ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Организационный момент.
Здравствуйте! Добро пожаловать, гости дорогие!
Введение в тему занятия:
П: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, послушайте внимательно, о чём будет идти речь?
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка деревянная)
П: Верно! А вот и ответ на мою загадку.
Для вас исполнят песню «Ложки деревянные» ансамбль ложкарей Солнышко
«Ложки деревянные»
Введение в новую тему:
Актуальность темы. ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Каждый ребёнок – музыкант. В мир музыкальной культуры ребёнок должен войти с собственным музыкальным инструментом.
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Но извлечь звуки можно не только из готового музыкального инструмента, но и экспериментальных (коробочки с крупой, металлическими предметами, ключи, пуговицы на леске, шумелки из пластиковых бутылок, палочки и многое другое). И конечно же звук можно извлечь из ложек.
Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. С течением времени мастера игры на ложках стали объединяться в ансамбли, удивляя многоголосием этого, казалось бы, одноголосого музыкального инструмента. На них играли веселые и шуточные песни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек.
Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант - профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В 19 веке Владимир Андреев, создатель первого в
России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.
Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.
Просмотр видео «Веселый ложкарь»
Зародившись ещё в далёком прошлом, искусство игры на этом инструменте
сохраняет и сегодня многие свои традиционные черты, хотя в нём заметно влияние нового времени. Сегодня применяются не только деревянные ложки, но и алюминиевые, и пластмассовые.
«Фантазия на удмуртские темы»
Главной принадлежностью участников ансамбля являются, конечно, ложки. Так же в ансамбле ложкарей можно использовать бубен, коробочку, рубель, треугольник, трещётки, хлопушку, косу, топор, пилу, чугуны, стиральную доску и другие народные ударные инструменты. Между ними и ложками устраивают своеобразные переклички, тем самым вносятся новые тембровые краски. Иногда эти инструменты просто подыгрывают партии ложек.
Использовать все инструменты одновременно нужно чрезвычайно редко, как правило, в туттийных местах и далеко не в каждой пьесе.
Для аккомпанемента ансамблю ложкарей можно использовать различные составы ансамблей русских народных инструментов.
Р.н.п. «Вейся, вейся, капуста»
Поблагодарим Образцовый ансамбль ложкарей «Солнышко» и на этой ноте мы и начнём с вами учиться играть на ложках. Готовы?
Активная форма работы с участниками мастер – класса –
обучение игре на ложках.
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на ложках не так уж легко, как кажется.
Итак, давайте возьмём в руки наши ложки. Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Первое упражнение - руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.
Второе упражнение – красим кистью поочередно каждой рукой в вертикальном и в горизонтальном направлении.
Краской крашу я карниз
Вверх вниз, вверх вниз!
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам
кистей рук при игре на ложках.
Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках. Берем ложки. «Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.
Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги, а затем другой. На счет «раз», «два», «три», «четыре» ударяют ложками по колену, ложки как «мячики» отскакивают от колена. Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа.
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз
левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к
другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и
полу.
«Круг» - ударяют по колену левой ноги, плечу левой руки, плечу правой руки,
колену правой ноги.
«Трещотка» - самый распространенный исполнительский прием — ложки
ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно
обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой
ладонью.
В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.
Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Большое значение имеет форма посадки ансамбля. Можно сидеть в несколько рядов, в один прямой или подковообразный ряд, группами и т.п. Расположение исполнителей на сцене должно способствовать усилению общего впечатления от исполняемой пьесы. Важно помнить, что ложки во время концерта могут ломаться, поэтому замена их новыми делается спокойно по ходу игры. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.
Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.
Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению учащихся к народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!