовалась таким успехом, что ее прозвали «соловьем».
Ну а завершается всё, как и положено в оперетте — ко всеобщей радости: после ряда недоразумений влюбленные опять вместе.
Премьера
Премьера с огромным успехом прошла 17 ноября 1915 года в Вене. Исполнители: Сильва Вареску — Митцы Гюнтер (Mitzi Günther), Эдвин — Карл Бахман (Karl Bachmann), графиня Стасси — Сюзан Бахрих (Susanne Bachrich), Бони — Йозеф Конид (Josef König).
Оперетта в России
Советская оперетта, 1917—1945
Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И. Дунаевский.
Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы — как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:
«Холопка» (1929); самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.
«Чайхана в горах» (1930).
Дунаевский, в отличие от Стрельникова, совершил революцию жанра. Взамен канонов венской школы он создал своеобразный национальный вариант американского мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические шаблоны того времени. Использование Дунаевским в оперетте массовой песни впоследствии стало одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского — «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955), «Сын клоуна». Многочисленные кинокомедии с музыкой Дунаевского были по существу киноопереттами и отличаются той же стилистикой.
Национальные оперетты
Национальный подъём, наблюдавшийся во второй половине XIX века, особенно на окраинах Австро-Венгрии и Российской империи, затронул и оперетту — стали создаваться произведения на основе национального фольклора.
К категории национальных оперетт можно отнести и произведения итальянских композиторов начала XX века, хотя их музыка менее самобытна и смыкается с венской опереттой. Карло Ломбардо ( Carlo Lombardo , 1869—1959, известен под псевдонимом « Leon Bard ») написал «Герцогиню Фру-Фру из Табарина» ( La duchessa del Bal Tabarin , 1917) и «Страну колокольчиков» ( Il Paese dei campanelli , 1923). Несколько удачных оперетт есть у Джузеппе Пьетри ( Giuseppe Pietri , 1886—1946). Во второй половине XX века в Италии пользовались успехом оперетты Марио Коста ( Mario Costa , 1904—1995). Несколько оперетт написал Руджеро Леонкавалло.
Тигран Чухаджян
Первые оперетты на всём Востоке написал в 70-х годах XIX века классик армянской музыки Тигран Чухаджян (1837 — 1898): «Ариф» (1872, сюжет навеян «Ревизором» Гоголя), «Кёса кёхва» («Плешивый староста», 1873), Леблебиджи («Продавец гороха», 1875, постановка на советской сцене — «Карине»).
Конец!