Литературная гостиная.
План урока-спектакля «Русский романс второй половины XIX века»
(урок литературы в 10-м классе)
Цели урока – спектакля: познакомить учащихся с жанром романса; помочь осознать его место и роль в истории русской культуры, в развитии духовного потенциала общества. Показать, что роднит музыку и литературу. Помочь ребятам в развитии вкуса, эстетики. Совершенствовать своё культурологическое пространство.
Оформление сцены:
Вечер. Летняя беседка (в центре сцены) располагается недалеко от окон дома (дом «обозначен» на заднем плане сцены ширмой, в центре которой расположено раскрытое, занавешенное тюлем окно). В центре беседки стоит круглый стол, накрытый белой скатерть, на столе - самовар и чайные приборы, цветы в вазе, нотные листы; вокруг стола четыре стула (по числу участников беседы).
За тонкой ширмой при помощи света действует «театр теней»: попеременно сменяются фигуры – мужчин и женщин – исполнителя и слушателей романсов.
Музыкальное оформление:
1. «Утро туманное, утро седое…» И. С. Тургенев, А. Абаза.
2. «На заре ты ее не буди» А. А. Фет, А. Варламов.
3. «Я встретил вас – и все былое…» Ф. И. Тютчев, Л. Малашкин.
4. «Я тебе ничего не скажу…» А. А. Фет, П. И. Чайковский.
5. «Черные глаза» А. Кольцова.
(всего - пять – семь романсов по выбору учителя).
Действующие лица:
Ведущий: учитель или ученик;
Семен Тихонович - мужчина средних лет, с бородой, полный, в жилете;
Анна Яковлевна - немолодая дама, в шали;
Лиза, ее дочь – девушка лет 15-ти, с длинной косой и книгой в руках;
Андрей - студент, высокий, худой, в очках.
Ход урока:
Открывается занавес. Из окон дома доносится голос исполнителя романса (его силуэт виден в окне) «Утро туманное, утро седое…». За столом сидят Семен Тихонович и Анна Яковлевна. Семен Тихонович читает газету. Анна Яковлевна пьет чай с вареньем. По окончании музыки из-за ширмы появляются Лиза и Петя:
Лиза: Ах, какой чудесный вечер, и эта музыка чудо как хороша! Вы согласны со мною, Петя? (Лиза подходит к столу, садится радом с матерью, но все ее внимание по-прежнему обращено к молодому человеку).
Андрей тоже подходит к столу, но продолжает стоять: Я думаю, что тайна заключается в том, что романс позволят исполнителю в полной мере передать глубину чувств, но многое, на мой взгляд, зависит и от мастерства исполнителя.
В беседу вступает Семен Тихонович: В этом Вы совершенно правы, молодой человек. Иной исполнитель может и хорош для всяких там современных песенок, а вот душевно спеть, так, чтобы до косточек пробрало… Да, сейчас такое исполнение редкость.
Все это время Анна Яковлевна внимательно слушает разговор: Романс – это состояние души, - говорит она. – Андрей. Отчего же вы не садитесь, присядьте, прошу Вас. (Андрей садится напротив Лизы, Анна Яковлевна подает ему чашку).
Лиза: А я очень люблю романсы. В романсах красивые плавные мелодии и такие проникновенные слова о дружбе, любви, разлуке, ревности, красоте души и природы.
Андрей: И этому тоже есть объяснение (юноша многозначительно посмотрел на Лизу). Авторы романсов были влюблены…
Семен Тихонович: И опять, молодой человек, Вы правы. К примеру, поэт Тютчев, женатый человек, в 1833 году написал стихотворение «Я помню время золотое…». Он посвятил его Амалии (дочери графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата), которую любил, и с которой судьба свела его спустя десять лет.
Анна Яковлевна: Помню, когда я была такой же юной, как Лиза, все девушки вели альбомы, в них мы старательно переписывали слова модных романсов, а ноты привозили из Петербурга или из Москвы. Как давно это было…
Из окна вновь слышится музыка и звучит романс «Я встретил вас – и все былое…»
Семен Тихонович: И все же я повторюсь: мало природного дарования! Важно понимать то, что поешь! Из личного опыта знаю, что не каждому даже оперному певцу покоряется романс…
Анна Яковлевна: Да-да, нельзя бездумно исполнять то, что вышло из-под пера Тютчева, Фета, Тургенева, Кольцова… романс надо прочувствовать, выстрадать… (Начинает напевать: «Погубили меня твои черные глаза…»).
Этот же романс («Черные глаза» А. Кольцова) слышится из окна в исполнении приглашенного певца.
Семен Тихонович, обращаясь к Андрею: Пишите ли Вы стихи, молодой человек? В ваши годы как раз время…
Андрей, растерявшись, смотрит на Лизу: Пробовал, но мне таланта не хватает, пожалуй…
Семен Тихонович: Известно ли вам что-нибудь об Алексее Мерзлякове, осмелюсь спросить? (С. Т. хитро прищурился).
Андрей: Да кто же не знает профессора Московского университета!
Семен Тихонович: А известно ли Вам, что этот самый профессор, будучи еще студентом, сочинял романсы, большую часть которых он написал в подмосковном имении Жодочах, увлеченный его хозяйкой (А. Виньяминовой-Зерновой). Так что и Вам советую...
Лиза, покраснев, обращается к матери: Вы, мама, как-то рассказывали, что у вашей хорошей знакомой сохранился альбом, в котором один известный генерал собственноручно написал сочиненный им самим романс?
Анна Яковлевна: Этот генерал – Михаил Офросимов, участник русско-турецких войн и Крымской кампании – был, по рассказам, замечательным человеком. И он действительно написал романс «Коварный друг, но сердцу милый…». В то время, как говорят, не было ни одной барышни, которая бы ни музицировала этот романс.
Из окна вновь слышится музыка – звучит романс «На заре ты ее не буди».
Андрей: Я слышал, что сейчас многие исполнители отдают предпочтение романсу В. Крестовского «Под душистою ветвью сирени…» Кстати, того самого, кто написал небезызвестный роман «Петербургские трущобы»…
Анна Яковлевна: А мне нравится романс «Глядя на луч пурпурного заката…» П. Козлова.
Семен Тихонович: Сейчас в столице в моде цыганские хоры. Да и наши певцы и певицы не стесняются им подражать. Слышал, что и Вяльцева, и Панина, и даже Давыдов исполняют как старинные романсы, так и романсы совсем неизвестных авторов, которые и стали известны публике каким-нибудь своим одним романсом. То ли дело… (напевает первую строчку романса «Я тебе ничего не скажу…»).
Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»
Андрей, по окончании романса: Да, стихи и Фета, и Тютчева, и многих других наших гениев поэтического творчества талантливы. Остается только подобрать нужную музыку… Но новые поэты, пожалуй, им не уступают, потому что хороший романс без души не напишешь. Вы согласны (обращение в зал)?..
Ведущий (выходит на сцену и обращается к зрителям, актеры стоят по двое справа и слева от ведущего):
- Русский романс – это песни, которые затрагивают что-то сокровенное в нашей душе. Это чувства, которые положены на музыку. Это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. Русские романсы трудно с чем-либо сравнивать. Они стоят обособленно среди прочих песен и музыки. Романс - исконно русский вид музыкального творчества. Загадочная русская душа нашла способ выражения своих страстей именно в романсах. Главная тема русского романса – это любовь. О чем бы ни были стихотворные строчки, связующей нитью выступает любовь.
Очень жаль, что русские романсы в современное время потеряли свое место в сердцах людей, которые перестали задумываться о таких вечных ценностях, как любовь, вера, надежда. Вечная спешка современного мира не может вместить в себя спокойную нежность и страстность романса. Несмотря на то, что некоторые исполнители не отказались от своего исполнения такого вида искусства, как русский романс, однако на их концертах практически невозможно увидеть молодых людей, что не может не огорчать. Ведь сейчас именно романсы могли бы стать тем барьером на пути непонятно откуда возникшего презрения к истинной любви, в которую не только не верят очень многие, но и над которой смеются, стоит кому-то высказать «старомодные» взгляды на эту сферу человеческих отношений.
Русский романс – это всегда исповедь души о чем-то тайном. Слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный трепет. Романс тонкими струнами касается тайников человеческого сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется, и какой понимают слушатели.
Может быть, «беда» русских романсов в том, что молодым людям трудно понять и оценить их. Они еще не испытали тех глубоких чувств, о которых в них поется. Но может быть стоит хотя бы попытаться?..