«Осень 2024»

Презентацифя "Искусство в годы ВОВ - фронту. Музыка Победы"

Рассказывается о роли искусства (прежде всего, песен, музыкального искусства) в общей нашей Победе над фашизмом. Рассматривются истории создания нескольких известных песен, написанных в годы ВОВ. Истории некоторых очень интересны. Раскрывается гуманизм нашего народа, его преданность Родине, многовековое уважение, почитание тех, кто защищает Отчизну и так далее

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Музыкальное и театральное искусство  в годы Великой Отечественной войны Хачпанова М.В., зав.школьной библиотекой МАОУ СОШ № 7 г. Балаково Саратовской области  Автор презентации: МАОУ СОШ № 7 Хачпаова М.В. г. Балаково, 2020 г.

Музыкальное и театральное искусство

в годы Великой Отечественной войны

Хачпанова М.В., зав.школьной библиотекой МАОУ СОШ № 7 г. Балаково Саратовской области

Автор презентации:

МАОУ СОШ № 7 Хачпаова М.В.

г. Балаково, 2020 г.

Тема проекта: «Искусство в годы ВОВ» Вам предстоит ответить на вопросы:

Тема проекта: «Искусство в годы ВОВ»

Вам предстоит ответить на вопросы:

  • Можно ли любить музыку, написанную несколько десятилетий назад, и при этом оставаться современным человеком?
  • Почему произведения, написанные в годы Вов или о ней, актуальны и сегодня?
  • Будут ли песни о Вов любимы народом спустя еще несколько десятилетий?
  • Будет ли современная музыка актуальна и в конце 21 века так же, как сегодня эти песни?
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…» ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…»

ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Искусство – тоже оружие!

Искусство – тоже оружие!

Песня согревала душу, напоминая о доме,  и поднимала боевой дух бойцов

Песня согревала душу, напоминая о доме, и поднимала боевой дух бойцов

Музы вели в бой!

Музы вели в бой!

  • Искусство в годы Великой Отечественной войны сыграло важнейшую роль в деле борьбы за освобождение Советской Родины от фашизма.
  • Героические песни звали бойцов к самоотверженной священной войне с фашистскими гадами, суровая Родина-мать с плакатов призывала своих сынов на борьбу, благодаря перу советских писателей весь мир узнал о беспримерных подвигах настоящих героев-коммунистов – Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, героев подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» и многих др. С одной стороны, героизм этих людей, воспетый советскими творцами, наводил ужас и шокировал противников Страны Советов, а с другой – вдохновлял и придавал уверенности миллионам бойцов на фронтах, мобилизовал весь советский народ на героическую борьбу против захватчиков.
Песня – могучее оружие в руках воина!

Песня – могучее оружие в руках воина!

Песня – могучее оружие в руках воина! Прошло уже много лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве. Огромная роль в этой победе по праву принадлежит отечественной культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов силами 42 тыс. творческих работников.  Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.  

Песня – могучее оружие в руках воина!

Прошло уже много лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве. Огромная роль в этой победе по праву принадлежит отечественной культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов силами 42 тыс. творческих работников.

Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

 

Песни о Родине и воинском до лге

Песни о Родине и воинском до лге

«Москвичи»

«Москвичи»

«МОСКВИЧИ»

«МОСКВИЧИ»

  • «Сережка с Малой Бронной и Витька с Маховой»… Эта песенная строка давно уже стала крылатой. Так названы книги; она прочно обосновалась на газетных и журнальных страницах, дав название рубрикам и статьям. Стихотворение было напечатано в журнале «Новый мир» в 1955 году, его прочел замечательный эстрадный певец Марк Бернес и принес к композитору Андрею Эшпаю. Вспоминая историю создания песни, Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал: «Я жил тогда на Большой Бронной, в полуподвале. Окно было открыто, и ко мне часто приходили…через окно. (Дом этот сейчас уже снесли, к сожалению…) Так вот, именно таким образом проник ко мне в квартиру и Марк Наумович Бернес. Поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым я работал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!» Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы—рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале—в июле—августе сорок первого, между местечком Сальцы и Дно. Я проезжал те места: равнина заболоченная, низенький лесок небольшой, от пули не спрячешься — безнадежно… Он погиб во время минометного обстрела. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней…
Непокоренное искусство

Непокоренное искусство

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

  • Девочка играет на рояле
  • Стрелки непочиненных часов, Как трамваи, неподвижно стали. Но спокойно под набат гудков Девочка играет на рояле.
  • Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок, Заскрипели под ногой. Где спички? Девочка учила свой урок, В темноте играя по привычке.
  • Хлеб, как пряник, съеден по пути. Раскладушка в ледяном подвале. ...Но как прежде, ровно с девяти Девочка играет на рояле.
Песня о крепкой мужской дружбе

Песня о крепкой мужской дружбе

  • «На границе тучи ходят хмуро» ( «Три танкиста» ) — советская песня о войне . Песня написана в 1939 году . Песня является неформальным гимном пограничных и танковых войск СССР и России . Песню исполняли многие известные исполнители.
  • Некоторые строчки песни стали распространёнными афоризмами .
  • Песня была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в заставке фильма «Трактористы» в 1939 году. В фильме песню исполнил герой Николая Крючкова.
  • В 1946 году Борис Ласкин написал стихи другого содержания, о том как три друга-танкиста, отвоевав, вернулись к мирным делам:
  • На полях, где шли бои когда-то,
  • Где гремела грозная война,
  • Строят мир бывалые солдаты,
  • Расцветает мирная весна!
  • Помнит песня, как пришла разлука,
  • Как расстались майскою порой
  • Три танкиста — три весёлых друга —
  • Экипаж машины боевой!..
«Три танкиста»

«Три танкиста»

«КАТЮША»

«КАТЮША»

  • Как родилась знаменитая на весь мир «Катюша»? Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их М. В. Исаковский. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить»… Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера . «Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».
  • Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
«Катюша»

«Катюша»

  • Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
  • Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом – Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом.
  • Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение.
«В землянке»

«В землянке»

Песня о разлученных войной

Песня о разлученных войной

  • «В землянке», — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.

История создания песни

Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве, — 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.«Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллельной Волоколамскому шоссе, — свидетельствует один из героев Московской битвы, бывший командир 9-й гвардейской, дважды Герой Советского Союза, генерал армии А. П. Белобородов, — фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…

''Всю ночь русские пели песню, от которой стыла в жилах кровь, а потом пошли в атаку'' - немецкий солдат о боях за Сталинград.
  • ''Всю ночь русские пели песню, от которой стыла в жилах кровь, а потом пошли в атаку'' - немецкий солдат о боях за Сталинград.

Отрывок из воспоминаний  штабс-ефрейтора  113-ой пехотной дивизии армии  Вермахта  о боях в Сталинграде осенью 1942 года: ''День клонился к закату, закат на небе был таким же  кровавым , как и прошлый день. Мы потеряли очень много солдат, но добились небывалого успеха. За день нам удалось захватить целый  квартал . Раньше, если мы продвигались менее, чем на 100 километров - наступление считалось медленным, а щас (сейчас) захват жалкого квартала города считается  успехом  немецкого оружия.

Если бы мы потеряли всего батальон или два, то это считалось бы сущим пустяком. Этот город сделал нас безумцами,  против  нас воевали тоже сумасшедшие. Безумные  Иваны, скорее всего, уже придумывает план по возврату утраченных позиций, поэтому мы не можем расслабляться. Да они нам и не дают, всю ночь бойцы РККА пели песни, от которых стыла в жилах кровь, а позже пошли в атаку. Они кидали  гранаты , не дожидаясь взрыва, и врывались в наши позиции со своими заточенными лопатами, которыми обращались как ножами.

Они не знали страха, будто  мертвецы , идущие в последний бой. Они сражались до конца. Квартал они отбили утром, мы не стали идти в контр-атаку, да и уже некому было.''

«После боя» (Только на фронте)  Музыка: А. Я. Лепин Слова: В. И. Лебедев-Кумач   Кто сказал, что надо бросить  Песни на войне?  После боя сердце просит  Музыки вдвойне!   Нынче — у нас передышка,  Завтра вернемся к боям,  Что ж твоей песни не слышно,  Друг наш, походный баян?   После боя сердце просит  Музыки вдвойне!   Кто сказал, что сердце губит  Свой огонь в бою?  Воин всех вернее любит  Милую свою!    Только на фронте проверишь  Лучшие чувства свои,  Только на фронте измеришь  Силу и крепость любви!   Воин всех вернее любит  Милую свою!   Кто придумал, что грубеют  На войне сердца?  Только здесь хранить умеют  Дружбу до конца!   В битве за друга всю душу  Смело положат друзья.  Ни расколоть, ни нарушить  Дружбы военной нельзя!    Только здесь хранить умеют  Дружбу до конца!   Кто сказал, что надо бросить  Песни на войне?  После боя сердце просит  Музыки вдвойне!   Пой, наш певучий братишка.  Наш неразлучный баян!  Нынче — у нас передышка,  Завтра — вернемся к боям.   После боя сердце просят  Музыки вдвойне!  1943

«После боя» (Только на фронте) Музыка: А. Я. Лепин Слова: В. И. Лебедев-Кумач

  • Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! Нынче — у нас передышка, Завтра вернемся к боям, Что ж твоей песни не слышно, Друг наш, походный баян? После боя сердце просит Музыки вдвойне! Кто сказал, что сердце губит Свой огонь в бою? Воин всех вернее любит Милую свою!
  • Только на фронте проверишь Лучшие чувства свои, Только на фронте измеришь Силу и крепость любви! Воин всех вернее любит Милую свою! Кто придумал, что грубеют На войне сердца? Только здесь хранить умеют Дружбу до конца! В битве за друга всю душу Смело положат друзья. Ни расколоть, ни нарушить Дружбы военной нельзя!

Только здесь хранить умеют Дружбу до конца! Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне! Пой, наш певучий братишка. Наш неразлучный баян! Нынче — у нас передышка, Завтра — вернемся к боям. После боя сердце просят Музыки вдвойне!

1943

Путь песни: от «Танцев до утра»  к «Случайному вальсу»

Путь песни: от «Танцев до утра» к «Случайному вальсу»

  • В одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год было опубликовано стихотворение Е. Долматовского «Танцы до утра» , где были такие строчки:
  • Воет вьюга на Осколе, По реке скользят ветра. Говорят, сегодня в школе Будут танцы до утра. Танца вечная погоня Удивительно легка, И лежит в моей ладони Незнакомая рука…
  • Стихотворение это я написал почти с натуры, — рассказывает поэт. — Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках на рубеже России и Украины в районе Харькова и Белгорода, я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить и отринуть все то, что принадлежит, казалось бы, лишь мирным временам и именуется лирикой. Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, и все это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано — расставание, отъезд… Даже в заголовок стихотворения я вынес то, что крупными неуклюжимыми буквами было выведено на листах бумаги, прикрепленных к дверям школы: «Танцы до утра». Подобные объявления зазывали молодежь в те времена…»

«СЛУЧАЙНЫЙ» или «ОФИЦЕРСКИЙ ВАЛЬС»

Много месяцев спустя, в декабре 1942 года, Е. А. Долматовский встретил композитора Марка Фрадкина. Встреча произошла в районе Сталинграда. С бригадой артистов Фрадкин кочевал по войскам, завершавшим Сталинградскую операцию.

Поэт вспоминал: «Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс». Эшелон шел медленно — от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, — знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово “офицерский” в его названии было заменено на “случайный” – ведь песня была и солдатской».

“ Случайный вальс” пели на фронтовых концертах многие артисты. А Л. Утесов записал его на пластинку. С тех пор прошло много десятков лет, а живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых лирических песен военной поры .

В редкие минуты отдыха –  весёлый русский перепляс

В редкие минуты отдыха – весёлый русский перепляс

Штурм Берлина

Штурм Берлина

  • ПИСЬМО МАТЕРИ 20 марта 1945 года Из фронтового дневника П.Г.Коваленко
  • Здравствуй, мама дорогая, Письмо я Вам пишу сейчас, Пришла для нас пора лихая, Настал последний фрицам час. Я жив, здоров, моя мамаша, Меня не сломит вражий дух, Победа скоро будет наша, И немцев разобьем мы в пух. Письмо пишу я перед боем, И заверяю, мама, Вас, Пусть фрицы как они не воют, Но им настал смертельный час. Сейчас иду на штурм Берлина, Фашистским гадам буду мстить, Чтоб помнили солдата-исполина, Сумевшего Россию защитить.
Весна 45-го года

Весна 45-го года

РОЯЛЬ.

РОЯЛЬ.

  • Руины старого Берлина  Трепещет гордо красный флаг Победной радости картина Где на колени пал Рейхстаг. Цветущий май теплом лаская Победой небо озарил, Цветами землю укрывая Он память мертвым подарил. Палили в воздух пулеметы «Катюши» с воем пронеслись, Танкисты и солдат пехоты На пик рейхстага поднялись.
  • Играл он Баха и Шопена, Играл с душою, наугад А пальцы, как на море пена Ласкали клавиш белый ряд Неслась рекой любви соната Обнявшись с гулкой тишиной
  • И сжалось сердце у солдата Давно не видел он покой. А лейтенант седой и юный Смотрел с тоскою на рояль Обнявшись только с ночью лунной Он вспомнил «бешенный» февраль. Все обнимались и кричали Победный клич – Ура-Ура! И слезы не стыдясь роняли, Пришла победная весна! Дома, разруха, море крови -  Засыпал все цветами май И где- то там играл до боли Забытый , старенький рояль. Он был один среди развалин И «черный фрак» его блестел, На белых переборках клавиш Играл ослепший офицер.
Только тот, кто силен духом, в ужасе войны мог оставаться Человеком.

Только тот, кто силен духом, в ужасе войны мог оставаться Человеком.

Руины старого Берлина

Руины старого Берлина

  • Сраженье, взрывы, переправа, Опять бомбежка – темнота, И режет больно в сердце рана, Что рук не будет никогда. Сестричка, милая, родная, Спасла, тянула на себе, А он , все кровью истекая Мечтал прижать её к себе. Война не смыла в людях веру, Не погубила теплоту, Они узнали жизни цену И полюбили тишину.
  • Слепой играл, Вдруг как-то сжался, И застонал рояль в момент, Когда лицом к нему прижался Совсем безрукий офицер. Он так хотел сыграть «Славянку» Потрогать клавиш «белый стон», С напевом подыграть «Смуглянку», Но нет – без «крыльев» теперь он.
  • Слеза скатилась и упала На старый, брошенный рояль Звезда на небе застонала, Держись! – пропел победный май.
  • Держись, мы выстояли вместе Прошли огонь, потери, ад Зажги в душе надежды песни В сиянье боевых наград. Седой, безусый и безрукий Мальчишка, юный лейтенант Собрал в кулак всю боль и муки И прошептал роялю в такт: Спасибо друг тебе за веру, Спасибо за полет души Сыграй по громче «Баядеру» Я не могу стоять в тиши. Слезами радости умылась В победном мае вся земля Раскатом грома прокатилась Забытая до боли тишина.
«Когда поют солдаты, спокойно дети спят» 2.Современные песни о Родине и защитниках страны

«Когда поют солдаты, спокойно дети спят»

2.Современные песни о Родине и защитниках страны

«Когда поют солдаты…»

«Когда поют солдаты…»

Театр в годы ВОВ

Театр в годы ВОВ

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее