Описание разработки
Пояснительная записка
С самых давних пор люди передавали свое восприятие мира через рисунки и картины. Умение рисовать — это первое умение, которое приобретает человек в своей жизни. Мы все с раннего детства рисуем на бумаге, во дворе на асфальте или на доске в школе. Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально изменили мир и человеческие возможности. Процесс рисования на компьютере привлекает все больше и больше людей. Преимущество такой графики заключается в том, что пользователь видит процесс создания изображения на всех этапах и может в любой момент внести нужную корректировку. Любой компьютер в руках простого человека может превратиться в инструмент, воплощающий все его художественные мысли – те самые, которые он не может реализовать на бумаге.
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики в 2-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология», а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс) этим связующим звеном и будут являться факультативные курсы по информатике для 5-7 классов, которые являются продолжением пропедевтического курса информатики (2-4 кл).
В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Gimp дается ему легко и просто. С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, использовать компьютерные рисунки в своей проектной деятельности, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса - приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи курса:
привитие навыков сознательного и рационального использования ПК;
знакомство с методами представления графических изображений и форматами графических файлов;
изучение возможностей растрового графического редактора Gimp;
удовлетворение познавательных интересов учащихся.
В результате изучения факультативного курса «Основы компьютерной графики»
Обучающиеся должны знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя;
Обучающиеся должны уметь:
работать мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Gimp;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
Содержание учебной программы
«Основы компьютерной графики»
5 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Gimp
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Gimp по созданию графических объектов. Панель инструментов. Окно изображения. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Инструменты Пипетка, Штамп, Штамп с перспективой.
Тема 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Изменение размеров холста и изображения.
Тема 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Что такое пиксель. Изменение масштаба просмотра рисунков.
Тема 5. Преобразование рисунка. Инструменты преобразования и кадрирования изображений
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка. Инструменты преобразования. Кадрирование. Комбинирование рисунков из разных изображений.
В архиве Учебно-тематический план «Основы компьютерной графики» (5 класс, 34 часа)
Информационные ресурсы, использованные для создания программы факультативного курса по информатике
Учебная и справочная литература
Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;
Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Тимофеев С.М. Работа в графическом редакторе GIMP Издательство: Эксмо-Пресс , 2010
Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - М.: 2008. - 80 с.
Интернет ресурсы
Уроки по Gimp http://gimp.nas2.net/
Графический редактор GIMP: легкие уроки и простые примеры http://knach.com/
Раскраска http://www.raskraska.com/raskraski/165_1/
В приложениях раскраски и итоговый тест.