Урок литературы
8 класс
Учитель: Стафеева Н. И.
"Много прекрасных страниц написано лучшими людьми о Благодатном Воспитателе и Заступнике Земли Русской, Преподобном Сергии. Немало и устных преданий хранится еще в памяти народной, особенно среди странников безымяннных; немало и пророчеств и видений, связанных с этим Светочем, так же как и легенд, возникших со времени расхищения и надругания над великой Святыней Русской
И решили мы отобрать эти жемчужины , чтобы напомнить сердцу русскому о том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет.
Люди Земли Русской! Обратимся же снова к Его светлым и суровым Заветам, сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к подвигу, к новому строительству Страны Светлой!"
Отче Сергий, Дивный, с Тобой идем, с Тобою победим.
Утро на Куликовом поле
Год 1380 – год битвы Куликовой.
Чем памятна - эта битва? В чем величие данного события, раз так глубоко запало оно в наши души?
Как могло такое случиться, что привыкший дрожать при одном только имени татарина русский люд собрался с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи, похоронив их под своими многотысячными костями?
Преподобный Сергий Радонежский благославляет московского князя Дмитрия на битву с Мамаем
Поединок Пересвета с Челубеем
Пересвет Александр (ум. 1380 )-герой Куликовской битвы 1380. Брат Осляби. Брянский боярин, знавший военное дело. Вместе с братом стал монахом основанного Сергием Радонежским Троицкого монастыря. Когда под знаменем Москвы собралось общерус. ополчение, Пересвет и его брат стали воинами Дмитрия Ивановича Донского. В Никоновской летописи (XVI в.) и "Сказании о Мамаевом побоище" дано выразительное описание поединка Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), носящее характер былинного эпоса. Погибший во время битвы Пересвет олицетворял рядовых русских ратников, завоевавших великую победу.
Откуда взялась искра, осветившая самые потаенные места русского духа, и наполнившая его Светом Великой Истины, Истины Единения? Искра, воспламенившая накопленную пороховницу?
Именно такой путь и выбрал будущий Сергий Радонежский, когда поставил маленькую деревянную келью в дремучем лесу. Что им двигало? "Бог и Родина" - пишет Епифаний, которые слились в сердце юного Варфоломея в единый Образ Высшей Истины, которую искал он долгими зимними вечерами в священных книгах. И, найдя, стал претворять ее в жизнь.
Н.К.Рерих. Часовня Сергия. 1937
Приняв игуменство, Сергий ничего не изменил в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, ни в службе, лишь принял большую ответственность. Также как и раньше нес он все работы и служил братии, "как раб купленный", и одежду носил ветхую и покрытую заплатми, так, что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший, ибо Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: "Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугой".
Н.К.Рерих. Сергий строитель
Московский Богоявленский монастырь. Богоявленский собор. Конец XIX века
Преподобный Сергий Радонежский
Н.К.Рерих И мы не боимся .
На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставом, но имели перед собой лишь пример истинного подвижничества в лице своего основателя. Он был равным среди равных. Преподобный носил воду с двумя водоносами для братии, колол дрова, молол ручными жерновами, пек просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию по выражению его жизнеописателя "как раб купленный". Был и на службе первым.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения. Так, когда вокруг монастыря стали возникать поселения, он стал посылать учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа.
Н.К.Рерих Мост Славы
Н.К.Рерих Церковь Сергия.
Троице-Сергиева Лавра. Общий вид