Тема урока: Образцы казахской национальной одежды.
Цель урока: научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность
Задачи урока:
А)образовательная: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды, отрабатывать практические навыки изображения;
Б)развивающие: развивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения ; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся;
В)воспитательные: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование урока: Художественные материалы, инструменты и принадлежности.
Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства; принципами декоративного обобщения,
- уметь передавать единство формы и декора,
-умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов,
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изложение нового материала в форме беседы.
IV. Практическая работа и выполнение творческого задания.
V. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие класса.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Психологический настрой.
II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и цели урока.
Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.
Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. И сегодны мы окунемся в пучину истории нашей родины.
III. Изложение нового материала в форме беседы.
Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор : тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде и побывав в третьей юрте, мы с вами выполним творческую работу.
Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
А что называется орнаментом?
Для чего служит орнамент?
Сколько видов существует в казахских орнаментах?
На какие группы делятся орнаменты?
Назовите предметы украшенные орнаментом?
Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?
А в наше время-время компьютерных технологий, где применяют орнамент?
Ответы учащихся.
Да, в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал.
А теперь мы узнаем, какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.
Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.
Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовле-ния обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распростра-нении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.
Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.
Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.
Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:
Тымак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка, наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Тымақ был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею.
Қалпақ - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям калпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.
Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.
Бөрік - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.
Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.
Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.
Позументный чапан (шапан) - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.
Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалбар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.
Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.
Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.
Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.
Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.
Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.
У казахов особо почитался головной убор. Среди женских головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы. Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество.
К женским головным уборам еще относится кимешек, бөрік, а также есть шапочка тюбетейка. Самая красивая из тюбетеек – это такия для маленьких девочек. Тақия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность тақии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Тақию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняла прощальную песню «сынсу» посвящённую - символу детства.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она немного изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.
А теперь заглянем в третью юрту - эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок.
имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.
А теперь перейдём к практической части нашего урока.
IV. Практическая работа учащихся и выполнение творческого задания.
Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.
Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.
Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.
Правила при выполнении орнамента.
Очень важна в орнаменте симметрия и цвет.
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба; белый – символ радости, счастья; желтый – знания, мудрости; красный – символ юности, красоты и весны; черный – символ земли.
1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1 - 4 цвета.
Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.
V. Анализ работы учащихся и итоги урока.
Выставка детских работ.
Посмотрите на выполненные вами работы. Я очень рада, что рисунки получились у всех. Молодцы!
Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов:
а) Какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокырекше, масы).
б) Какие материалы использовались при изготовлении одежды? (шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).
в) Саукеле – это головной убор: женщин, девушек, невесты.
г) Одежду украшали: орнаментами, бисером, тесьмой.
VI.Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились на сегодняшнем уроке?
Что научились создавать своими руками?
Красиво получилось?
В какой технике создавали работу?
Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?