«Осень 2024»

Оператор цикла с параметром

Сначала учащихся познакомить с конструкцией повторения, приводятся примеры. Далее - знакомство с оператором цикла FOR. И разбор коллективный задач в презентации "Алгоритмы в сказках"

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока по теме

«Оператор цикла с параметром».


Цели и задачи урока:

  • Формирование представление о конструкции «повторение» и о том, как она записывается на языке программирования Паскаль. Ввести понятие об операторе цикла с параметром;

  • Развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности;

  • Воспитание бережного отношения к технике, объективного отношения к себе.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний ( фронтальный опрос )

  3. Изложение нового материала.

  4. Итог урока. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.


1. Какие алгоритмы называются алгоритмами с повторением.

2. Приведите примеры.


  1. Изложение и закрепление нового материала.

Определения цикла с параметром. Общий вид. Цикл for – to и цикл for – downto. ( Работа с презентацией «Конструкция повторения» ).


Задачи для решения. ( презентация «Алгоритмы с повторением в сказках ( цикл для) » )


1. «Сим-сим»

2. Вовка в тридевятом царстве.

3. Казино.

4. Именинный торт.



  1. Итог урока. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Конспект


Содержимое разработки

Составление алгоритмов и программ интереснее, если задачи имеют необычный ( сказочный, фантастический ) сюжет. Можно учащимся задачи представлять как элемент некой компьютерной игры. А сами ученики являются разработчиками небольшого фрагмента этой игры.

Кроме текста задачи рассматриваются решения. Причём текст решения появляется по щелчку мыши после обсуждения с учащимися команд алгоритма. Можно по гиперссылке показать реализацию алгоритма в программной среде ПаскальАВС.



Содержимое разработки

АЛГОРИТМЫ С ПОВТОРЕНИЕМ В СКАЗКАХ

АЛГОРИТМЫ

С ПОВТОРЕНИЕМ

В СКАЗКАХ

Чтобы зайти в волшебную пещеру разбойников Али-Баба мелом на дверях пещеры пять раз написал волшебные слова «Сим-сим, откройся!» Напишите программу для открытия пещеры.

Чтобы зайти в волшебную пещеру разбойников Али-Баба мелом на дверях пещеры пять раз написал волшебные слова «Сим-сим, откройся!»

Напишите программу для открытия пещеры.

Ввод и действия: i - число надписей на пещере ( параметр цикла ) Это число меняется от 1 до 5  Вывод : надпись «Сим-сим, откройся!» Program Peschera; Var i:integer; Begin  for i:=1 to 5 do  write( ‘Сим-сим, откройся! ‘); End. ВЫПОЛНЕНИЕ

Ввод и действия:

i - число надписей на пещере ( параметр цикла )

Это число меняется от 1 до 5

Вывод : надпись «Сим-сим, откройся!»

Program Peschera;

Var i:integer;

Begin

for i:=1 to 5 do

write( ‘Сим-сим, откройся! ‘);

End.

ВЫПОЛНЕНИЕ

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Чтобы вернуться из тридевятого царства Вовка должен с ударом колокола называть вслух числа от 10 до 1. При этом само число загорается в виде звезды на небе. Напишите программу по зажиганию числовых звёзд.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Чтобы вернуться из тридевятого царства Вовка должен с ударом колокола называть вслух числа от 10 до 1. При этом само число загорается в виде звезды на небе.

Напишите программу по зажиганию числовых звёзд.

Ввод и действия: i - количество числовых звёзд ( параметр цикла ) Это число меняется от 1 до 10 Х – число, которое называет Вовка. Это число меняется от 10 до 1. Вывод : зажигаются  названные числа ( 10 9 … 1 ) Program Vovka; Var I, x :integer; Begin X:=10;  for i:=1 to 10 do   begin write( x, ‘ ‘); x:=x-1; end; End. Но можно заметить, что параметр цикла и числа, которые называет Вовка совпадают ( X = i ) , но только в обратном порядке . Поэтому…

Ввод и действия:

i - количество числовых звёзд ( параметр цикла )

Это число меняется от 1 до 10

Х – число, которое называет Вовка.

Это число меняется от 10 до 1.

Вывод : зажигаются названные числа ( 10 9 … 1 )

Program Vovka;

Var I, x :integer;

Begin

X:=10;

for i:=1 to 10 do

begin write( x, ‘ ‘); x:=x-1; end;

End.

Но можно заметить, что параметр цикла и числа, которые называет Вовка совпадают ( X = i ) , но только в обратном порядке . Поэтому…

Ввод и действия: i - число, которое называет Вовка и количество числовых звёзд ( параметр цикла ) Это число меняется от 10 до 1  Вывод : зажигаются  названные числа ( 10 9 … 1 ) Program Vovka; Var i:integer; Begin  for i:=10 downto 1 do  write( i, ‘ ‘); End. ВЫПОЛНЕНИЕ

Ввод и действия:

i - число, которое называет Вовка и количество числовых звёзд ( параметр цикла )

Это число меняется от 10 до 1

Вывод : зажигаются названные числа ( 10 9 … 1 )

Program Vovka;

Var i:integer;

Begin

for i:=10 downto 1 do

write( i, ‘ ‘);

End.

ВЫПОЛНЕНИЕ

Чтобы выиграть джек-пот в казино Лас-Вегаса Джеймс Бонд должен при выпадении на экране монитора игрового аппарата нечётного числа ( начиная с 1 ), нажимать на красную кнопку, фиксируя данное число. Всего необходимо зафиксировать пять чисел. Напишите программу для игрового аппарата.

Чтобы выиграть джек-пот в казино Лас-Вегаса Джеймс Бонд должен при выпадении на экране монитора игрового аппарата нечётного числа ( начиная с 1 ), нажимать на красную кнопку, фиксируя данное число. Всего необходимо зафиксировать пять чисел.

Напишите программу для игрового аппарата.

Ввод и действия: х - зафиксированное число i – количество зафиксированных чисел ( параметр цикла ) Это число меняется от 1 до 5 ( x  i )  Вывод : зафиксированные числа ( 1 3 5 7 9 ) Program Kazino; Var x, i:integer; Begin  x:=1;  for i:=1 to 5 do  begin write( x, ‘ ‘);  x:=x+2; end;  End. ВЫПОЛНЕНИЕ

Ввод и действия:

х - зафиксированное число

i – количество зафиксированных чисел ( параметр цикла )

Это число меняется от 1 до 5 ( x i )

Вывод : зафиксированные числа ( 1 3 5 7 9 )

Program Kazino;

Var x, i:integer;

Begin

x:=1;

for i:=1 to 5 do

begin write( x, ‘ ‘);

x:=x+2; end;

End.

ВЫПОЛНЕНИЕ

Семеро гномов родились в один день с разницей в год. Поэтому на свой именинный торт они покупают свечи: 1 свечка для одного братца, 2 – для второго, 3 - для третьего и т.д. Сколько всего свечек надо купить гномам для именинного торта?

Семеро гномов родились в один день с разницей в год. Поэтому на свой именинный торт они покупают свечи: 1 свечка для одного братца, 2 – для второго, 3 - для третьего и т.д. Сколько всего свечек надо купить гномам для именинного торта?

Ввод и действия: х - число свечей за каждого гнома. ( 1,2,3,4,5,6,7) i – количество гномов ( параметр цикла ) Это число меняется от 1 до 7. ( x = i )  Вывод : Количество всех свечей – Сумма 1+2+3+4+5+6+7 Program Tort; Var i, S :integer; Begin  S:=0;  for i:=1 to 7 do  S:=S+i;  writeln(‘ Количество свечей - ‘,S); End. ВЫПОЛНЕНИЕ

Ввод и действия:

х - число свечей за каждого гнома. ( 1,2,3,4,5,6,7)

i – количество гномов ( параметр цикла )

Это число меняется от 1 до 7. ( x = i )

Вывод : Количество всех свечей – Сумма 1+2+3+4+5+6+7

Program Tort;

Var i, S :integer;

Begin

S:=0;

for i:=1 to 7 do

S:=S+i;

writeln(‘ Количество свечей - ‘,S);

End.

ВЫПОЛНЕНИЕ

Спасибо за урок. До свидания! Автор: Кунцевич Л.А. – учитель информатики  ГУО СШ № 28 г.Бобруйска

Спасибо за урок.

До свидания!

Автор: Кунцевич Л.А. – учитель информатики

ГУО СШ № 28 г.Бобруйска

Содержимое разработки

Запись алгоритмической конструкции

Запись

алгоритмической конструкции

"повторение"

на языке программирования.

Оператор

повторения

Команда повторения ( цикл ) -  это алгоритмическая конструкция, в которой некоторые команды выполняются многократно. Примеры: 1. Сходи к колодцу, принеси в ведре воду, вылей её в бочку. Выполняй эти действия, пока бочка не наполнится водой.  2. Возьми ягодку вишни, вынь косточку, положи очищенную ягодку в таз. Выполняй эти действия, пока не переберёшь все ягоды. 3. Надо перенести со склада в зал магазина 10 стульев. Возьми два стула и занеси их в зал. Повтори эти действия 5 раз. 4. Погрузка вещей в машину при переезде на новую квартиру.

Команда повторения ( цикл ) -

это алгоритмическая конструкция, в которой некоторые команды выполняются многократно.

Примеры:

1. Сходи к колодцу, принеси в ведре воду, вылей её в бочку. Выполняй эти действия, пока бочка не наполнится водой.

2. Возьми ягодку вишни, вынь косточку, положи очищенную ягодку в таз. Выполняй эти действия, пока не переберёшь все ягоды.

3. Надо перенести со склада в зал магазина 10 стульев. Возьми два стула и занеси их в зал. Повтори эти действия 5 раз.

4. Погрузка вещей в машину при переезде на новую квартиру.

Цикл является одной из базовых алгоритмических конструкций и представляет собой последовательность действий, которые выполняются до тех пор, пока выполняется некоторое условие. Саму последовательность повторяющихся действий называют телом цикла . Циклы позволяют записывать действия в компактной форме. В языке программирования Pascal имеются следующие разновидности циклов: * цикл с параметром; * цикл с условием. Каждая из этих разновидностей цикла имеет свои особенности.

Цикл является одной из базовых алгоритмических конструкций и представляет собой последовательность действий, которые выполняются до тех пор, пока выполняется некоторое условие.

Саму последовательность повторяющихся действий называют телом цикла .

Циклы позволяют записывать действия в компактной форме.

В языке программирования Pascal имеются следующие разновидности циклов:

* цикл с параметром;

* цикл с условием.

Каждая из этих разновидностей цикла имеет свои особенности.

Оператор цикла с параметром

Оператор цикла

с параметром

n2 ) значение параметра цикла последовательно уменьшается на 1. В этих записях for … do – заголовок цикла, - тело цикла, i – параметр цикла." width="640"

Если число повторений известно заранее, то удобно использовать алгоритмическую конструкцию цикл с параметром .

В языке Pascal повторение некоторой последовательности действий известное число раз выполняет оператор

for

В общем виде оператор for может быть представлен в двух формах:

В конструкции for i:=n1 to n2 do ; ( n1 значение параметра цикла последовательно увеличивается на 1.

В конструкции for i:=n1 downto n2 do ; ( n1 n2 ) значение параметра цикла последовательно уменьшается на 1.

В этих записях for … do – заголовок цикла, - тело цикла, i – параметр цикла.

Тело цикла может быть простым либо составным ( применяются программные скобки begin … end ). Параметр цикла, его начальное и конечное значения должны принадлежать к одному типу данных ( чаще всего это целочисленный тип integer ,). Блок - схема цикла с параметром НЕТ i = n1 … n2 ДА ТЕЛО ЦИКЛА

Тело цикла может быть простым либо составным ( применяются программные скобки begin … end ). Параметр цикла, его начальное и конечное значения должны принадлежать к одному типу данных ( чаще всего это целочисленный тип integer ,).

Блок - схема

цикла с параметром

НЕТ

i = n1 … n2

ДА

ТЕЛО ЦИКЛА

Помни!

Помни!

  • Нельзя изменять параметр цикла for в теле цикла с помощью команды присваивания. Это может привести к «зацикливанию» программы ( бесконечному повторению тела цикла ) или к неверным результатам выполнения программы.
  • Если в заголовке оператора for … to … do начальное значение параметра цикла больше конечного значения, то тело цикла не выполняется ни разу.
  • Если в заголовке оператора for … downto … do начальное значение параметра цикла меньше конечного значения, то тело цикла не выполняется ни разу.
  • Не забывай о программных скобках, если тело цикла содержит более одной команды.
КОНЕЦ УРОКА

КОНЕЦ

УРОКА

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Серия олимпиад «Осень 2024»



Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее