«Осень 2024»

Повышение мотивации обучающихся ДМШ.

Повышение мотивации обучающихся Детских музыкальных школ

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Повышение мотивации обучающихся ДМШ.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.

В концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, приобщению к ценностям и традициям мировой культуры.

На данный момент в музыкальной педагогике начинает происходить обоснованная условиями времени смена привычных приоритетов, классических методов работы с ребенком, которые считаются надёжными и естественными, как мир. Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических технологий на современные. Это еще и замена технократических отношений в системе «учитель — ученик» на гуманистические; переход от авторитетной позиции преподавателя к сотрудничеству с учащимися, как активными субъектами образовательного процесса.

Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.

Цель моей работы – осветить деятельность учителя, которая будет способствовать сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.

Слово «мотивация» образовано от глагола «movere» — «двигать». Учебная мотивация — это процесс, который «запускает», направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация к музыкальной деятельности — это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Развитие мотивации — важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Сумев заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, отпадут проблемы мотивации к обучению игре на музыкальном инструменте, и труд станет потребностью для ребенка. Для успешного решения проблемы внутренней и внешней мотивации учащихся необходимо учитывать психологические особенности каждого учащегося. «Хочется делать то, что получается делать». Творческие задания, игровые ситуации, разнообразный репертуар, создание ситуации успеха — залог активной учебной деятельности. Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика.

Репертуар же – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

Умение подобрать репертуар для каждого учащегося – наилучший важнейший показатель педагогического искусства.

Репертуар надо рассматривать с точки зрения специфических музыкальных воздействий, формирующих психологию учащегося, как средство воспитания огромной силы и значимости.

Основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно-эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта. Молодое поколение, считает М. Фейгин, надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки, что не исключает использование в ограниченной мере “инструктивного” материала.

Специалистами считается, что “репертуар для обучения должен отвечать “логике усвоения ребенком материала”, что должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, что музыка, “строго и сурово” отобранная для обучения, должна быть “пусть самой простой, но талантливой”. При выборе репертуара необходимо учитывать не только технические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Наряду с традиционными программными требованиями составления репертуара, педагогически целесообразно включать в репертуар и произведения, способствующие сохранению мотивации музицирования учащихся, даже если они выходят за границы программных требований. Традиционные требования составления репертуара ориентированы лишь на высокохудожественные, классические образцы музыкальных произведений, что часто оказывается за пределами зоны музыкальных интересов учащихся. Вместе с тем, ряд авторов, такие как И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования, как:

-доступность, как по содержанию, так и по средствам выразительности;

-игра в ансамбле, коллективные занятия;

-общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся;

-обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся.

Таким образом, целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся ДМШ.

И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.

Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика.

Классический репертуар, проверенный многолетним коллективным опытом, при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания музыкантов нового поколения. Индивидуальное развитие нельзя рассматривать вне конкретных общественно-исторических условий. Громадное влияние на развитие слуха оказывает музыка, которую человек слышит вокруг себя с первых лет жизни. К сожалению, музыка, распространенная в быту, не всегда оказывает благотворное влияние на развитие детей. Но ряд фактов и наблюдений убеждают в том, что новые интонации и ритмы, лады и гармонии быстро находят доступ к слуху и душе молодого поколения.

Педагоги должны изучать, отбирать и включать в репертуар учащихся лучшее из созданного и вновь создаваемого советскими, российскими и зарубежными композиторами. Это в равной мере относится и к музыке, написанной специально для детей и юношества, и к наиболее доступной части музыки для взрослых, включаемой в репертуар учащихся.

Американский дирижер, композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель Леонард Бернстайн никогда не проводил резкую границу между развлекательной и серьезной музыкой. Он писал и дирижировал как ту, так и другую. Для Бернстайна существовала только хорошая или не очень хорошая музыка, независимо от того, является она серьезной или развлекательной.

Л.Баренбойм в своих трудах утверждал, что: “Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая её.”

С включением в репертуар для музицирования школьных, массовых, популярных эстрадных песен расширяется возможность заинтересовать обучающихся и ближе соприкоснуться с материалом, возможно, необходимым в их будущей работе.

Работа над массовыми эстрадными песнями всегда интересна для обучающихся. Здесь со стороны педагога проявляется творческая работа в работе над аккомпанементом. Чтобы любое эстрадное произведение было доступно каждому обучающемуся, облегчается аккомпанемент. С целью привлечения обучающегося к работе над этими песнями подбирается аккомпанемент самостоятельно с помощью педагога, что еще больше заинтересовывает учащегося. А педагогу в этом очень помогает методические разработки В. Козырева, В. Храмцова, П. Бережанского, Т. Смирновой и др.

Развитие навыков самостоятельного музицирования, как один из предполагаемых результатов деятельности школ искусств в наше время приобретает новую, обостренную актуальность.

Задача педагогов музыкальной школы - облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому, важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и легкой – с другой. В этом случае, мотивация исполнения своих произведений проецируется и на произведения программного репертуара. Репертуар высокохудожественных произведений будет играть реальную воспитательную роль при условии мотивационной готовности учащихся к присвоению содержания (идеи, образа) произведения как личностно значимого.

В качестве важнейшей педагогической задачи стоит необходимость подбора такого репертуара для каждого учащегося, который бы обеспечивал сохранение имеющейся мотивационной готовности и её дальнейшего развития с ориентацией на высокохудожественные образцы музыки.

Что касается музыкальных предпочтений, то в этом вопросе так же, как и в религиозных верованиях, надо предоставить каждому человеку свободу выбора. Ведь любой запрет приводит к прямо противоположным результатам, ибо “запретный плод сладок”. Споры о том, какая музыка лучше, идут постоянно: одни предлагают запретить молодежную музыку вообще и готовы насильственно навязывать современникам только классическую музыку; другие, наоборот, утверждают, что только в молодежной музыке есть жизнь, которая отсутствует в классической музыке; третьи предлагают убрать из классики оперную и балетную музыку; четвертые ратуют за хард-рок и хеви-металл, и т.д.

Центром музыкального воспитания и образования детей остаются ДМШ и ДШИ. Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, воспитать подготовленного слушателя, активного участника самодеятельности, обучить игре на музыкальных инструментах, развить творческие задатки - эти задачи по-прежнему определяют направления работы детских музыкальных школ.

Ну и в завершении, программа каждого ученика - музыкальная пища растущего организма - должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые и требующие больших усилий произведения. Никогда не следует забывать о «витаминах» - впечатлениях радостных, увлекательных, возбуждающих жизненные силы, без которых все остальное, как бы доброкачественно не было, лежит ненужным грузом.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее