Первые шаги в обучении вокалу
Ребенок 6-7 лет открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя все интересное, новое, он еще доверяет взрослым и хочет у них научиться всему. Надо только суметь использовать эту готовность. В работе с дошкольниками есть два взаимосвязанных пути – игра и сказка.
Первое в жизни музыкальное задание – учимся слушать тишину. Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на фортепиано один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут его слышать. Сначала получается не у всех, потом все лучше и лучше… И вот уже стоит та напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Еще раз слушаем и тихонько, вместе со мной попробуем пропеть этот звук, как бы продолжая звучание фортепиано. Красиво получается не у всех, значит надо поучиться. Начинаем с освоения певческой установки. Сели на стул так, чтобы ноги стояли прямо, на полной ступне. Сидим как бы на половине стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Важно, чтобы ребята не перенапрягались от старания сидеть прямо. Полезно сделать два-три мягких, плавных движения руками. Разомкнуть зубки, опустить подбородок, чуть приоткрыть губы.
Дальше проводим игру. Представим, что в руках у каждого из нас роза. Вдруг на наших глазах роза раскрывается и становиться пышной и большой. Мы удивляемся и по взмаху моей руки тихо говорим «Ах!» Затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и поем звуки фа, соль первой октавы на гласный «а». Надо тщательно следить, чтобы обучающиеся не перенапрягались, не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя необходимым запасом кислорода, кроме того, в этот момент поднимается мягкое нёбо, а это основа пения.
Подводя итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения вокалу перед педагогом и обучающимися стоят три главные задачи:
Освоение певческой установки;
Освоение навыка одновременного начала пения (сюда входим и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения.
Теперь несколько слов о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети довольно быстро это понимают и часто сами просят разрешения попеть стоя. Стоять надо чуть рставив ноги для лучшей опоры. Плечи свободные, руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, а не зажатым. Стоять дети могут 5-10 минут, затем лучше сесть или подвигаться.
Очень важным моментом является выработка сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий спрашиваю у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели…
Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе создает атмосферу общего дела. Вот здесь в полной мере осуществляется сотрудничество педагога и обучающихся.
Одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам поставить к подбородку кисти рук и следить, опускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у».
Очень полезно такое упражнение: приложить кисти рук к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, не наклоняли голову в разные стороны, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса.
Фонетический метод в вокальной работе предполагает хорошее знание механизма звукообразования: знания качества влияния отдельных фонем русского языка на гортань, дыхательные органы. Фонетический метод предлагает пути совершенствования певческого процесса путем определенного подбора фонем русского языка в упражнениях.
Как известно, для пения наиболее удобны три фонемы «а», «о», «у». Почему?
Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает понять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.
Гласный «у» больше всех поднимает мягкое нёбо, очень хорошо организует звук, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность.
Однако «у» самый темный и глубокий гласный и если дети поют глухим звуком, этим гласным злоупотреблять не следует.
Гласный «у» очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (дети ощущают движения передней стенки живота). Упражнения построены на чередовании гласных в соответствии с их физиологической значимостью в певческом процессе.
Теперь немного о распевках. Важны не столько распевания, сколько понимание закономерностей певческого процесса и соблюдение определенных принципов, система в работе. Например, часто поют «ми, мэ, ма, мо, му», а почему?
Последовательность гласных «и, э, а, о, у» увеличивает размер ротовой полости.
Последовательность «и, у, о, э, а» уменьшает напряженность голосовых мышц.
Есть определенные важные качества и у согласных, ведь не случайно мы чаще всего употребляем в пении «л, н, м» - они пропеваются, способствуют кантилене, а при работе над четкостью дикции нам не обойтись без твердых «д, б, р» и т.д.
И таких примеров можно привести много.