О чести и бесчестии
(По рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)
Цели и задачи урока
Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе
В. Дёгтева «Аморальный приказ».
2. Понять причины поступков главного героя рассказа.
3. Совершенствовать навык монологической речи. 4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное
сравнивать). 5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки
I. Приветствие
- Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это - книга! Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового мига,
Указанье грядущих дорог –
Это - книга! Да здравствует книга!
(Т. Щепкина - Куперник)
- В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём.
II. Основная часть
1.Работа со словом
- Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого слова?
Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.
Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.
- На что нас нацеливает автор? О чём хочет предупредить?
2. Беседа
- Когда и где происходят описываемые в рассказе события?
- От чьего имени ведётся повествование?
- С чего начинается действие?
- Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых.
- Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым?
(осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи)
- Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит?
- Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от предыдущей?
(ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок)
- 1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни, следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками?
(«социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»)
3. Реализация индивидуального домашнего задания №1
- В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви) читатель может увидеть какую-то обречённость, нежелание бороться. Подумаем, так ли это?
Сообщение о Серафиме Саровском
Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно». Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради.
Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу.
Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор — жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.
- Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться?
(Божий человек покорен воле Господа; смирение - с миром принимаю)
4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего задания №2.
- Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный друг - пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?
Алёша: послушник (в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству...); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду.
- Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов?
Пушок: умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс, дворняга.
- Как они относятся друг к другу?
- Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как относились животные к святым людям.
Сообщение о Сергии Радонежском
В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала подвижника.
Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним
хлебом, отдавал последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно овечка.
- Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения, характеризующие мальчика, и прокомментируем их.
кроткий добрыйй
благородный
Алёша
талантливый смирный
безобидный благодарный
(добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный, талантливый)
5.Характеристика героя. Работа в группах
На корабле есть человек, которому все окружающие глубоко безразличны. Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок.
- Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)
- Какую должность он занимает? (замполит - заместитель капитана по политической части)
- Посмотрим, как он относится к людям.
Работа в группах:
1группа: отношение к Алёше
(отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА);
2группа: отношение к Пушку
(восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм);
3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2)
(1. не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением; 2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по своими глазами-маслинами палубе» в поисках пса).
- Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой он?
Составим синонимический ряд:
Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный.
Центральное слово – бездушный (без-душный - без души). Это бездушие проявляется в отношении к людям. Кто-то, устав от несовершенства мира, может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек!
6.Продолжи предложение. Монологическое высказывание по предложенному плану
- Чем капитан отличается от Якова Наумыча?
Продолжим предложения
Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана…
(слаба - малодушие)
Он наделён хорошими качествами…
(чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)
Чувство долга…
(осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)
Человек может испытывать чувство долга перед…
(родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)
Капитан получает письменный приказ…
(затопить пароход с «грузом»)
- Капитан стоит перед выбором…
Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?»
План:
1.Мне дан приказ…
2. Что я мог поделать…
3. Я долго не выходил из каюты…
4. Я сделал свой выбор…
5. Я объявил приказ команде…
6. В момент исполнения приказа я чувствовал…
7. Я сожалел о том, что…
Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан.
Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим; плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить…
7.Аудиофрагмент
(от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! »
до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…)
8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального домашнего задания №3
- Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении: «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Слышали ли вы их раньше?
(Евангелие от Луки
23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону 23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)
- С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат и в древней и в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под пытками, зная, что умирают за веру Христову.
Реализация индивидуального домашнего задания №3
(каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и исповеднике Российском)
Вот некоторые имена.
Пример:
Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия
Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара (Яковлева)
Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.
Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.
Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси
Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет.
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.
- В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских. (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола»)
9. Поясни
- А теперь – финал рассказа
Поясните, на чём основаны мои утверждения.
Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.
Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным помётом. (китель = честь)
Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже…»
И ещё нужно помнить, что незнание законов не освобождает от ответственности.
10. Домашнее задание
К конце рассказа видим послесловие.
- Как вы понимаете прочитанное?
- Почему священник отказал капитану в причастии?
- Откуда у него оказался фамильный крест рода, к которому принадлежит Алёша?
Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание.
III. Итоги урока
- Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»?
- В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие. Потому что хорошая книга, православная книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий человек, а каким он быть не должен…