
Р
Е
Н
А
К
С
И
О
О
Л
Н
К
К
Е
А
Г
М
Б
А
Й
Т
Ц
О
С
С
Е
О
Р
П
Р
О
Р
О
И
Т
Н
М
П
Р
И
Н
Т
Е
Р
Т
Р
А
В
И
А
А
У
К
Л
Ы
М
Ь
Ш

Алгоритм - модель деятельности исполнителя. Управление ИСПОЛНИТЕЛЕМ РОБОТ

Блиц – опрос

Что такое алгоритм
Алгоритм – это описание последовательности действий , исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий
Мухаммед ибн Мусса аль-Хорезми
(783 – 850 г.г.)
В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Формы представления алгоритмов
Формы
представления
алгоритмов
словесное
графическое
программа
табличное
Рисунки,
пиктограммы
Графы, схемы
Блок-схемы

Типы алгоритмов
Любой алгоритм может быть представлен в виде комбинации трёх базовых структур:
- Линейный (следование).
- Разветвляющийся (ветвление).
- Циклический.

Линейный
При выполнении линейного алгоритма исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования.
начало
Команда 1
после школы иду гулять
Команда 2
возвращаюсь домой
…
делаю уроки
Команда N
конец

Разветвляющийся
Полная форма разветвленного алгоритма
Неполная форма разветвленного алгоритма
вход
вход
Условие
нет
Условие
да
нет
да
Серия
команд
Серия
команд
Серия
команд
выход
выход

Циклический
При исполнении циклического алгоритма отдельные команды или группы команд повторяются многократно.
Цикл пока
условие
Да
Нет
тело цикла
Цикл пока – выполняется до тех пор, пока выполняется или пока не выполнится определенное условие.

Кого называют исполнителем алгоритма
ИСПОЛНИТЕЛЬ - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

- Все ли команды может выполнять исполнитель?

Типы исполнителей
Исполнители
Неформальные
Формальные
В роли формального исполнителя чаще всего выступает техническое устройство
В роли неформального исполнителя чаще всего выступает человек
За действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект
Неформальный исполнитель сам отвечает за свои действия

Неформальный исполнитель не всегда может выполнять одни и те же команды совершенно одинаково.
Формальный исполнитель всегда одинаково выполняет одну и ту же команду. Для каждого формального исполнителя можно указать:
круг решаемых задач;
среду;
систему команд;
систему отказов;
режимы работы.

Формальные исполнители
Неформальные исполнители

Что такое СКИ
система команд исполнителя
Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Круг решаемых задач
Круг решаемых задач. Каждый исполнитель создается для решения определенного класса задач.

Среда исполнителя
Среда исполнителя . Область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель, принято называть средой данного исполнителя.

Система команд исполнителя
Система команд исполнителя . Предписание о выполнении отдельного законченного действия исполнителя называется командой. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, образует СКИ - систему команд исполнителя.
СКИ стиральной машины-автомата:
- Замачивание
- Стирка
- Полоскание
- Отжим
- Сушка

Система отказов исполнителя
Система отказов исполнителя . Отказ «не понимаю» возникает тогда, когда исполнителю подается команда, не входящая в его СКИ. Отказ «не могу» возникает тогда, когда команда из СКИ не может быть им выполнена в конкретных условиях среды.
Стиральная машина не может выполнить команду «полоскание», если к машине не подведена вода.

Режимы работы исполнителя
Непосредственный
Программный
Режимы работы исполнителя . Для большинства исполнителей предусмотрены режимы непосредственного и программного управления. В первом случае исполнитель ожидает команд от человека и каждую поступившую команду немедленно выполняет. Во втором случае исполнителю сначала задается полная последовательность команд (программа), а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме. Ряд исполнителей работает только в одном из названных режимов.

Управление
Управление — это процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие.
Объект управления
Управляющий объект
Управляющее воздействие
Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.

РАЗРАБОЧИК
Только человек
ИСПОЛНИТЕЛЬ
человек, роботы, машины, бытовая техника, и т. д.

Команды «Черепашки»
ВП – вперёд.
НРП – Новый размер пера.
НД – назад.
НК – новый курс.
ПО – перо опусти.
ПП – перо поднять.
НЦ – новый цвет.

Чертежник предназначен для построения рисунков на поле, "размер" которого можно задавать.
Чертежник имеет перо , которое можно поднимать, опускать и перемещать . При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от старого положения исполнителя до нового.

При задании точек на координатной плоскости, в отличие от того, как принято в математике, координаты x и y разделяются запятой: ( x,y) .
Y
Координата точки A ( 3 , 5 )
A
О
X
9

ТЕСТ
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.
26


Исполнитель Робот


«Среда программирования КуМир»
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

Система программирование КуМир
Меню ВСТАВКА, в котором находятся все необходимые для составления алгоритма команды
Выполнение алгоритма
Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота после запуска команды меню выполнение

Команда СКИ Робота
Пояснение движения Робота
вверх
Робот переходит на 1 клетку вверх
вниз
Робот переходит на 1 клетку вниз
влево
Робот переходит на 1 клетку влево
вправо
Робот переходит на 1 клетку вправо
закрасить
Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

«Среда программирования КуМир»
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

И глаза вам скажут «СПАСИБО»!




Работа
в «Среде программирования КуМир»
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

Практическая работа
«Система программирования РОБОТ»
Задание 1. (учебник стр.140)
Задание 2. (№ 23)
Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетрадке, а потом сверить решения. Со слабыми можно выполнять при демонстрации слайдов. Разбирается одна задача.

Вопросы для закрепления:
- Робот является формальным или неформальным исполнителем?
Обоснуйте свой ответ.

Вопросы для закрепления:
2) Укажите команды СКИ Робота
(кликни мышкой на команде)
вверх
закрасить
вперед
назад
вниз
переведи в точку (х, у)
влево
налево
сдвинь на вектор( a , b )
вправо
направо
далее

Ответ верный
к вопросу 2

Ответ неверный
к вопросу 2

Итог урока :
Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?
Вопросы для учащихся:
- Кто может разрабатывать алгоритм?
- Кто может исполнять алгоритм?
- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?

- варианты ответов:
- 1 Разрабатывать алгоритм может только человек.
- 2.Исполняют алгоритмы люди и всевозможные технические устройства.
- 3. человек
- 4.Вправо, влево, верх, вниз, закрасить
- 5. Если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;
- 6. Если на пути Робота стоит стена;
- 7. Если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)

Домашнее задание:
§ 3.3 стр.139-144
Рабочая тетрадь . №25 ,№ 26 стр.

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры.
Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!

Рефлексия.
- - Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Алгоритм и его исполнители” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.
- - А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
- Выберите такое настроение, которое сейчас у вас и покажите нам.
- Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно.

Спасибо за урок!