УДК
“Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни” (взаимодействие литературы с изобразительным искусством на занятиях в IX классах)
Ерисова Н.Н.
Учитель рисования
Машинская Е.А.
Учитель русского языка и литературы
СОШ №4 им. К. Макпалеева
Связь литературы с другими искусствами - одна из трудных проблем в работе. Используя широкие возможности для проявления творческой инициативы, учителя ориентируют учащихся на такую систему преподавания, которая развила бы их интересы к художественной литературе и другим видам искусства, способствовала бы их активности и самостоятельности.
Интегрированные уроки пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают образные восприятия окружающего мира, умение сопоставить увиденные и прочувствованные образы в различных искусствах, воспитываю вкус, внутреннюю культуру, обогащают словарный запас учащихся.
Предлагаем свой опыт работы с иллюстрациями М. Врубеля к произведениям М. Лермонтова.
Михаил Александрович Врубель создал более тридцати иллюстраций к произведениям Лермонтова: к «Демону», «Герою нашего времени», поэме «Измаил-Бей», «Русалке», «Еврейской мелодии», стихотворению, «Журналист, писатель и читатель».
Лермонтовские иллюстрации Врубеля совершенны. Стоит лишь показать внимательному юному читателю, например, врубелевского Печорина, чтобы, как правило, услышать: «Я так его себе и представлял…»
Безусловно, один из ненавязчивых путей обогатить восприятие лермонтовских рисунков Врубеля — рассказ о личности, судьбе, творчестве художникa.
Объем сведений о художнике, порядок и форму изложения этих сведений должен определить сам учитель: подготовку такого рассказа нужно пережить. И хочется высказать только некоторые соображения для того, кто приступает к названной теме впервые.
Можно дать общие сведения о художнике, о времени его жизни (1856— 1910), показать репродукции самых совершенных его вещей — и все это будет интересным, впечатляющим и полезным. Однако стоит специально предусмотреть такую компоновку .материала, которая позволила бы раскрыть источники творческой близости поэта и художника. Это не просто. И потому, что Врубеля от Лермонтова многое отъединяет (разное время, разное отношение к общественному движению, различие характеров и т. д.), и потому, что личность художника чрезвычайно сложна.
«Врубель жил растекающейся жизнью», — пишет биограф художник С. П. Яремич. «Растекающаяся жизнь» и воссоздается в свидетельствах современников, людей разных, с разным отношением к окружающему, обладающих разной степенью проницательности. Но сейчас, когда опубликовано множество воспоминаний о xудожнике и множество писем (его самого, к нему, о нем), легче понять то, что некогда было видно лишь немногим, — как бы сердцевину этой «растекающейся жизни», то, что неизменно; в продолжение десятков лет, ее цементировало.
Есть у самого художника высказывания, которые особенно выразительно раскрывают его душу, его отношение к миру.
«Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни», — говорил Врубель сестре в одном из московских писем. А в письме к жене, сопоставляя свои работы с работами других художников, он употребил весьма характерные выражения — «восторг» и «натиск».
«Восторг», «натиск», «порывы» были преимущественными свойствами его темперамента. Врубель любил жизнь и неудержимо стремился к радости, которую она может дать. Но в его устремленности к празднику жизни была не просто потребность удовольствий, то была жажда совершенных, возвышенных отношений и чувств.
Было время, когда Врубель круто изменил свою жизнь. Уже закончив юридический факультет Петербургского университета, он вдруг перечеркнул несколько лет своей молодости. Он отказался от соблазнов карьеры, от благополучного будущего юриста. Он предпочел неведомую судьбу художника и в двадцать четыре года снова стал студентом. «В каморку, — писал он тогда сестре, — но свою — каморку своего специального труда — там счастье!»
Врубель, несомненно, многое пересмотрел тогда. И несомненно, уже тогда он сделал шаг за общие рамки. «Он становится все более и более философом, — писал в ту пору старшей сестре художника его отец, — нигде почти не бывает — и отказывается от моей помощи... У меня щемит сердце видеть его не имеющим ни копейки, ни приличной одежды и никакого заработка в ближайшем будущем. И Миша об этом не заботится».
Врубель не стал аскетом, он не утратил порывов к «кубку жизни», но новое счастье вошло в его мир. Упоение искусством, фанатическая преданность ему оттеснили на время жизнь с ее «застоем», с «десятками болезней общества» (выражения Врубеля), со всем, что начало тяготить его еще в юности.
С настроением обретенного счастья Врубель приехал в Киев. Горя желанием быстрее оказаться на самостоятельном пути свободного творчества, полный сил, уверенный в своем таланте, он оставил в 1884 году Академию и принял предложение заняться реставрацией киевской Кирилловской церкви.
Первые же крупные работы в Киеве обнаружили огромный, оригинальный дар художника. «Врубель встал передо мной во весь рост, — вспоминал о своем впечатлении М. В. Нестеров,— его дивные... образа сверкали самоцветными камнями. В них была не совсем обычная красота».
В Киеве" художник впервые узнал, как тернист путь того, кто решился нарушить традиции. Он перенес немало уколов самолюбия в отношениях с людьми, к которым шел с «душой открытой для добра» и для которых, неожиданно для него, достоинство положения оказалось выше достоинств сердца и таланта.
Врубель не проникся лермонтовским пафосом обличия. Но он обратился к титаническим образам трагических героев писателя – и нашел в них отклик своему страданию. Именно в киевскую пору бедствий, разочарований, размышлений об обманутых надеждах он пришел к темам своих будущих лермонтовских иллюстраций.
Демон- Лермонтова — образ могучий, но и загадочный, и есть- немало разноречивых его толкований. Врубель нашел в тоске «духа изгнанья» отклик собственной муке; ему была близка мощь лермонтовского отрицания зла и несправедливости, мятежность лермонтовского протеста против оков, губящих необъятные силы. И вместе с тем художник, бывший в стороне от общественного движения, отразил в Демоне не только собственную тоску, но и настроение тех современников, кто, подобно ему, задыхался в гнетущей атмосфере эпохи 80-х годов, кто страдал в мире приземленности идеалов и подавления свободы.
В киевский же период Врубель создал первые изображения Печорина. 1889 годом помечен рисунок, который представляет собой ранний вариант иллюстрации «Печорин на диване». Этот рисунок настолько примечателен, что не может не вызвать особого интереса: художник изобразил Печорина похожим на себя самого. Проводил ли художник какую-то внешнюю параллель? Возможно. Но не в этом, надо полагать, главное.
Вспоминаются слова Печорина: «...зачем я жил?.. и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» Разумеется, речь идет не о тождественности характеров, отношения к людям и т. д. Дело в другом: в ассоциации, которую Врубель проводил, было, по-видимому, ощущение общности трагедии: трагедии неприкаянности, духовного одиночества, мучительного сознания скованности необъятных сил.
Где и когда рассказать о художнике? Видимо, удобнее всего на занятии кружка, пригласив на него не только кружковцев. Целесообразно поступить и иначе. Вряд ли приходится ожидать, что каждый школьник встретится при чтении Лермонтова с рисунками Врубеля; в лучшем случае некоторые из учеников увидят некоторые из иллюстраций (таковы доступные издания). Поэтому было бы хорошо создать для кабинета Врубеля, книжную или в фоторепродукциях. К открытию такой выставки тоже можно было бы приурочить рассказ о художнике.
Для успешного обсуждения иллюстраций важно, чтобы в темах, вопросах, заданиях, предлагаемых ученикам, не было надуманности, в количестве вопросов соблюдалась мера, а рассуждения не стоит затягивать. Непосредственно для уроков целесообразно взять иллюстрации к «Герою нашего времени»: Печорин на диване; дуэль Печорина с Грушницким; княжна Мери и Грушницкий у источника; Казбич и Азамат (особенно три первые). Характеризуемые далее фор мы занятий только примерные. В зависимости от конкретных условий работы (в классе или вне класса; с сильным или слабым составом учеников) они могут потребовать коррективно.
Печорин на диване (книжный вариант)
Замечательна композиция этой иллюстрации. Печорин один в комнате; в позе, необычайно выразительно передающей и сосредоточенность его мысли, и расслабляющую его опустошенность, он лежит на покрытом ковром диване. Все, что окружает Печорина, словно не вполне закончено в рисунке: не прорисован узор ковра, видны лишь общие контуры великолепной коллекции оружия, занявшей стену над диваном, расплываются очертания стула...
И это только подчеркивает настроение героя: ему нет дела до окружающего, пышная декорация не может его ни занимать, ни тешить. Все наше внимание приковывается к его глазам, выражению лица, позе. «Есть трагическое противоречие, — пишет по поводу этого рисунка С. Н. Дурылин, — между почти обломовским положением стройной фигуры молодого человека, распростершегося в бездействии праздного покоя на пышном диване, и энергичным поворотом головы, волевым устремление взора, точно великие силы обречены на полную бездейственность …»
При рассмотрении иллюстрации можно выделить вопросы: какие чувства, какое настроение героя запечатлены на рисунке? Какая сцена романа изображена? Каким замыслом мог руководствоваться художник, не стремясь в данном случае точно передать какую-то сцену? Важна не обязательная постановка этих вопросов перед учениками, а их прояснение по существу.
При организации беседы названные вопросы могут быть и последовательно предложены классу (не обязательно всем), и положены в основу заданий. Можно, например, перед обсуждением рисунка раздавать ученикам для обдумывания карточни следующего содержания:
1. Как вы можете объяснить суждение исследователя творчества поэта; «Это не иллюстрация в тесном смысле этого слова... Это — обобщенная мысль о «герое нашего времени»?
Как вы понимаете утверждение: «Врубелевский Печорин является лучшей иллюстрацией к «Предисловию» к «Герою нашего времени»?
3. Что обращает на себя ваше внимание в композиции рисунка?
Иллюстрация «Печорин на диване» воспроизводится не так часто, приходится поэтому специально позаботиться об ее демонстрации: дать ее на выставке или спроецировать с помощью интерактивной доски.
Дуэль Печорина и Грушницкого
Сцена в романе, к которой относится иллюстрация, — развязка истории, потребовавшей от Печорина мобилизовать всю его проницательность и мужественную энергию, проявить самообладание и холодное презрение к смерти. И чего же ради напрягались силы этого одаренного человека? «Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было». Еще одна жизненная жестокость. Горькое осознание бессмысленной суетности происшедшего, непоправимости, содеянного, ощущение себя «необходимым лицом пятого акта» — таково состояние Печорина в романе, и таким показал его Врубель: «Если я причиною несчастий других, то и сам я не менее несчастлив».
Врубеля можно упрекнуть в том, что он не шел буквально за авторским описанием. Все это так. Но верный себе, Врубель искал главного, в его рисунке передана (и как передана!) трагедия главного героя, суть его характера, его отношения к миру.
Обсуждение можно сосредоточить на вопросах: каким показывает художник душевное состояние Печорина? Как композиция рисунка (расстановка фигур, общий фон, вид площадки) раскрывает смысл происходящего и настроение участников дуэли? Говоря об этом, естественно обратиться к тексту, к размышлениям Печорина после дуэли.
Княжна Мери и Грушницкий у источника
На иллюстрациях Врубеля Грушницкий появляется один лишь раз, в сцене, когда Мери, вопреки духу чопорного этикета, подняла оброненный им стакан. Удачно ли в данном случае художник избрал тему рисунка? Позволяет ли иллюстрация обнаружить как-то характер Грушницкого? (Ведь Врубель оставил без внимания весьма колоритные в этом смысле ситуации, как, например, «заговор» в ресторации или объяснение во время дуэли.) Такие вопросы могут стать отправными при рассмотрении рисунка.
Иллюстрации к «Герою нашего времени» закономерно рассмотреть в связи с анализом отдельных образов или отдельных эпизодов, но полезно привлечь рисунки и на заключительных занятиях по теме. В этом случае уместна постановка вопросов, относящихся к рисункам в целом: какие идеи и настроения Лермонтова прежде всего раскрыл Врубель? В чем соответствуют, а в чем не соответствуют роману его иллюстрации? Насколько существенны отступления художника от авторских описаний? Снижает ли значение иллюстраций то, что художник опускает многие кульминационные моменты?
Один из наиболее трудных вопросов — соответствие стиля писателя и художника. Не стоит особенно углубляться со школьниками в существо этой проблемы, их познания малы для такого подхода. Но известные черты модернизма в манере Врубеля очевидны. Тем не менее эти моменты не помешали художнику добиться внутреннего, глубинного соответствия своего изображения лермонтовскому.
Из-за недостатка времени иллюциям к поэме «Демон» нельзя уделить на уроках должного внимания, к ним возможно обратиться на факультативных или кружковых занятиях или на литературном вечере.
В этих рисунках, как и в иллюстрациях к «Герою нашего времени», Врубель не следовал традициям. Ему ставили в вину, что он многое не показал, многое упустил: не дал картин прекрасной природы, не нарисовал седого Гудала, не изобразил боя в гоpax... Главной заботой, болью xyдожника был Демон, Демон тоскующий Демон, возрожденный любовью к добру, Демон, потрясенный крушением надежд. Поразительно мастерство, с которым в этих рисунках Врубель воспроизвел накал чувств, стремите движения, колорит Востока. Кажется, что эти выполненные в ocновном черной акварелью рисунки сияют переливами красок.
Общую тему «Демон Лермонтова и Демон Врубеля» можно раскрыть и иначе: подготовить доклады, организовать обсуждение. Для отдельных сообщений учеников целесообразно предложить такие темы: 1. Первые изображения художником Демона (одесские и киевские искания, «Демон сидящий»), 2. Иллюстрации к поэме «Демон». 3. «Демон поверженный».
Для обсуждения стоит наметать такие, например, сопоставительные задания: 1. «Демон сидящий» и «Голова Демона на фоне гор». 2. «Голова Демона на фоне гор» (тот же рисунок) и «Демон поверженный».
Сопоставление «Демона сидящего» (1890) и «Головы Демона» поможет уяснить смысл этого символического образа, то, чем был Демон для Лермонтова и Врубеля. «В образе Демона, — говорит Дурылин, — Врубель, подобно Лермонтову, создавал величайшую протестующую антитезу своей эпохе». Таким «дух изгнанья» еще не выглядит в «Демоне сидящем», и Врубель об этом говорил сам.
Лицо Демона, с запекшимися губами, со страдающим, горящим взором, поражает глубиной тоски, непосильной даже для такого могучего духа. Это Демон уже после потери Тамары: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои...» Но это по-прежнему Демон несломленный, одинокий, страдающий, но «властный и величавый», гордый и мятежный: «И вновь остался он, надменный...»
С конца 1899 года Врубель начал работать над картиной «Демон летящий». Эта незаконченная вещь оказалась последним воплощением лермонтовского Демона. Все безысходнее становилась тоска художника, все фатальнее он приближался к образу Демона поверженного. «Демон поверженный» был представлен на выставке «Мира искусства» в 1902 году.
Врубель работал над этой вещью исступленно, в страшном напряжении последних сил, по четырнадцать и более часов в сутки, никуда не выходя, почти не разговаривая с близкими. И, уже поместив картину на выставку, он продолжал заниматься ею. Утром, до прихода посетителей, он он являлся в зал — и принимался снов: снова переписывать Демона. В памяти свидетелей этих мучительных попыток художника сохранился бесконечно меняющийся облик Демона. «Были моменты, — рассказывает Яремич, когда по лицу его лились слезы. Затем он снова ожесточался».
Демона, поверженного, обессилевшего, страдающего от злобы отчаяния, нет у Лермонтова. Такого Демона написал Врубель. Но что хотел исправить художник? Есть свидетельства, что он хотел поднять Демона, что он собирался написать новое полотно, сделать Демона снова могучим, летящим – лермонтовским Демоном. Этого замысла Врубелю уже не удалось осуществить.
Тема «Иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова» - бесхлопатная тема. Нужно знакомиться с литературой, находить иллюстрации, заботиться о способах их рассмотрения и т.д. но учитель, который загорится темой, отважится на нее, много даст своим ученикам для лучшего понимания Лермонтова и вряд ли не почувствует удовлетворения от того, что поможет им найти путь к одному из самых замечательных, хотя и сложных, русских художников.
Литература:
1. «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Альбом. Институт мировой литературы им. М. Горького». Изд. «Искусство», М. — Л., 1941.
2. М.Ю.Лермонтов. Демон. Восточная повесть (1838—1840). Иллюстрированное издание т-ва И. Н. Кушнерев и К°, М., 1909.
3. М. Ю. Лермонтов. Демон. Восточная повесть. Иллюстрации М. А. Врубеля. «Academia», М., 1937.
4. С. Дурылин. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Учпедгиз, М., 1940.
5. Иван Евдокимов. М. А. Врубель, М., 1925.
6. «Золотое Руно» (Москва), 1906, № 1; 1909, № 5.
7. А. П. Иванов. Врубель. 2-е издание Н. И. Бутковской, П., 1916.
8. «Искусство и Печатное Дело» (Киев), 1910, №№ 4,5,6—7, 8—9,10,11,12.
9. «Искусство» (Киев), 1911.
10. Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Редакция В. Каллаша. «Печатник», М., 1914—1915.
11. М. Ю. Лермонтов. Сочинения. Художественное издание т-ва И. Н. Кушнерев и К°,М., 1891.
12. «Литературное Наследство», М., 1941, № 43—44 (первый Лермонтовский том) и М., 1948, № 45—46 (второй Лермонтовский том).
13. «Мир Искусства» (Петербург), 1902, № 5—6; 1903, № 10—11; 1904, № 5.
14. Н. П. Пахомов. Лермонтов в изобразительном искусстве. Издательство Академии наук СССР, М. — Л., 1940.
15. С. П. Яремич. Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество. Издание И. Кнебель, М., 1911.